Катакомбы Рима: история, обзор. Искусство первых христиан Катакомбы присциллы в риме




Термин катакомбы возник из двух греческих слов » катак» «кюмбэн» что в переводе «около углубления» – так назывались в четвертом веке христианские кладбище. В устройстве и расположении этих кладбищ, в искусстве, в украшениях и надписях гробниц, в словах, начертаных на стенах, в малейших чертах и знаках, открываются самые сокровенные стороны первых христиан в Риме.

Казалось бы, что в подземелье должны присутствовать тяжелые и неприятные ощущения.

Удивительно, но в римских катакомбах душу охватывает чувство покоя и умиротворения. Вся живопись на стенах оптимистического характера и наполнена обещанием воскресения.

Катакомбы похожи на извилистые пещеры с переплетающимися и пересекающимися ходами без какой-либо системы. Они образуют своеобразный подземный мир и являются доказательством того, какое широкое распространение получила в обществе христианская религия до ее признания. В окрестностях Рима известно более 40 подземных гробниц, созданных в период раннего христианства.

Приглашаем посетить, на ваш выбор, индивидуальную экскурсию в одну из римских катакомб:

Катакомбы Присциллы

Катакомбы Присциллы – считаются одними из самых ранних, а так же из за количества захоронений была названа «королевой катакомб» .

  • время посещения с 8.30-12.00, 14.30-17.00
  • Понедельник — выходной
  • Как добраться: городским транспортом. От станции Termini на 86, 92, 310 автобусе или от площади Venezia на 63 автобусе, остановка piazza Crati. Такси около 15 евро.

Катакомбы святой Агнессы

Катакомбы святой Агнессы – создание и развитие этих кладбищ связаны с молодой мученицей Агнессой и гонениями христиан в третьем веке.

  • стоимость входного билета — 8 евро
  • время посещения с 9.00-12.00, 16.00-18.00
  • Воскресенье выходной
  • Как добраться: на автобусе 90, 60, 36 на via Nomentana
  • Место встречи: метро S. Agnese/Annibaliano , прямо перед входом в McDonald’s, вот точка на карте .

Катакомбы святого Клемента

Катакомбы святого Клемента – увидим базилику четвертого века и подземный мир первого века, где еще правит язычество.

  • Стоимость входного билета: 10 евро
  • Время посещения: с 9.00-12.00, 15.00-17.30
  • В субботу в 9.00 проходит месса, посещение после 12.00
  • Воскресенье — выходной
  • Как добраться: от Termini на 75, 714, 16 автобусе или от станции метро Colosseo 15 минут пешком.

Организационные детали

  • Время начала: 08:30-09:00 или 15:00-16:00 в зависимости от катакомбы
  • Билеты : в катакомбы покупаем на месте при входе
  • В катакомбах есть дресс-код: обязательно, чтобы плечи и колени прикрыты. В катакомбах даже летом прохладно, поэтому стоит захватить что ни будь, что можно накинуть сверху.
  • Стоимость индивидуальной экскурсии: 100 евро за вашу компанию до 3-х человек
  • Продолжительность: около 1,5 часов
  • Место встречи: у входа выбранных катакомб, самый удобный способ добраться –

По легенде, первые христиане использовали катакомбы в качестве убежища во время гонений, однако это именно легенда: на самом деле катакомбы предназначались для погребения, а затем превратились в святилища мучеников, куда стекались паломники со всей территории Римской империи.

Вконтакте

Сегодня эти подземелья с длинными коридорами очень популярны у туристов, потому что здесь сохранилось множество скульптур, фресок и надписей, рассказывающих об обычаях и традициях первоначальной церкви.

Возможно, немногие знают, что всего в Риме насчитывается более шестидесяти катакомб; самые известные находятся в районе Старой Аппиевой дороги и ворот Порта-Ардеатина (катакомбы святого Себастьяна, святого Каллиста, святой Домитиллы).

Если вы ищете необычный маршрут по Вечному городу, этот материал для вас.

Катакомбы святого Каллиста


Эти катакомбы - самый древний и лучше всего сохранившийся некрополь на Аппиевой дороге, обустроенный в конце II в. н.э. на территории большого участка, предоставленного церковным властям в самостоятельное пользование и отведённого под захоронения. После избрания на папский престол епископ Зефирин (199-217 гг.) призвал к себе дьякона Каллиста и назначил его смотрителем кладбища. Став в свою очередь стал понтификом, он расширил погребальный комплекс, ставший местом упокоения шестнадцати римских пап III в. (эта часть называется «Папской криптой»). В катакомбы ведёт крутая лестница; пройдя через «Папскую крипту», через небольшой проход вы попадаете в кубикулу, где была обнаружена могила святой Цецилии. На стенах сохранились росписи V-VI вв., включая самое древнее изображение молящейся святой.



