Как выглядит уникальная дорога гигантов в ирландии. Ирландская тропа великанов. Легенда о происхождении Мостовой Гигантов




Как только не называют это место в Северной Ирландии! Тропа великанов , Мостовая исполинов, Дорога гигантов... Выглядит оно так, словно чьи-то мощные руки вбили в побережье Козвэй-Кост множество шестиугольных в сечении свай, чтобы построить огромный мост через море.

Глядя на это чудо природы, поневоле задаешься вопросом: а не инопланетяне ли отметились на оконечности Изумрудного острова?

КАМЕННАЯ КРЕПОСТЬ

Масштабы этой загадочной постройки поражают воображение. Если посмотреть на нее сверху, она действительно похожа на выложенную камнем дорогу, которая тянется вдоль побережья на 275 метров и уходит в Атлантику еще на полторы сотни метров.

Колонны порой устремляются вверх, достигая высоты 12 метров, а иногда опускаются вниз до 6 метров. Общее их количество — около 40 тысяч. Большая часть из них на срезе имеет шестиугольную форму, но также можно встретить и четырех-, пяти-, семи- и девятиугольные колонны. Диаметр столбов колеблется от 30 до 60 сантиметров, все они имеют ровные вершины.

Сверху каменные столбы чем-то напоминают пчелиные соты, настолько плотно они прижаты друг к другу. Даже тонкий нож просунуть между ними невозможно.

Абсолютно все столбы темного цвета, также все невероятно твердые. По мнению ученых, они состоят в основном из богатого магнием и железом базальта, который при этом имеет небольшое количество кварца. Благодаря такому составу колонны в состоянии успешно противостоять разрушительному воздействию ветров и бурных волн Атлантического океана.

ТРИ БОГАТЫРЯ

Колонны образуют три группы площадок. Одна группа — так называемая Большая тропа — это самые крупные столбы, начинающиеся возле скалистых гор. Сначала они похожи на скопление огромных каменных ступеней, некоторые из которых достигают 6 метров в высоту. Ближе к воде ступени постепенно выравниваются, пока не начинают образовывать покрытую камнем дорогу, ширина которой составляет от 20 до 30 метров.

Вторая группа камней — Средняя и Малая тропы. Эти тропы находятся возле Большой тропы и по форме скорее похожи не на дорогу, а на курганы. Поскольку каждая колонна имеет плоскую вершину, есть возможность осторожно (особенно возле воды, потому что там они чрезвычайно мокрые и скользкие) перейти с одного столба на другой.

Чем и пользуются туристы, которые ради такого аттракциона едут сюда за тридевять земель.

Наконец, третья группа каменных исполинов обитает на острове Стаффа (в переводе — «остров столбов»). Остров находится на расстоянии 130 метров от берега и как бы продолжает основную тему Козвэй-Коста. Там же, на острове, расположена главная достопримечательность — огромная Фингалова пещера.

Это настоящий Затерянный мир. Во-первых, до острова еще нужно добраться, а море там северное, неспокойное, непредсказуемое. Во-вторых, остров необитаем, там нет никаких благ цивилизации. В-третьих, забраться на остров тоже непросто, потому что он состоит из высоких базальтовых колонн, похожих на дома викингов. Высота над уровнем моря в самой высокой точке достигает 42 метров.

Все побережье сильно изрезано и состоит из многочисленных пещер. Только в одном месте, на юге, берег более-менее пологий. Фингалова пещера как раз там и находится. Высота пещеры достигает 30 метров, ее длина — 75 метров. Акустика пещеры уникальна, звуки прибоя отдаются по всей пещере, создавая живую музыку, будто в концертном зале, поэтому Фингалова пещера еще называется Поющая пещера.

Кстати, остров Стаффа считается территорией Шотландии. Для посетителей здесь построен деревянный настил, по которому можно обойти пещеру. Другого варианта посетить ее не существует. Несмотря на то, что на дне пещеры плещется вода, вход в пещеру настолько узкий, что лодкам туда не проникнуть.

«Колонные» залы острова Стаффа и побережья Козвэй-Кост, несмотря на удаленность друг от друга, представляются единым архитектурным ансамблем. Кажется, что какое-то разумное существо хотело проложить от острова Стаффа до побережья Козвэй-Кост огромный каменный мост, но то ли собственные силы не рассчитало, то ли погода подвела. В общем, загадка природы.

