Прекрасные небесные танцовщицы апсары из камбоджи. Посетить древний город Aнгкop и его храмовые комплексы было моей давней мечтой Шоу Апсар — что из себя представляет




Апсары - девы неземной красоты из индийских преданий Апсара (санскр.) - в ведийской мифологии - женское полубожество, обитающее в источнике, дереве. В буддийских текстах апсарами именуют небесных красавиц-танцовщиц в царстве Индры на вершине вселенской горы СумЕру. Сонмы этих небесных дев славились непревзойдённым искусством танца, пения, музицирования и... любви. Часто с апсарами сравнивают прекраснейших земных женщин Чаще всего слово "апсара" переводят как "небесная нимфа", что не вполне отражает истинный смысл слова. Нимфы греческой мифологии часто скромны, робки, стыдливы, индийские апсары не отличались такими качествами. Их общее имя буквально означает "движение в воде" или "движущаяся вода", "вышедшая из воды". Обитательницы рая Индры - апсары - воплощенный принцип наслаждения. Этот мифологический образ является индийским представлением об идеальной женственности. Их красота символизирует страсть (скорпион на бедре у апсар), разрушающую царства богов или аскезу мудрецов. Происхождение их спорно. Согласно одной версии легенды, они были созданы праотцом МАну, другие утверждают, что они возникли из вод Молочного океана, который пахтали и боги, и демоны, желая добыть бесценный эликсир бессмертия (Амрита). Их происхождение - океан. Ни боги, ни асуры не пожелали взять их в жены (к тому времени каждый из них уже имел свою шАкти - супругу), поэтому они стали принадлежать всем (метафора: доступность красоты и изящных искусств всем?). Другая гипотеза возникновения апсар - из "воображения" бога БрАхмы, и пригрезилась же ему такая обольстительная красота... В любом случае, они достаточно могущественные существа, способные перемещаться по воздуху, насылать сильное проклятие на неугодных им, менять облик по своему желанию, насылать любовное безумие. Их слабость - чрезмерная любовь к азартным играм (кости) и вину. Апсары способны творить чудеса. Однако, они не обладают силой творить большее благо подобно богам или полубогам - это существенное их отличие от сонмов других божеств. Первоначально их функцией было придать двору Индры своим присутствием и искусством соблазнительную прелесть, вот почему иногда их называют "дочерями наслаждения" (сумАд атмаджА). Они также считаются наградой праведного человека или героя, павшего в сражении, в их последующих существованиях, и (предопределение судьбы!) поэтому добродетели сложно устоять перед апсарами. Апсары сочетаются браком, где пожелают. Хотя они достаточно разумны и хладнокровны в своих страстях, встретив настоящую любовь, апсары становятся идеальными женами. Один из древних текстов сообщает о существовании 35 миллионов апсар, добавляя при этом, что только 1060 из них - апсары по существу, остальные, стало быть, второстепенные. В Индии апсары известны еще одной своей обязанностью, которую они исполняют по повелению Индры. Всякий раз, когда кто-либо на земле начинает усиленно предаваться аскезе (тапАсья), Индра пребывает в страхе за свое могущество и боится быть низложенным со своего трона. К ним и посылают апсар с "боевым заданием" очаровать и соблазнить, уведя тем самым с пути стяжания духовных благ (=магической силы). Соблазн был велик (хороши были апсары!), интенсивен (апсары старались!) и продолжителен (на выполнение "задания" могло уйти много времени). Апсаре по имени Менака потребовалось 3 года, чтобы заставить ВишвамИтру позабыть аскезу и строгую жизнь праведника. Результатом этого союза была их дочь ШакУнтала. Считается, что апсары генетически совместимы со всеми человекоподобными формами жизни и способны дать жизнь ребенку. Мистическая сила, накопленная аскезой (к примеру, в течение нескольких лет!) быстро истощалась в усладах всех чувств. Считалось, что нарушение целомудрия или даже пробуждение любовной страсти лишало подвижника его магической силы, обретенной им в аскезе. Это "задание" могло быть сопряжено с большой опасностью: постоянно присутствовал