Покинув этот покой, можно спуститься в оссуарий, состоящий из нескольких уровней и достигающий 4 метров в высоту, а затем пройти по туннелю, в котором открываются входы в «Кубикулы Таинств», названные так по сценам крещения и евхаристии, изображённым на стенах. Далее можно осмотреть монументальный «саркофаг папы Мильтиада», другие отделы - святых Гая и Евсевия, а также папы Либерия (352-366 гг.), где сохранились три надписи той эпохи и арочные ниши с захоронениями (аркосолии), украшенные росписями со сценами их Ветхого и Нового Завета. И только после этого вы окажетесь у первоначального ядра всего сооружения - «Крипты Луцины». Здесь стоит саркофаг папы Корнелия, украшенный росписями в византийской манере, а на стенах примечательны две фрески: «Добрый пастырь и молящиеся», а также роспись с изображением двух корзин, полных хлеба, и стеклянного бокала, наполненного вином, посередине (символы таинства евхаристии).

Катакомбы Присциллы




Из всей обширной территории некрополя, которая простиралась вокруг Соляной дороги (via Salaria), катакомбы Присциллы сохранились лучше всего. Первоначальным ядром этих древних катакомб были захоронения конца II в. н.э., которые датируются по многочисленным надписям с упоминанием имён Петра и Павла. Названы они по имени римской христианки Присциллы, хозяйки этого земельного участка, чей сын, по преданию, дал кров святому Петру. Самая древняя часть называется «греческой капеллой» из-за двух надписей греческим алфавитом, выполненных красной краской в нишах помещения, которое изначально использовалось как укрытие от летнего зноя; вероятно, здесь даже были фонтаны и декор. Росписи на стенах изображают сцены из Ветхого и Нового Завета. В III в. был выкопан второй уровень, включающий длинный главный туннель и более двадцати малых туннелей по сторонам. Вокруг старого ядра появился ещё один отдел, где находится фреска с самым древним из дошедших до нас изображений Мадонны с младенцем. В IV в. над катакомбами построили базилику святого Сильвестра; её нынешнее здание - преимущественно результат реконструкции.

Катакомбы святого Себастьяна

Эти катакомбы имеют четыре уровня; они находятся в глубокой ложбине, где добывали пуццолан - строительный материал, представляющий собой смесь вулканического пепла, пемзы и туфа. Здесь хоронили своих мертвецов ещё язычники, а ближе к концу II в. н.э. некрополь стал христианским и был освящён в честь святых Петра и Павла. По легенде, именно здесь были спрятаны останки святых до того, как были возведены базилики в Ватикане и на дороге в Остию. Лишь в IV в., когда здесь был похоронен святой Себастьян (погиб в 298 г.), катакомбы получили своё нынешнее название.


Согласно преданию, юный римский легионер Себастьян предпочёл пытку стрелами отречению от христианской веры; он чудом остался жив, и едва окреп, вновь бросил вызов императору Диоклетиану. Тот заключил его под стражу и приказал отвести Себастьяна на Палатинский ипподром, где его забили палками; тело мученика сбросили в Большую Клоаку. Вскоре его подобрала христианка Лукина, которой святой явился во сне; именно она перевезла останки в катакомбы.

Катакомбы святой Домициллы




Это одни из крупнейших римских катакомб, первоначальным ядром которых был ряд захоронений на участках, принадлежавших Флавии Домицилле - племяннице консула Тита Флавия Климента (умер в 95 г. н.э.) и родственнице императора Веспасиана - и подаренной ей своим освобождённым рабам.

Катакомбы Понтиана

© Wikimedia Commons

Предполагается, что катакомбы Понциана названы именем владельца земельного участка. Захоронения здесь достигли максимальной площади в IV в. Здесь покоятся святые Абдон и Сеннен - освобождённые рабы из Персии, принявшие христианство и убитые в римском амфитеатре, а также другие святые мучники. Здесь есть росписи VI-VII вв. и помещение, служащее баптистерием.