ПОЗОР ИСПАНИИ

Вернемся к побережью Козвэй-Кост. Колонны расположены вокруг утесов, названия которых одно другого причудливее. Например, два из них назвали в честь музыкальных инструментов: Арфы (колонны с этого утеса изогнутой линией спускаются к побережью) и Органа (прямые и высокие столбы, что расположены возле него, очень напоминают этот музыкальный инструмент).

Есть утесы с такими интересными именами, как Ткацкий станок гиганта, Гроб великана, Пушки великана, Глаза великана. Здесь же можно посмотреть на Башмак великана — двухметровый булыжник, который действительно напоминает туфлю. Даже было подсчитано, что гигант, который носил такую обувь, должен иметь не менее 16 метров роста.

А еще одно интересное место на Дороге гигантов — Печные трубы, которые несколько веков назад перепугали уже разгромленную Непобедимую армаду.

Произошло это по банальной причине. Некоторые столбы Дороги гигантов в Ирландии не просто возвышаются на побережье, но с моря похожи на печные трубы огромного замка. С ним его испанцы и перепутали и обстреляли из пушек вражескую территорию, то бишь абсолютно пустынную землю.

Одним словом, облажались по полной. Эта баталия для испанцев закончилась плачевно: их судно разбилось о скалы, погибло немало народа. О том прискорбном для испанской истории эпизоде говорят артефакты в музее Ольстера, который находится в Белфасте. Они попали туда, после того как были подняты со дна моря.

КАМЕННЫЙ МЛАДЕНЕЦ

У ирландцев существуют достойные внимания легенды относительно происхождения Тропы великанов. Одну из них сочинили кельты. По их мнению, построил гигантскую каменную дорогу ирландский гигант — Финн МакКул. По ней он хотел перейти море и сразиться со своим давним соперником, шотландским исполином Беном Бенандоннером. Добравшись до врага, он увидел, что Бен побольше да покрепче, и дал деру.

Но было поздно. Шотландец уже успел его заприметить, разозлился и пустился в погоню. Видимо, от страха Финн придумал, как хитростью взять могущественного противника. Он попросил свою жену запеленать его как ребенка и оставить спать на берегу.

Увидев такое огромное дитя, шотландец подумал: каков же тогда отец? И в страхе убежал восвояси. А от бессилия решил разрушить за собой тропинку, чтобы хоть чем-то навредить заморскому исполину. Примечательно, что вплоть до XVII века это сказание считалось полностью вымышленным, пока епископ Деррийский не открыл заново Тропу гигантов, которая после этого тут же стала ирландской достопримечательностью.

ВОЗНИКШАЯ ИЗ ЛАВЫ

Дорога гигантов — единственное в своем роде сооружение. Аналогов в мире нет. Нет ничего удивительного в том, что ученые долго дискутировали о том, как именно возникла тропа. Часть специалистов уверяли, что гигантские столбы — это на самом деле огромные кристаллы, которые давным-давно возникли на дне древнего моря. Море отступило, и столбы оказались на поверхности.

Другие говорили, что колонны на самом деле представляют собой окаменевший бамбуковый лес. Якобы в древности тут было настолько тепло, что росли экзотические растения. Потом климат поменялся, стало холодно, и деревья окаменели. Рассматривалась и инопланетная версия, но только эзотериками, ученые ее отвергли. В конце концов, все сошлись на том, что во всем виноват вулкан.

Около 60 миллионов лет тому назад здесь случилось мощное извержение. Лава прорывалась наружу через толстый слой известняка и покрывала землю слоем в 180 метров. Через некоторое время, охлаждаясь, лава начала медленно уменьшаться в объеме, а благодаря базальту на ее поверхности образовались шестиугольные трещины. Когда начали остывать внутренние слои магмы, эти щели стали углубляться и образовали шестигранные колонны.

Эта теория была подтверждена группой ученых из Торонто, которые после проведенных экспериментов смогли доказать, что чем медленнее охлаждается магма, тем колонны получаются больше. Секрет появления такого удивительного природного феномена, как Тропа великанов в Ирландии, был раскрыт... Или нет?