риск "отметиться" проклятием вспыльчивого аскета. Тот же самый Вишвамитра, придя в чувства, возобновил тапасью даже тогда, когда Индра послал к нему еще более прекрасную апсару по имени Рамбха увлечь его. На этот раз мудрец проклял эту, может быть, наиболее ценную из апсар и превратил её в камень на приличный срок (согласно одному источнику - на 10 000 лет, согласно другому - на 1000 лет... всё равно много...) Как правило, апсары сочетались браком с людьми, героями или сверхъестественными существами, которых они совлекли с пути добродетели. Завораживающе прекрасные апсары, стремящиеся отвлечь созерцающего мудреца, стали частью потока творческого вдохновения. "В сравнении с этими розовоногими небесными девами [апсарами] девушка из рода Шакья, красивейшая на земле, подобна обезображенной обезьяне, у которой отрезали уши и нос. Она не имеет никаких преимуществ, даже частично она не может равняться с ними, здесь и сравнивать нельзя. Эти пятьсот розовоногих апсар намного красивее, намного прекраснее, намного очаровательнее" (Сутра о Нанде). Апсары часто сопоставляют с греческими нимфами, мусульманскими гуриями, славянскими русалками и водяницами. Апсары описываются в "Ригведе" и "Атхарваведе" как женские духи вод и жены гандхарвов. В "Ригведе" упоминается только одна Апсара, а в "Ахтарваведе" их уже множество. Апсары - небесные танцовщицы царства Индры. Пилоты летающих колесниц В эпосе и, прежде всего в "Махабхарате", а также многих пуранах апсары, оставаясь женами гандхарвов, стали выполнять функции небесных танцовщиц. Они жили вместе с гандхарвами в царстве Индры Сварге (Гиперборее) - в прекрасных рощах на горах Меру, Мандара и в столице Амаравати. Там, во дворце Пушкарамалини (и здесь) они услаждали богов и смертных воинов, павших героями на поле битвы, музыкой и танцами. Их обязанностью также было сопровождать погибших воинов на "небо". Причем они перевозили их в небесных экипажах, сами управляя конями. Основным средством передвижения апсар по небу были летающие колесницы, искусство управления которыми они освоили не хуже гандхарвов. Апсары участвовали в войнах богов и асуров, подавая воинам прохладительные напитки или принимая участие в боевых действиях как пилоты летающих колесниц ("Махабхарата", "Сканда-пурана" и др.). В буддийских текстах апсары изображались небесными танцовщицами царства Шакры (Индры). апсары принадлежали к белой расе. Но апсара - это слуга. В Индии до сих пор танец считается одним из видов йоги, т.е. служения Богу. Апсара - обладательница мистической красоты. Что значит мистическая красота? Это значит, что одного взгляда, слова или движения достаточно, чтобы влюбить в себя. Много ли смертному надо, чтобы сойти с ума? "Небесная танцовщица" - это особая ступень духовного развития, поэтому использовать свой мистический дар можно только для блага (даже если это благо кому-то причиняет муки) и стимула к духовному росту. А не для корысти и использования мужчин в качестве источника дохода. Танцовщицами не рождались. Небесными танцовщицами становились путём долгого труда над собой. Чтобы исполнить танец на поверхности земли, нужны годы тренировок, а чтобы исполнить танец над поверхностью земли, нужна очень серьёзная духовная школа. Вы знаете что такое танец над землёй? Танцовщица умела распределять и накапливать "разнополярную" энергию в своём теле, тем самым увеличивая или уменьшая свой вес. "+" и "-" - это гравитация, "+" и "+" - это левитация. Направляя энергию с "плюсом" в ноги, можно добиться эффекта зависания в воздухе. Чем меньше разница в значениях показателей плюсов, тем больше высота зависания. У зрителя создаётся впечатление полёта. Вы знакомы с "Поэтикой" Аристотеля? Он вводит там понятие "катарсис". Катарсис - это очищение божественным огнём. Простой человек, видя театральное зрелище, плакал от переполнявших его чувств и тем самым очищал свою душу от скверны бытия. Представьте, какие чувства испытывали простые смертные, видя парящих в воздухе девушек. И по сей день они - тема самых разных жанров мирового искусства. Вот такие они, апсары!