Еврейские катакомбы Винья-Ранданини


Эти катакомбы находятся в частной собственности и охраняются Римским археологическим управлением. Они были обнаружены в 1859 г. и являются одним из лучших образцов подобных сооружений в городе. Еврейская община в Риме образовалась уже во II в. до н.э., а особенно многочисленной стала в эпоху империи. Вход в катакомбы представляет собой просторный прямоугольный зал (первоначально лишённый крыши, а затем разделённый на две части и перекрытый сводом - вероятно, его использовали как синагогу). Внизу можно увидеть могилы, выкопанные в полу, погребальные ниши, замурованные кирпичами, арочные ниши с саркофагами и традиционные многоуровневые захоронения «кохим» финикийского происхождения. В некоторых кубикулах есть росписи с цветочными орнаментами и изображениями животных, а также элементами традиционной иудейской иконографии (такими, как Ковчег Завета и семисвечный светильник менора); а вот надписей на иврите здесь нет. Максимальной протяжённости катакомбы достигли в III-IV вв. н.э.

Катакомбы святых Петра и Марцеллина

© laboratorio104.it

Этот комплекс источники называют «между двух лавров» (“inter duas lauros”) - именно так когда-то именовалась эта местность. В него входят катакомбы Петра и Марцеллина, одноимённая базилика и мавзолей святой Елены (он же мавзолей Тор-Пиньяттара). Вход в катакомбы находится во дворе базилики. Первоначально склеп, где похоронены святые, представлял собой две простых ниши; в IV в. папа римский Дамасий (366-384 гг.) - предание гласит, будто о мученической смерти Петра и Марцеллина ему поведал лично их палач, - повелел украсить их монументальным мраморным декором. Была построена входная лестница и оборудован обязательный маршрут осмотра для паломников, проходивший и по наземной, и по подземной части. Тела святых оставались в крипте вплоть до восхода на папский престол Григория IV в 826 г., когда их перевезли сначала во Францию, а затем в Германию.

Многочисленные надписи, нацарапанные на стенах небольшой апсиды и туннелей, ведущих к могилам святых, с живостью свидетельствуют о популярности этого места у верующих: здесь можно увидеть мольбы, записанные не только латиницей, но и рунами (среди паломников было немало кельтов и германцев). Стены катакомб покрыты росписями на библейские сюжеты (обратите внимание на сцену Богоявления с двумя фигурами волхвов), а по площади они третьи в Риме.

Папа Гонорий I (625-638 гг.) распорядился возвести небольшую подземную базилику с апсидой, способную вместить всё более многочисленных пилигримов, и увеличить вдвое входную лестницу в базилику, после чего освятил алтарь, установленный прямо над двумя захоронениями. В V-VII вв. здесь появляется новое святилище в честь четырёх увенчанных мучеников (Клавдия, Кастория, Симпрониана и Никострата), связанное с первоначальным ядром комплекса коридорами с односторонним движением и световыми люками; чтобы облегчить движение паломников, были загорожены входы во второстепенные туннели и кубикулы, строились новые лестницы. В последний раз комплекс расширяется при папе Адриане I (772-795 гг.).

Катакомбы святой Агнессы

Катакомбы являются частью монументального комплекса, который также включает в себя базилику Сант’Аньезе-фуори-ле-мура и мавзолей святой Констанции (Константины), возведённый в IV в., место упокоения дочерей императора Констатина Великого - Константины и Елены. Туннели обширных катакомб протянулись под зданием базилики и охватили соседние участки; многочисленные надписи, обнаруженные там археологами, свидетельствуют со всей определённостью, что подземные ходы и помещения были прорыты ещё до того, как здесь похоронили святую Агнессу. Учёные наткнулись на эти катакомбы случайно в 1865 г. Росписей здесь нет, а пространство подразделяется на три уровня и четыре отдела. Самый древний отдел находится слева от базилики; кубикула здесь завалена массивным камнем, как в иудейских захоронениях. Четвёртый отдел расположен прямо под портиком первоначального здания церкви.

Многоликий Рим, насчитывающий несколько тысячелетий, является самым загадочным городом Италии, в котором оживают страницы исторического романа. Веками создававшаяся столица, где гармонично соединились прошлое, настоящее и будущее, удивляет гигантским количеством уникальных объектов, сделавших ее настоящим музеем под открытым небом. Историческое и культурное наследие Вечного города доступно для туристов, совершающих увлекательное путешествие в далекие времена и знакомящихся с жемчужиной Италии, сохранившей христианские святыни.

Catacombe di Roma

Не только православных паломников, но и всех отдыхающих, жаждущих открыть для себя что-то новое и неизведанное, дороги приведут в подземные катакомбы Рима, представляющие собой разветвленную сеть лабиринтов из туфа, в стенах которых выбиты ниши для захоронений. Многоуровневые галереи, опоясывающие пространство под столицей страны, возникли еще в дохристианскую эпоху. Известны языческие, сарацинские и иудейские катакомбы, а всего ученые обнаружили более 60 подземных лабиринтов и примерно 750 тысяч склепов.