Наталья БЫКОВА

Дорога гигантов – это около 40 тысяч тесно стоящих друг к другу базальтовых столбов на северо-восточном побережье Северной Ирландии. Их верхушки, словно булыжники мостовой, уступами ведут от подножья прибрежных утёсов и постепенно исчезают в море. Большинство столбов каким-то непостижимым образом имеет форму почти идеальных шестигранников. Они как детали гигантского каменного пазла тянутся вдоль берега моря на протяжении трёх километров.

Вот уже полтора десятка тысяч лет Дорога гигантов сопротивляется здесь необузданным штормам Северной Атлантики. Много веков странная регулярность её каменных колонн заставляла местных пастухов и рыбаков сочинять о ней легенды. Они придумали собственную историю её возникновения задолго до того, как этот секрет был по-настоящему раскрыт наукой.

Великанский межэтнический конфликт

Согласно легенде, уходящие в море столбы – это остатки дороги, построенной ирландским великаном Фином МакКулем. Он решил соорудить её после того, как был вызван на бой великаном из Шотландии по имени Бенандоннер.

Чтобы добраться до жившего за морем соперника, МакКуль стал отрывать от прибрежных скал огромные камни и кидать их в море. Так появилась 25-мильная дорога, ведущая к логову Бенандоннера – пещере на шотландском острове Стаффа. Теперь Фин мог перейти по ней Северный пролив и проучить наглеца.

Однако постройка дороги так его утомила, что он решил сначала отдохнуть – вернулся домой и лёг спать.

На следующее утро, когда Фин МакКуль всё ещё спал крепким сном, его великанша-жена проснулась от звука грозных шагов. Это приближался успевший первым воспользоваться новой дорогой огромный и страшный Бенандоннер. Увидев его, она подумала: «Моему мужу ни за что с таким не справиться», – и быстро накинула на спящего одеяло и детский чепчик.

– Где Фин? – проревел Бенандоннер, подойдя к их дому. – Где прячется этот трус?

– Потише, ты разбудишь нашего малыша! – ответила жена, указывая на спящего супруга.

Бенандоннер взглянул на «ребёнка» и его немедленно охватила паника. Если уж сын Фина был таким большим, то каким же тогда окажется его отец? Шотландец решил не выяснять этого, и поспешно ретировался к себе в пещеру. По пути он разрушил построенную Фином дорогу, чтобы тот не смог его догнать.

Легендарные загадки и научные отгадки

Легендарный Фин МакКуль неспроста строил свою дорогу именно к маленькому острову Стаффа. Народное предание выбрало этот крошечный кусочек суши потому, что он сложен такими же базальтовыми столбами, что и североирландская Дорога гигантов. Внешняя схожесть двух мест породила единый объясняющий миф.

Интересно, что с научной точки зрения базальтовые колонны Стаффы и Дороги гигантов действительно имеют общее происхождение. Оно, разумеется, никак не связано с «разборками» легендарных великанов, и обусловлено единством их геологической истории.

Базальтовые столбы Дороги гигантов спускаются от подножья прибрежных холмов и исчезают в море.

Учёный мир впервые узнал о Дороге гигантов в 1693 году, когда о ней Лондонскому королевскому обществу сообщил сэр Ричард Балкли из дублинского Тринити-колледжа. Известие вызвало немалое смятение в образованных кругах того времени. Это был первый случай, когда наука имела дело с базальтовыми столбами, и по поводу причин их появления стали вестись жаркие споры. Некоторые считали Дорогу гигантов творением рук человека, другие – результатом неизвестных природных процессов, а кое-кто даже всерьёз склонялся к «великанской» теории.

Первая верная мысль о происхождении Дороги появилась на страницах научной печати в 1768 году в одном из томов иллюстраций к эпохальной французской «Энциклопедии». В качестве комментария к гравюре с её изображением французский геолог Николя Демаре (1725 – 1815) высказал предположение о вулканической причине её появления. Более поздние исследования подтвердили его правоту.

Настоящая история Дороги гигантов

Сегодня известно, что Дорога гигантов возникла около 60 миллионов лет назад, когда началось разделение Европы и Северной Америки.

В тот период в результате расхождения Евразийской и Северо-Американской литосферных плит в земной коре начали образовываться разрывы, через которые на поверхность неоднократно изливалась базальтовая лава. Застывая, она сформировала огромное лавовое Тулеанское плато, площадь которого учёные оценивают как минимум в 1,3 млн км 2 .