Apsaras (अप्सरस्) — написание слова "апсарас" на санскрите и его латинская транскрипция написание слова "апсарас" на санскрите и его латинская транскрипция написание слова "апсарас" на санскрите и его латинская транскрипция написание слова "апсарас" на санскрите и его латинская транскрипция

Апсары — вариант русскоязычного названия Апсарас вариант русскоязычного названия Апсарас вариант русскоязычного названия Апсарас вариант русскоязычного названия Апсарас

Рыжеволосая дева из легиона небесных соблазнительниц, что мимоходом прерывали покаяние наисуровейших аскетов,.. – и испуг волнующе смешивался с призывом, когда апсара вскрикивала на бегу.

Г.Л. Олди «Гроза в безначалье»

Когда боги пахтали первоначальный Молочный океан (редкий случай – дэвы и асуры объединились для одного дела), одним из самых полезных результатов сего занятия было появление весьма соблазнительных красоток (поговаривают, что это так пошутил Брахма). Понятно, своей большой мутовкой боги напахтали много чего хорошего и полезного, чего надо было бы поделить между собой, но эти… В общем, дабы окончательно не портить себе настроение после удачного окончания пахтания было принято решение, что появившиеся красотки будет принадлежать всем (ну, типа, у каждого и так уже есть жена, все такое…). То есть, никому. Собравшихся это решение устроило, тем более что еще необсохшие девицы уже вовсю подмигивали и дэвам , и асурам, каждым изгибом своего тела обещая каждому… Много обещая, короче.

Как оказалось, первоначальный божественный наказ «присматривать за плодородием» апсары поняли по-своему, став культивировать навыки… ну, скажем, чувственной любви и всех сопутствующих этому занятию штук. Песни там, танцы, музицирование всякое. По итогу, боги положительно восприняли профессионализм апсар в этой области и громовержец Индра забрал в свое небесное царство – Индралоку (оно же Сварга).

Впрочем, забрал, видимо, не всех. Часть апсар осталась выполнять роль русалок-дриад; их стали называть – лаукика (мирские). Те, которые удостоились вознесения в Индралоку, стали называться дайвика (божественные) .

Понятно, никакой верховный владыка этого не допустит. Ну, постарается не допустить. Индра, в частности, использует для этого соблазнительниц-апсар (это у брахманов тапас накапливается самоистязанием, а у индуистов – телесным воздержанием и умственным отвлечением).

«Что за блажь? - удивился ты. - Я должен думать о вечном, желать очищения перед последним рубежом - а я… Но, может, это тоже вечное - сомнения ученика перед испытанием? Так было, есть и будет всегда. А та змея… допустим, она была послана богами, чтобы помочь мне преисполниться духовного пыла! Хотя вряд ли: боги чаще подсылают к аскетам апсар-танцовщиц …» .

Обычно последние справляются с заданием, как минимум – отвлекая аскета от самосозерцания, как максимум – унося от аскетов в лоне своем будущих героев или красавиц. Хотя, бывало, и долго все это длилось, – отвлечение аскета от тапасьи, в смысле, – да и просто опасно бывало. Разозленный отшельник запросто мог превратить очаровательную, но отвлекающую от великого апсару в камень. Скажем, лет на тысячу. Или на десять тысяч. А х… А что ему, отшельнику?!

Свое нерабочее время апсары обычно проводят с мужьями-ганхарвами или людьми. С последними они сочетаются как по указанию начальства (это такое людям благоволение богов, типа подарок), так и по своей воле (влюбляются если).

Говорят, в таких случаях лучше жены не сыскать.


Продолжение. Начало рассказа Игоря о поездке в Камбоджу вы можете прочитать здесь:

Танец Апсара как угроза для трудового народа

В прошлой части своего рассказа я коснулся самых страшных страниц в истории многострадальной Камбоджи – режима Пол Пота, который свирепствовал в 70-х годах прошлого века. Всего за три с лишним года кровавый диктатор искоренил треть населения страны. В первую очередь и с особой жестокостью были уничтожены лучшие представители общества: учителя, интеллигенция, представители культурных профессий. В том числе и танцовщицы, исполнявшие знаменитый танец Апсара. Древнее искусство уцелело лишь чудом. Танцовщиц при режиме Пол Пота должны были сразу уничтожить, но самая талантливая (которая в 60-х годах танцевала перед королем) осталась живой. Говорят, Пол Пот был поклонником ее таланта, поэтому ей великодушно оставили жизнь и разрешили заниматься не ерундой, но действительно полезным делом – выращиванием риса. Чем она и занималась все эти годы в далекой деревне. А после падения кровавого режима начала преподавать искусство танца и таким образом камбоджийцы сумели возродить свое наследие.