Большая их часть появилась в раннехристианскую эпоху, а самые первые галереи были созданы в 107 году нашей эры. и его ученики нашли верных последователей среди людей самых разных социальных слоев. Первые христиане Рима часто подвергались гонениям, поскольку император требовал, чтобы только его признавали богом, а приверженцы новой религии почитали одного-единственного Христа.

Катакомбы, предназначенные для погребений

Ранее существовало мнение, что в катакомбах Рима прятались люди, которых преследовали солдаты императора, однако это не так: в подземных лабиринтах, где всегда темно, никто не жил, поскольку это просто невозможно. Испытавшие на себе гнев правителей, христиане использовали для захоронений своих близких отдельно от язычников заброшенные каменоломни или частные владения римлян, принявших новую веру. Чувствующие себя в безопасности, они рыли ходы в туфе и расширяли уже существующие коридоры, создавая огромную сеть лабиринтов высотой от 2,5 до 5 метров. Горная пористая порода довольно мягка, легко крошится, и в ней несложно выкопать обычной лопатой или киркой целую систему переходов.

Немного фактов о погребении в галереях

По обе стороны коридоров христиане выбивали в стенах многоярусные ниши (локулы), в которые помещались тела усопших. Затем своеобразная усыпальница замуровывалась каменными плитами. Умерших единоверцев омывали, умащали благовониями, поскольку христиане не бальзамировали тела, заворачивали в саван и клали в нишу подземелья, закрывая ее кирпичами или плитой, на которой было высечено имя умершего и лаконичные эпитафии. Частенько в стену вмуровывали

Углубления в узких коридорах высекались в несколько ярусов высотой до пяти метров. В подземных коридорах вырубались кубикулы - боковые комнаты, которые представляли собой фамильные склепы или места захоронения пап и мучеников.

Любопытно, что людей, которые выкапывали подземные галереи, а впоследствии содержали лабиринты в удовлетворительном состоянии, называли фоссорами, а руководили ими управляющие, назначаемые епископами. Многие подземелья названы в их честь, например катакомбы Каллиста в Риме получили имя протодиакона Каллиста, ставшего понтификом. В начале IV века, когда христианство было объявлено официальной религией, все гонения на верующих прекратились, а подземелья, вырытые ими, признаны официальными захоронениями.

Открытие забытых подземелий

Катакомбы Рима считались очень важным явлением в жизни столицы страны, однако уже через столетие лабиринты приходят в запустение, поскольку они перестают использоваться для погребения усопших. В подземелья, превратившиеся в святилища мучеников, стекались сотни тысяч паломников. Но вскоре по воле римских епископов мощи извлекаются и переносятся в городские храмы.

Лишенные останков почитаемых святых, галереи были забыты до 1578 года, когда начинается строительство дороги via Salaria и обнаруживается первое кладбище. Так были найдены катакомбы Присциллы - аристократки, происходившей из знатной и уважаемой семьи и владевшей большим участком земли, на котором и появились подземные захоронения.

Масштабное изучение катакомб святых в Риме происходит в XIX веке, и большой вклад в их исследование вносит русский художник Рейман, написавший около ста копий фресок, сохранившихся на стенах галерей. С 1929 года начинается сбор и опись сохранившихся в тоннелях предметов.

Catacombe di Priscilla

Система христианских подземелий самая обширная из всех, и старейшими из них являются прекрасно сохранившиеся катакомбы Присциллы, ставшие настоящей сенсацией. В них обнаружились уникальные образцы древнего искусства: настенные росписи с изображениями сцен из Нового и Старого Завета, красочные фрески, главным персонажем которых является Добрый Пастырь - символ Иисуса Христа. А важной достопримечательностью римских катакомб является небольшое помещение с надписями на греческом языке, где были установлены скамейки для поминальных трапез (Cappella Greca).

Особый интерес ученых вызывает выполненная во II веке яркая фреска, на которой изображена женщина в ярком малиновом платье и светлой вуали. Это самое древнее изображение молящейся святой.

Попасть в подземные лабиринты, расположенные по адресу: Via Salaria, 430, можно городскими автобусами под номерами 86 или 92. Необходимо выйти на остановке Piazza Crati, а далее следовать указателям с надписью via Priscilla. Попасть во все подземелья возможно только в составе экскурсионной группы.

Catacombe di San Callisto

Однако самым крупным христианским захоронением считаются катакомбы Святого Каллиста в Риме, появившиеся во II веке. Протянувшиеся на 12 километров под Аппиевой дорогой, они представляют собой четырехуровневый лабиринт, который можно назвать "городом мертвых", поскольку здесь есть свои улицы, перекрестки и даже площади. В подземных галереях, в которых объединены кладбища разных периодов времени, и сейчас работают археологи, и далеко не все захоронения открыты для посетителей. На протяжении долгой истории здесь нашли последний приют около 50 мучеников и 16 римских пап, и за это катакомбы называют главным памятником христианских кладбищ.