В последующем оно было разорвано и скрыто водами Северного Атлантического океана. Сегодня его остатки разбросаны на огромных пространствах от Норвегии, Шотландии и Ирландии до Фарерских островов, Исландии и восточной Гренландии. Дорога гигантов и базальтовые столбы острова Стаффа – самые известные результаты его формирования.

Всего в районе Дороги гигантов во время возникновения Тулеанского плато отмечены три фазы вулканической активности. Они известны как нижний, средний, и верхний базальты и разделены двумя длительными периодами относительного спокойствия, когда поверхность излившейся и застывшей лавы подвергалась эрозии. Эрозия самого древнего, нижнего базальтового слоя и создала условия для формирования Дороги.

Во время первого из этих «эрозионных» периодов водные потоки прорезали в нижних базальтах многочисленные долины. Позже, когда излилась лава средних базальтов, её огромные массы скопились в этих долинах и стали там очень медленно остывать. Именно низкая скорость остывания и стала ключевым фактором появления каменных столбов Дороги гигантов.


Уходящая в море Дорога гигантов. Такие же базальтовые столбы находятся на шотландском острове Стаффа на другой стороне Северного пролива.

Как выяснили учёные, сжимаясь при медленном остывании, базальт начинает трескаться. В большинстве случаев трещины формируются под углом 120°, поскольку при этом высвобождается наибольшее количество избыточной поверхностной энергии на границах раздела фаз. Так формируются шестиугольные горизонтальные сечения будущих базальтовых столбов.

По мере остывания трещины уходят с поверхности вглубь массива. Их протяжённость зависит от мощности базальтового слоя: чем он толще, тем длиннее формируются столбы. Наибольшая высота колонн Дороги гигантов составляет 12 метров, и это далеко не рекорд. В исключительных случаях, как, например, у в американском штате Вайоминг, они могут достигать ста и даже более метров в высоту.

Толщина колонн также в основном определяется скоростью остывания: чем она ниже, тем большего диаметра колонны возникают. Средняя толщина столбов Дороги гигантов составляет 30 см.

Приблизительно через два миллиона лет после формирования столбов, в районе будущей Дороги гигантов произошли новые извержения. Их результат – слой верхних базальтов – оказался недостаточно массивным, чтобы породить собственные каменные колонны, но его вполне хватило на то, чтобы на долгое время скрыть уже имевшиеся.


Шестиугольник – самая распространённая форма сечения базальтовых столбов, поскольку угол между его смежными сторонами равен как раз 120°. Колонны с другим числом граней образуются реже.

Вновь увидеть свет будущей Дороге гигантов помогли ледники. В период последнего ледникового максимума они «соскребли» покрывавшие её более поздние геологические наслоения и обнажили базальтовые столбы. Затем, когда около 15 тысяч лет назад ледник начал отступать, уровень океана поднялся, и Дорога гигантов приобрела свой нынешний вид.

Объект всемирного наследия

Поскольку Дорога гигантов является образцово-показательным примером процессов, имеющих отношение к геологической эволюции Земли, и при этом ещё и связана с культурным наследием Северной Ирландии, она защищена многочисленными охранными статусами.

Наиболее значимый из них – статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, присвоенный Дороге гигантов и прилегающему к ней побережью Козвэй-Кост в ноябре 1986 года. Кроме того, Дорога вместе с побережьем является государственным заповедником, а также входит в состав одного из так называемых «районов особого научного интереса».

В дорогу к Дороге

За последние 300 лет Дорога гигантов стала одним из символов Северной Ирландии и её самой популярной туристической достопримечательностью. Первые туристы стали появляться здесь практически сразу же после «открытия» сэра Балкли. В XIX веке их поток стал массовым, особенно после постройки в 1880-х годах гидроэлектрической трамвайной линии, связавшей Дорогу с курортным городком Портраш.

Сегодня на Дороге гигантов каждый год затворами своих фотоаппаратов щёлкает огромное количество туристов. Только в 2014 году здесь побывало 788 тысяч посетителей со всего мира.

Добраться до знаменитых базальтовых столбов не сложно. Дорога гигантов находится в графстве Антрим в 3,2 км от посёлка Бушмилс. Поездка сюда на частной машине из Белфаста займёт 1 час 25 минут, из Дерри – 1 час 10 минут, из Дублина – 3 часа 45 минут.

Можно воспользоваться общественным транспортом: сесть на поезд в Белфасте или Дерри и доехать до города Колрейн. Дальше – 17,7 км на автобусе.