Камбоджа много чего переняла из индуизма, и танец Апсара имеет те же корни. Раньше подобным шоу могли наслаждаться лишь короли да избранная знать, перед простолюдинами танец Апсара не исполняли. Но времена изменились: нам, простым русским туристам, выпала честь насладиться этим искусством в первый же вечер нашей двухдневной экскурсии из Паттайи в Камбоджу.

Танец Апсара в Камбодже. В центре композиции – нимфа-апсара Мера, окруженная группой поддержки.

Что означают жесты танцовщиц

Когда стемнело, мы сели в автобус и поехали на шоу Апсара. Оно проходит в специальном ресторане со сценой — пока туристы вкушают еду, камбоджийцы показывают представление. Сцена была оформлена в виде храма Ангкор-Вата, а девушки-танцовщицы были одеты как мифические апсары. В индуистской мифологии апсары – это веселые полубогини, непревзойденные танцовщицы, в совершенстве владеющие искусством ублажения и обольщения, в том числе и с помощью танца.

Для обычного европейца все эти танцы могут показаться очень странными – ни тебе притопов, ни прихлопов, сплошное заламывание пальцев да закатывание глаз. Движения танцовщиц плавные, размеренные, чем-то напоминают йогу. Но на самом деле танец Апсара гораздо сложнее, чем может показаться непосвященному туристу, да еще и занятому поглощением еды. В шоу Апсара каждое движение, жест и положение пальца что-то значат. Например:

  • повернутая к зрителю ладонь с согнутым большим пальцем – символ победы, божественного покровительства;
  • повернутая к зрителю ладонь с загнутым большим и безымянным пальцами – в зависимости от контекста может быть символом царской короны, удара копьем, обращения к богам;
  • ладонь, согнутая в форме полумесяца – убийство, удушение;
  • большой и указательный палец под наклоном, остальные пальцы устремлены вверх – крылья птицы или уши слона.

В национальном шоу Апсара каждый жест несет сакральный смысл.

В танце руки и пальцы девушек изгибаются невероятным образом, выворачиваясь почти на 90 градусов. Чтобы добиться такого мастерства, камбоджийки тренируются с раннего детства, ежедневно разрабатывая суставы. Зато считается, что исполнительницы танца Апсара неплохо зарабатывают, особенно по меркам столь бедной страны.

Я не упустил случая заглянуть за кулисы шоу Апсара. На фото: за сценой музыканты играют на народных инструментах, певица подпевает.

Танец Апсара и тлетворное влияние Запада

Как правило, танец Апсара – это сценки из различных мифов и легенд Камбоджи или индийского эпоса Рамаяна. Самый популярный сюжет – про отношения апсары Меры и мудреца по имени Камбу, чей счастливый союз и породил весь народ камбоджийский (от имени этого брахмана и произошло название страны). Что интересно, раньше танец Апсара исполняли топлес, о чем свидетельствуют барельефы в древних храмах. Но французские колонизаторы (вот ведь ханжи!) зачем-то запретили подобное распутство, поэтому сейчас все танцуют в ярких и красочных костюмах, напоминающих сари.