Самым популярным склепом является усыпальница (Santa Cecilia), где прекрасно сохранились настенные фрески и мозаики. На площади с названием "Маленький Ватикан" покоятся руководившие церковью римские понтифики и святые мученики.

Подземное кладбище, обустройством которого занимался диакон Каллист, признано самыми известными катакомбами Рима. Как добраться до Catacombe di San Callisto, расположенных по адресу: Via Appia Antica, 110/126? Городские автобусы под номерами 118 (выйти нужно на одноименной остановке) или 218 (конечный пункт маршрута Fosse Ardeatine) довезут до исторической достопримечательности.

Catacombe di San Sebastiano

Самыми доступными из всех подземных галерей являются четырехуровневые катакомбы Святого Себастьяна. Расположенные по адресу: Via Appia Antica, 136, они сохранились намного хуже, чем остальные. Когда-то в лабиринтах хоронили своих близких язычники, а к концу II века освященный некрополь становится христианским. бросивший вызов императору Диоклетиану, погиб в 298 году, и после захоронения его останков получили свое нынешнее название ранее безымянные катакомбы Рима.

Как попасть в уникальные тоннели, в которых когда-то проводились религиозные собрания во времена гонения на христиан? Добраться до них можно на городских автобусах под номерами 118 и 218, а выйти необходимо на остановке Cecilia Metella.

Притягательные для туристов подземные кладбища

Туристы, побывавшие в подземных галереях, признаются, что им сложно описать всю гамму чувств при виде могильных плит, появившихся много веков назад.

Мрачные безлюдные коридоры, в которых всегда тихо, навевают мысли о неминуемой смерти, однако таинственные лабиринты, которые хранят множество тайн, все-таки притягивают посетителей, любящих острые ощущения. В нетронутых современностью катакомбах Древнего Рима каждый прикоснется к далеким раннехристианским временам.

Удивительное явление, свойственное Риму – это скрытый “Вечный город”, замурованный под землей со времен Римской империи. Бесчисленное количество зданий и базилик города построены на фундаменте дворцов и храмов Древнего Рима. Когда здания буквально уходили под землю, поглощались культурным слоем и разрушались (в результате пожара или землетрясения, или каких-либо природных катаклизмов), сверху строили новые, не уничтожая их. Отчасти поэтому сегодня мы имеем так много примеров городской архитектуры и живописи первых веков цивилизации и христианства, спрятанных, словно заботливо прикрытых от непогоды и сильного ветра, более новыми постройками.

Королеву дорог, древнюю Аппиеву дорогу, из-за многочисленных античных строений и захоронений, тянущихся вдоль нее, называют самым длинным музеем мира. Здесь вы сможете посетить одни из самых известных и значимых катакомб Рима — катакомбы Св. Себастьяна и Св. Каллиста. Рекомендуем начать с посещения катакомб Св. Каллиста, до которых можно добраться от станции метро Circo Massimo (metro B) или Piramide на автобусе 118 прямо до остановки Catacombe S.Callisto. Катакомбы Св. Себастьяна, как и многие другие достопримечательности, находятся в пешеходной доступности от катакомб Св. Каллиста. Ориентироваться здесь очень легко, поскольку вдоль древней римской дороги везде стоят указатели. А если не хочется уезжать из центра Рима, то недалеко от Колизея откройте для себя подземелье базилики Св. Климента. Расскажем обо всем этом подробнее.

АППИЕВА ДОРОГА (VIA APPIA ANTICA)

Это была самая значимая из общественных дорог Древнего Рима. Заложенная еще в 312 году до н.э. Аппием Клавдием Цеке, она вела из Рима в Капую, а позднее – в Бриндизи (город в регионе Апулия). Первый участок дороги – до Капуи, протяженностью 195 км, – был построен для военных целей, в помощь римлянам против самнитов. Строители выровняли возвышенные места и засыпали овраги и впадины, чтобы римские легионеры могли беспрепятственно и быстро передвигаться. Позднее Аппиева дорога стала важнейшей магистралью для торговли товарами и рабами с востока. В 71 году до н.э., после подавления восстания Спартака, вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима были распяты более 6000 пленных рабов. По ее сторонам возводились монументальные гробницы и великолепные памятники, убранство которых стало делом престижа. Римский закон запрещал захоронения в черте города, поэтому для погребений использовались земли, прилегающие к крупным дорогам, ведущим из Рима.