Ещё один крупный план базальтовых столбов Дороги гигантов.

Побережье Козвэй-Кост открыто круглый год без ограничения времени. К гранёным столбам от официального входа ведут четыре удобных пешеходных тропы. Прогулка по ним, как и по самому побережью, бесплатна. При желании можно оплатить тройную дополнительную услугу: посещение нового туристического центра (открыт в июле 2012 года), аудиогид на 9 языках (в том числе и на русском) и буклет-схему.

Вот уже много веков грубая симметрия базальтовых столбов Дороги гигантов не перестаёт интриговать и вдохновлять посетителей. Прогулка по ней подобна путешествию назад во времени. Её ступени ведут одновременно и к созидательным катаклизмам миллионнолетнего прошлого, и в туманные легенды ирландской старины. Без визита сюда ни одно путешествие в Северную Ирландию не может считаться законченным.

Река, согнутая в дугу

При первом же взгляде на этот крутой изгиб реки Колорадо в северной части штата Аризона, США, становится понятно, откуда взялось его название – Подкова. При своих почти идеально симметричных 270 градусах разворота этот речной меандр действительно очень напоминает лошадиную «обувь». Необычная форма, живописные скалы более чем 300-метровой высоты и сравнительная доступность сделали Подкову чрезвычайно популярным туристическим объектом. Сегодня это одна из самых узнаваемых и часто фотографируемых природных достопримечательностей Юго-запада Соединённых Штатов Америки.

Как согнуть в дугу целую реку

Как полагают геологи, аризонская Подкова возникла около 5 миллионов лет назад, когда в результате тектонического подъёма Колорадского плато древняя река Колорадо на границе будущих штатов Аризоны и Юты была вынуждена подстроиться под новый рельеф местности. Следуя разломам в массивах местных песчаников, она постепенно выточила в них целый каньон. Сегодня он известен под названием Глен, и Подкова является его самым причудливо изогнутым участком.


Цвет скал и воды у Подковы меняется в течение дня. Одни из лучших кадров получаются на закате.

В 1963 году каньон был практически полностью затоплен водами огромного водохранилища Пауэлл. Свой первоначальный вид он сохранил только в самой южной части протяжённостью около 24 км (где, собственно, и находится Подкова).

Кстати, Глен – это северный сосед знаменитого Большого каньона, имеющего очень схожую геологическую историю.

Легкодоступная красота

Подкова – одно из тех немногих феноменально красивых мест, до которых под силу добраться путешественникам с практически любыми физическими возможностями. Она расположена всего в 6,5 км к юго-западу от аризонского городка Пейдж, от которого к изгибу ведёт 89-я автомагистраль. С неё между мильными столбами № 544 и № 545 сворачивает грунтовая дорога, и далее практически сразу находится специальная парковка и начало пешеходной тропы. Короткий подъём до небольшой беседки на холме, затем пологий спуск – и перед глазами открывается могучий изгиб Подковы.

В целом пешая прогулка туда-обратно расстоянием где-то в пару километров занимает около 45 минут.

К Подкове можно ехать круглый год, разрешений и отдельных билетов на её посещение не требуется. Придётся только заплатить за доступ в Национальную зону отдыха «Каньон Глен», на чьей территории Подкова находится. Доступ стоит 25$ с частной автомашины и выдаётся на срок до семи дней.

В Национальной зоне отдыха запрещается мусорить, а также любым образом нарушать дикую природу и оставлять надписи. Можно выгуливать собак на коротком поводке (не длиннее 1,8 м).

Отправляясь к Подкове, рекомендуется брать с собой побольше воды (хотя бы 1 литр на человека), а также солнечные очки и головной убор, поскольку на тропе кроме беседки на полпути отсутствует тень. Для тех, кто увлекается фотографией, обязателен широкоугольный объектив – без него масштаб Подковы просто не охватить. Разумеется, следует быть острожным на смотровой площадке – на ней нет никаких перил и ограждений.


Высота над уровнем моря на смотровой площадке Подковы составляет 1285 м. Высота над рекой Колорадо – чуть более 300 м. Ограждений нет, поэтому нужно соблюдать осторожность. В июле 2010 года здесь сорвался и погиб турист из Греции.