Сегодня часто можно встретить статуэтки из дерева и бронзы, изображающие Апсару. Апсара в древней индийской мифологии - полубожественная небесная дева неземной красоты. В Сутре о «Нанде» говорится, что розовоногие апсары похожи на обезображенных обезьянок с отрезанными носом и ушами, но намного прекраснее и очаровательнее. Apsara нередко вызывает образ наших водяниц и русалок, греческих нимф либо мусульманских гурий. Апсары наделялись чудодейственными силами и умением перевоплощаться (к примеру, в лебедей или крокодилов) и перемещаться в пространстве.
Боги посылали этих небесных полуобнаженных дев, одетых в тоненькие ниспадающие одежды из шелка, украшенные драгоценными камнями и цветами, с целью искушения к брахманам (священным монахам или риши, достигшим деяниями неограниченной всесильности). Риши под чарами Apsara теряли свои силы и становились просто смертными.
Об апсарах написано в огромном множестве духовных эпических пуран и героических эпосов («Махабхарат», «Ригведе», «Атхарваведе», драматическое описание о рождении Сакунталы, история отшельника Канду в Брахмапуране), как о супругах гандхарвов (певцов и небесных музыкантов). Впоследствии они становились небесными танцовщицами в царстве Индра.
Согласно легенде, Apsara проживали со своими мужьями в живописных горных рощицах Мандара и Меру. Во дворцах Амаравати девы радовали, веселили и доставляли удовольствие богам и простым погибшим воинам, посредством музыки и танцев. А затем сопровождали погибших героев на небеса, управляя летающими колесницами. В «Махабхарата», «Сканда-пурана» и иных источниках говорится об участии Apsara в битвах богов и асуров. Девы подносили воителям напитки и сами участвовали в боях, как пилоты летающих колесниц. Буддийские тексты также свидетельствуют о том, что апсары были небесными танцовщицами царства Шакры (Индры).
Но иногда Апсары влюблялись, выходили замуж и даже производили на свет детей, впоследствии становившихся либо властителями, либо храбрецами. Например, повествование о волнующей любви апсары Шакунталы из драмы поэта Индии Калидасы (IV или V столетие) и царя Душьянты. Эта же история приводится в «Махабхарате» и «Падма-пуране».
Дочь апсары и риши, новорожденная Шакунтала была оставлена собственной матерью в лесу. Лишь птицы «шакунта» оберегали и заботились о малышке, пока на нее не наткнулся монах-отшельник Канва, воспитавший Шакунталу. Однажды в обиталище Канва случайно оказался охотящийся в тех местах царь Душьянта. Увидевшись с девушкой, они воспылали друг к другу взаимным чувством и заключили брак гандхарвов. Душьянте нужно было вернуться домой, и, как залог своей любви, он передал Шакунтале царское кольцо. Но дева потеряла его в Ганге по дороге к царю. Злой умысел не позволил Душьянте признать любимую и заставил отвергнуть ее. Мать Шакунталы отнесла ее к озеру апсар, где у девушки родился сын Бхарату. Но однажды Душьянте принесли его кольцо, которое достали из живота выловленной рыбы, и царь все вспомнил. Много лет он пытался напасть на след возлюбленной. И когда отыскал вместе с сыном, возвратился с ними обратно в столицу.
Апсары нередко бросали своих детей, которые затем воспитывались случайными людьми либо отшельниками, как мы уже видели. Но чаще апсары, ассоциирующиеся в древней Индии с плодородием, воспитывали потомство сами.
Благодаря апсарам, в двенадцатом веке появился Apsara dancing - танец апсар, почти уже забытый древний танец Камбоджи, который сегодня переживает второе рождение. А историки и танцоры до сих пор пытаются разгадать древние послания и символы этого танца небесных нимф, который когда-то, согласно преданиям, они танцевали на небе.
Сегодня живописные фигурки, статуэтки, росписи и скульптуры апсар являются украшением фасадов и интерьеров многочисленных буддийских храмов, храмовых комплексов, пещерных храмов, гротов и пещер Индии и Индонезии, Камбоджи и Китая. Это - молчаливое свидетельство прелести и утонченности полубожественных созданий Apsara, глядя на которые появляется пища для интереса и креативного многомерного анализа и мышления о наследии, оставленном нам древними предками.

Апсара (санскр., ударение на первый слог) - в ведийской мифологии - женское полубожество, обитающее в источнике, дереве. В буддийских текстах апсарами именуют небесных красавиц-танцовщиц в царстве Индры на вершине вселенской горы СумЕру.

Сонмы этих небесных дев славились непревзойдённым искусством танца, пения, музицирования и... любви. Часто с апсарами сравнивают прекраснейших земных женщин. Чаще всего слово "апсара" переводят как "небесная нимфа", что не вполне отражает истинный смысл слова.