Вдоль Аппиевой дороги сегодня расположено множество интересных памятников: гробницы и виллы республиканского и имперского периода, христианские и иудейские катакомбы, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на античных руинах, ренессансные и барочные постройки. До сих пор Аппиева дорога вымощена древними массивными камнями, по которым можно прогуливаться. Самые известные катакомбы вдоль Аппиевой дороги — это катакомбы Св. Каллиста, Св. Себастьана и Св. Домициллы. Рим окружен еще очень хорошо сохранившейся до наших дней крепостной стеной, возведенной в 271-275 годах при императоре Аврелиане.

ЦЕРКОВЬ «QUO VADIS?»

В здании ворот Св. Себастьяна, откуда начинается самая примечательная часть Аппиевой дороги, ныне действует музей Аврелиановых стен. Недалеко от ворот Св. Себастьяна находится церковь «Камо глядеши?» («Quo Vadis?», Via Appia Antica, 51). По легенде, именно на этом месте апостол Петр, спасающийся бегством от гнева Нерона, встретил Иисуса Христа и спросил его: «Господи, куда путь держишь?», на что Иисус ответил: «Я иду в Рим, чтобы быть распятым второй раз!». Устыдившись своего бегства, Петр возвратился обратно в Рим, чтобы достойно принять мученичество. На месте их встречи и была построена церковь.

КАТАКОМБЫ СВЯТОГО КАЛЛИСТА (CATACOMBE DI SAN CALLISTO)

www.catacombe.roma.it , Via Appia Antica 110/126, взрослый/льготный €8/€5, пн-вс 9.00-12.00 и 14.00-17.00. Закрыто 25 дек, 1 янв и 1 воскресенье Пасхи.

Катакомбы Св. Каллиста — это один из наиболее известных исторических и религиозных памятников Рима. Среди всех подземных кладбищ эти катакомбы Рима самые посещаемые. Тоннели и галереи, расположенные на четырех уровнях, представляют собой запутанный лабиринт. Здесь находятся бесчисленные саркофаги, склепы, кубикулы, украшенные эпитафиями и резьбой, фрагменты старинных масляных ламп и ваз.

История катакомб Св. Каллиста насчитывает почти 2000 лет. Необычные подземные пещеры, как полагают, служили местом частных христианских захоронений. Обустройством и расширением катакомб занимался в конце II века диакон Каллист, провозглашенный впоследствии римским папой. В честь него и были названы эти подземные лабиринты, где стало традицией хоронить первых христиан. На протяжении всей истории здесь были погребены более 50 мучеников и 16 римских пап, что делает его одним из самых важных христианских кладбищ. Катакомбы были обнаружены итальянским археологом Джованни Баттиста в 1854 году, который назвал их «маленьким Ватиканом – центральным памятником всех христианских кладбищ».

Размеры катакомб Св. Каллиста впечатляют – тоннельный комплекс простирается почти на 19 километров и состоит из 4 уровней. Самый глубокий из них пролегает на глубине почти 20 метров. Из внутренних помещений особо примечательны Крипта пап и склеп Св. Цецилии, покровительницы духовной музыки. На стенах галерей посетители могут увидеть древние фрески, скульптуры и другие ценные артефакты.

КАТАКОМБЫ СВЯТОГО СЕБАСТЬЯНА (CATACOMBE DI SAN SEBASTIANO)

www.catacombe.org , Via Appia Antica 136, взрослый/льготный €8/€5, пн-вс 10.00-17.00 (последний посетитель до 16.30). Закрыто 25 дек, 1 янв.

Другие главные катакомбы Рима -катакомбы Св. Себастьяна. Когда именно они были построены, историки затрудняются сказать. Единственное, что известно наверняка – это то, что они появились намного раньше одноименной базилики. Подземные галереи использовались в качестве кладбища для христиан, а также как место проведения тайных религиозных собраний в худшие времена гонений на христианство.

Изящная базилика, возведенная в IV веке, официально называется «San Sebastiano fuori le mura», что в переводе означает «Сан-Себастьяно вне стен». Это означает, что церковь была построена за пределами города. Базилика посвящена одному из самых почитаемых в католической религии мученику — святому Себастьяну, жившему в III веке н.э. Первоначально храм был известен как Базилика Апостолов. Согласно легенде, на этом месте находились мощи апостолов Петра и Павла, которые позже были перенесены в другие церкви. Прах Св. Себастьяна по-прежнему хранится здесь, внутри базилики.