С точки зрения красоты пейзажа лучшее время для посещения Подковы – примерно с 9:30 утра (когда река избавляется от густой тени) и до полудня. В сам полдень из-за отсутствия теней вид на знаменитый изгиб будет несколько плосковат. Вечер до заката включительно тоже неплохой вариант, но в этом случае солнце будет светить в глаза.

В относительной близости от Подковы расположено сразу несколько других первоклассных достопримечательностей. Так, непосредственно к северу от Пейджа находится внушительная стена плотины «Глен-Каньон» высотой 220 метров, за которой начинается водохранилище Пауэлл. В 45 км на запад от Подковы лежит знаменитая аризонская Волна – песчаниковая скальная формация совершенно невероятной красоты. А в 12 км в обратную сторону (то есть на восток) расположен не менее знаменитый Каньон Антилопы.

Ну и наконец, к юго-западу от изгиба вниз по течению реки Колорадо начинается Большой каньон – один из самых необычных и впечатляющих геологических объектов земного шара.

Достопримечательный свежачок

На вершине одного из покрытых тайгой горных хребтов Гремячинского района Пермского края находится изрезанный глубокими трещинами мощный скальный массив. Пересекающие его крест-накрест крупные и не очень расселины образуют причудливый лабиринт, напоминающий улицы, переулки и площади какого-то давно заброшенного поселения. Это – так называемый Каменный город, одно из самых популярных туристических мест современного Прикамья.

Три названия одного места

Сегодня Каменный город широко известен не только пермякам, но и многим гостям региона. Сюда, несмотря на отдалённость, круглый год тянется постоянный поток путешественников. Однако так было далеко не всегда: ещё пару десятилетий назад о Каменном городе знали лишь немногочисленные местные жители, да и то под совсем другими именами.


Трещины в скальном массиве Каменного города образуют сеть из больших и маленьких «улиц».

Дело в том, что Каменным городом это место нарекли уже современные туристы, а ранее в течение полувека оно звалось «Черепахами». Такое название ему в середине XX столетия из-за характерной формы двух самых высоких скал-останцев дали жители соседних шахтёрских посёлков Шумихинский и Юбилейный, основанных в 1953 и 1957 годах соответственно. Впрочем, и это имя не было изначальным: старожилы самого «возрастного» населённого пункта здешних мест – посёлка Усьва – издавна знали эти скальные обнажения как Чёртово городище.

Такое название – не редкость для уральской топонимии. Недалеко от Екатеринбурга, например, есть эффектная одноимённая гора, очень популярная у туристов и скалолазов. Кроме того, объекты с подобным наименованием встречаются и в других регионах России, поскольку чёртовыми городищами было принято называть скальные массивы и каменные гребни необычной формы. Очевидно, что люди, не зная подлинных геологических причин, приписывали их сооружение нечистой силе.

История появления

Как же на самом деле возник пермский Каменный город?

Учёные установили, что 350 – 300 миллионов лет назад на этом месте была дельта крупной реки. Её могучие потоки приносили с собой большие массы песка, которые со временем превратились в мощные залежи песчаника. Позже в результате перемещения тектонических плит, вызвавших образование Уральских гор, территория будущего Каменного города оказалась поднята высоко над уровнем моря и стала подвергаться выветриванию.


Кварцевый песчаник Каменного города. Бурый цвет обусловлен примесью гидроксидов железа.

За долгие миллионы лет вода, ветер, перепады температур и химические процессы углубили и расширили возникшие ещё во время тектонического поднятия трещины в скальной породе. Это и привело к появлению нынешних «улиц» и «переулков», ширина которых на данный момент может достигать восьми, а глубина – двенадцати метров. Другими словами, с научной точки зрения пермский Каменный город является скоплением останцев выветривания, сложенных мелкозернистыми кварцевыми песчаниками.

Дорога до Каменного города

Учитывая сегодняшнюю большую популярность Каменного города трудно поверить в то, что в старых путеводителях по Прикамью он даже не упоминается. Тем не менее, это так – ажиотажный спрос на гремячинские останцы появился у пермских любителей путешествий лишь в последние полтора-два десятка лет, а до этого они по причине плохой транспортной доступности были практически неизвестны массовому туристу.