Нимфы греческой мифологии часто скромны, робки, стыдливы, индийские апсары не отличались такими качествами. Их общее имя буквально означает "движение в воде" или "движущаяся вода", "вышедшая из воды". Обитательницы рая Индры, апсары - воплощенный принцип наслаждения. Этот мифологический образ является индийским представлением об идеальной женственности. Их красота символизирует страсть (скорпион на бедре у апсары на картинке), разрушающую царства богов или аскезу мудрецов.

Происхождение их спорно. Согласно одной версии легенды, они были созданы праотцом МАну, другие утверждают, что они возникли из вод Молочного океана, который пахтали и боги, и демоны, желая добыть бесценный эликсир бессмертия (Амрита). Их происхождение - океан. Ни боги, ни асуры не пожелали взять их в жены (к тому времени каждый из них уже имел свою шАкти - супругу), поэтому они стали принадлежать всем (это метафора: доступность красоты и изящных искусств всем - ?). Другая гипотеза возникновения апсар - из "воображения" бога БрАхмы, и пригрезилась же ему такая обольстительная красота...

В любом случае, они достаточно могущественные существа, способные перемещаться по воздуху, насылать сильное проклятие на неугодных им, менять облик по своему желанию, насылать любовное безумие. Их слабость - чрезмерная любовь к азартным играм (кости) и вину. Апсары способны творить чудеса. Однако, они не обладают силой творить большее благо подобно богам или полубогам - это существенное их отличие от сонмов других божеств.

Первоначально их функцией было придать двору Индры своим присутствием и искусством соблазнительную прелесть, вот почему иногда их называют "дочерями наслаждения" (сумАд атмаджА). Они также считаются наградой праведного человека или героя, павшего в сражении, в их последующих существованиях, и (предопределение судьбы!) поэтому добродетели сложно устоять перед апсарами.

Апсары сочетаются браком, где пожелают. Хотя они достаточно разумны и хладнокровны в своих страстях, встретив настоящую любовь, апсары становятся идеальными женами.

Один из древних текстов сообщает о существовании 35 миллионов апсар, добавляя при этом, что только 1060 из них - апсары по существу, остальные, стало быть, второстепенные. 

В Индии апсары известны еще одной своей обязанностью, которую они исполняют по повелению Индры. Всякий раз, когда кто-либо на земле начинает усиленно предаваться аскезе (тапАсья), Индра пребывает в страхе за свое могущество и боится быть низложенным со своего трона. К ним и посылают апсар с "боевым заданием" очаровать и соблазнить, уведя тем самым с пути стяжания духовных благ (=магической силы). Соблазн этот был велик (хороши были апсары!), интенсивен (апсары старались!) и продолжителен (на выполнение "задания" могло уйти много времени).

Апсаре по имени Менака потребовалось 3 года, чтобы заставить ВишвамИтру позабыть аскезу и строгую жизнь праведника. Результатом этого союза была их дочь ШакУнтала.

Считается, что апсары генетически совместимы со всеми человекоподобными формами жизни и способны дать жизнь ребенку.

Мистическая сила, накопленная аскезой (к примеру, в течение нескольких лет!) быстро истощалась в усладах всех чувств. Считалось, что нарушение целомудрия или даже пробуждение любовной страсти лишало подвижника его магической силы, обретенной им в аскезе. Это "задание" могло быть сопряжено с большой опасностью: постоянно присутствовал риск "отметиться" проклятием вспыльчивого аскета.

Тот же самый Вишвамитра, придя в чувства, возобновил тапасью даже тогда, когда Индра послал к нему еще более прекрасную апсару по имени Рамбха увлечь его. На этот раз мудрец проклял эту, может быть, наиболее ценную из апсар и превратил её в камень на приличный срок (согласно одному источнику - на 10 000 лет, согласно другому - на 1000 лет)... всё равно много...

Как правило, апсары сочетались браком с людьми, героями или сверхъестественными существами, которых они совлекли с пути добродетели. Завораживающе прекрасные апсары, стремящиеся отвлечь созерцающего мудреца, стали частью потока творческого вдохновения. И по сей день они - тема самых разных жанров мирового искусства. Вот такие они, апсары! 