Катакомбы Св. Себастьяна всегда были самыми доступными из многочисленных подземных кладбищ Вечного города. По этой причине они сохранились немного хуже, чем остальные. И тем не менее, посетители смогут увидеть подземные туннели общей протяженностью около 11 километров. Стены катакомб украшают древние мозаики, граффити, настенные росписи. Хорошо сохранились фрески христианской тематики: Оранта (молящаяся Богоматерь), Иисус в яслях, Моисей, цикл фресок о пророке Ионе. Также в туннелях катакомб находятся старые христианские склепы и саркофаги. В одной из галерей стоит небольшой подпольный алтарь, который использовался во время проведения богослужений.

Один из приделов базилики Св.Себастьяна заслуживает особого внимания — это часовня со святыми реликвиями. Здесь хранится стрела, поразившая святого, и часть колонны, к которой он был привязан во время пыток. В базилике также установлен бюст мученика, предположительно изваянный знаменитым итальянским художником эпохи Возрождения Джованни Лоренцо Бернини. Базилика Св. Себастьяна является одной из семи церквей Рима, которые обязательно посещают все католические паломники.

БАЗИЛИКА СВЯТОГО КЛИМЕНТА (BASILICA DI SAN CLEMENTE)

www.basilicasanclemente.com , Via Labicana 95, взрослый/льготный €5/€3,50, пн-сб 09.00-12.30 и 15.00-18.00, последний посетитель в 12.10 и 17.40), вс и праздники 12.00-18.00, последний посетитель в 17.40). Закрыто 25 дек, 1 янв и 1 воскресенье Пасхи. Фото-видео съемка запрещена.

В десяти минутах ходьбы от Колизея, на Виа Лабикана (Via Labicana), находится старинная базилика Св. Климента (Basilica di San Clemente). Скромная внешним фасадом, она настоящее сокровище изнутри, слоеный пирог из эпох и стилей. Здание построено на месте двух еще более древних храмов, раннехристианского (IV век) и языческого (III век). Самый ранний храм был возведен на руинах домов, уничтоженных Нероновым пожаром, — это две постройки I века нашей эры.

Осмотрев верхний уровень – средневековую базилику, богато украшенную византийской апсидальной мозаикой XII века, — вы спускаетесь по каменной лестнице в сырое темное подземелье, где можно увидеть удивительные фрески первых христиан и послушать шум подземных рек. Здание, построенное на руинах пожарища в I в. н.э., предположительно принадлежало консулу Титу Флавию Клементу, родственнику правящей императорской династии Флавиев. Предание утверждает, что Клемент (не путать со Св. Климентом) был первым христианским сенатором и мучеником — император Домициан казнил его за симпатии к христианским обрядам. По одной из версий, в частном доме консула могли проводиться христианские богослужения, которыми заправлял Св. Климент, римский епископ и один из первых римских пап после апостола Петра.

На самом нижнем уровне базилики находится митрей – святилище бога Митры. Здесь вы увидите уникальный алтарь с изображением языческого божества, пронзающего кинжалом быка.

03.03.2015 0 9485

Под древними улицами Рима скрыт ещё один город со своими строениями и лабиринтами улиц. Античные катакомбы общей длиной в более чем полторы сотни километров использовались раньше как места погребений.

Возникновение захоронений

Вдоль знаменитой Аппиевой дороги в Риме, под поверхностью земли, располагается разветвлённая система подземелий. Эти катакомбы представляют собой длинные лабиринты из туфа, в стенах которых находятся прямоугольные ниши для захоронений. На сегодняшний день почти все ниши открыты и пусты, однако сохранились и закрытые (например, в катакомбах Панфила).

Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб общей длиной 150-170 км, это около 750000(!) захоронений. Кстати, само название «катакомбы» (лат. catacomba) римлянам было не известно, они применяли слово «цеметерий» (лат. coemeterium) — «покои». Лишь одна из coemeteria, святого Себастьяна, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos — углубление).

Аппиева дорога

Первые катакомбы у ворот Рима возникли ещё в дохристианскую эпоху. Римский закон запрещал захоронения в черте города, поэтому для погребений римляне использовали крупные дороги, ведущие из Рима. Большинство памятников на Аппиевой дороге было возведено во II веке, после того, как вместо римской традиции сжигания тел умерших, зажиточные граждане начали хоронить тела в земле.

Цена на участки земли в начале общественных дорог, соединявших между собой наиболее крупные города, была высока, поэтому, чем ближе захоронение находилось к городским воротам, тем более уважаем был хозяин участка.

Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали только своих близких. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках только единоверцев. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия. Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам», «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога».

Наиболее ранними (IV век) историческими источниками о римских катакомбах выступают сочинения Блаженного Иеронима и Пруденция. Иероним, воспитывавшийся в Риме, оставил заметки о своих посещениях катакомб:

«Вместе со своими товарищами-сверстниками я имел обычай по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, спускаться часто в пещеры, вырытые в глубине земли, в стенах которых по обеим сторонам лежат тела усопших, и в которых такая темнота, что здесь почти сбывается это пророческое изречение: «да внидут во ад живи» (Пс. 54:16).

Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период сочинение Пруденция «Страдания блаженнейшего мученика Ипполита»:

«Недалеко от того места, где оканчивается городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишённое света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь. Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты; и хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее, чрез означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных священнодействий».

Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых.

Погребальные обряды

Катакомбы в период П—IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами.

На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой», «Спи в мире Господа» и т. п. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно высоко: несмотря на разграбление ряда захоронений в одних только катакомбах святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу.

Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии («Почить в мире», «Почить в Боге») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: bi-shalom, bi-adonai.

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фо ссоры. Также в их обязанности входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил. Изображения фоссоров часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фо ссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам.

Ниши (локулы, дословно «местечки») являются наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах. Выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров.

Аркосолий — невысокая глухая арка в стене, под ней в гробнице помещали останки усопших. Надгробную плиту использовали как алтарь при совершении литургии.

«Упадок» катакомб

Начиная с IV века катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад. Его преемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите. В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах апостолов, мучеников и исповедников.

Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробнице мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. Например, в 537 году при осаде города Витигесом, гробницы святых были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви.

Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях. Например, папа Бонифаций IV вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами, а при папе Пасхалии I, согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, было извлечено из катакомб две тысячи триста мощей.

Заново открытые

С конца IX века посещение римских катакомб, лишившихся привлекавших паломников мощей, практически прекращаются, в XI-XII веках описаны лишь единичные случаи подобных визитов. Практически на 600 лет о знаменитом в христианском мире некрополе забывают.

В XVI веке к изучению катакомб приступил Онуфрий Панвинио, профессор-теолог, библиотекарь папской библиотеки. Он исследовал раннехристианские и средневековые письменные источники и составил список 43 римских захоронений, однако, вход удалось найти лишь в катакомбы святых Себастьяна, Лаврентия и Валентина.

Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге, наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями. В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы. Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году.

Позднее катакомбы исследовал Антонио Босио (ок. 1576-1629), который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Полномасштабные исследовательские работы начались только с XIX века, когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи.

С 1929 года катакомбами и проводимыми там исследованиями управляет Папская Комиссия по священной археологии. Институт христианской археологии при комиссии занимается охраной и сохранением открытых катакомб, а также исследованием живописи и дальнейшими раскопками.

Виды катакомб

Христианские катакомбы

Система христианских захоронений самая обширная из всех. Самыми старыми из них являются катакомбы Присциллы. Они являлись частным владением семьи Акилия Глабрия, римского консула. Помещения в них украшены раннехристианскими фресками, из которых выделяются сцена пира (аллегория евхаристии) в греческой капелле и древнейшее изображение Богородицы с младенцем и пророком, датируемое II веком.

Особого интереса достойны катакомбы святого Себастьяна, в которых присутствуют языческие захоронения, украшенные фресками.

Символы и декор

Стены около 40 катакомб украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета, языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами. К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов», которые датируются II веком. Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима или символизирующей его рыбы.

Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений, как библейской истории, так и святых, свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений.

К другим распространённым символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, в катакомбах относятся:

Якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море);

Голубь — символ Святого Духа;

Феникс — символ воскресения;

Орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5));

Павлин — символ бессмертия (по мнению древних, его тело не подвергалось разложению);

Петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна);

Агнец — символ Иисуса Христа;

Лев — символ силы и могущества;

Оливковая ветвь — символ вечного мира;

Лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии цветка лилии);

Виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.

Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода.

Интересно, что в катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресения Иисуса. Зато часто встречаются сцены изображающие Христа, совершающего чудеса: умножение хлебов, воскрешение Лазаря... Иногда Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку», что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами.

Еще одно часто встречающееся изображение в катакомбах — Оранта. Первоначально как персонификация молитвы, а затем как образ Богородицы, представляющий её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Длинные тёмные коридоры с витающей в них атмосферой смерти неумолимо притягивают в римские катакомбы, как паломников, так и обычных туристов. Одни жаждут благости от места захоронения своих святых, другие острых ощущений и фотографий на память. Особыми посетителями являются учёные. Замурованная в стены история всё еще хранит свои тайны и готова открыть их только избранным.