К счастью с тех пор ситуация изменилась, и сегодня в Каменный город можно удобно попасть на автомобиле. Общий маршрут таков: сначала дорога до Усьвы (188 километров от Перми, 383 – от Екатеринбурга), потом ещё около двух километров по шоссе в сторону Кизела. Затем поворот направо к посёлкам Шумихинский и Юбилейный и пять километров по лесной грунтовке до автомобильной стоянки. Далее, свернув налево с дороги, где-то полуторакилометровый марш-бросок по хорошо заметной тропе и среди деревьев начнут виднеться первые останцы Каменного города.

На вершине Рудянского споя

Поскольку Каменный город находится неподалёку от главной вершины горного хребта Рудянский спой (526 метров над уровнем моря), тропа от грунтовки к останцам идёт вверх по небольшому склону. Хребет начинается на окраине посёлка Усьва и тянется на 19 километров на север до города Губахи. Рудянским он назван из-за протекающей в его южной части речки Рудянки, в бассейне которой в начале XIX века добывали железную руду. Споями же в Пермском крае раньше именовали покрытые лесом длинные горные хребты без резко выраженных вершин.


Скальный останец Черепаха – главный символ пермского Каменного города.

Каменный город (не считая разбросанных вокруг него многочисленных камней-одиночек) разделён на две неравные части. Первые скальные обнажения, к которым выходят туристы, относятся к так называемому Большому городу. Именно в нём возвышаются два самых крупных местных останца – Большая и Малая черепахи, из-за которых Чёртово городище в 1950-х годах и поменяло своё название.

Меньший из этих останцев по причине его сходства по форме с сидящей птицей сегодня более известен туристам как Пернатый страж. Больший, соответственно, теперь чаще называют просто Черепахой. Между ним и Пернатым стражем находится обширная и почти горизонтальная площадка – так называемая Площадь. На неё туристы попадают по Проспекту – самой широкой (до четырёх метров) и самой длинной трещине Каменного города. Практически отвесные стены Проспекта местами достигают восьми метров высоты.


Пернатый страж, как и виднеющаяся за ним Черепаха, часто становится объектом проводимых в Каменном городе ежегодных соревнований по скалолазанию между спасателями МЧС, горными туристами и спелеологами Пермского края.

Вправо и влево от Проспекта отходят узкие трещины-улицы. Одна из них (та, что огибает Черепаху) имеет самые высокие – до 12 метров – стены в городе. По двум другим можно подняться над скальным массивом и оттуда во всей красе увидеть перед собой и Каменного стража, и Черепаху.

Примерно в 150 метрах севернее Большого находится Малый город. Несмотря на гораздо меньшую площадь по сравнению с соседом, он тоже очень интересен и живописен. Его главная «улица», к примеру, даже более эффектна, чем описанный выше Проспект. Кроме того, здесь имеется любопытный каменный гребень со сквозным отверстием в основании. Единственная проблема заключается в том, что в Малый город нет ярко выраженной тропы, и его не всегда бывает просто найти.

Приезжать в Каменный город можно в любое время года, но особенно красиво здесь в солнечные осенние дни. В это время по его утопающим в ярких красках улочкам можно бродить бесконечно. Именно поэтому в конце августа и в начале осени в Каменном городе бывает самый большой наплыв посетителей.

Впрочем, немало туристов приезжает сюда и зимой, когда и сами останцы, и растущие прямо на них деревья эффектно укрыты белоснежными шапками сугробов. Поэтому, отправляясь в Каменный город в зимние месяцы, не стоит опасаться того, что здешние тропы окажутся непроходимыми из-за глубокого снега. Они наверняка будут отлично протоптаны группами предыдущих визитёров.


Каменный город находится сразу к западу от главной вершины хребта Рудянский спой. Отсюда открываются незабываемые виды на бескрайний океан уральской тайги.

Перед посещением Каменного города необходимо запастись водой, так как в нём нет крупных водных источников. Также, поскольку с 2008 года этот ландшафтный памятник природы регионального значения получил статус особо охраняемой природной территории, следует придерживаться определённых правил поведения.

Во-первых, разводить костры в Каменном городе можно лишь в специально оборудованных местах, используя для этого только сухостой и валежник (вырубать живые деревья и кустарники запрещено). Во-вторых, нельзя мусорить и оставлять после себя не потушенные кострища. В-третьих, запрещается тревожить животных и делать надписи на скалах, камнях и деревьях. Нарушение этих правил грозит штрафом до 500 тысяч рублей.

Каменный город – не единственная природная достопримечательность в окрестностях посёлка Усьва. Неподалёку от него находится, например, и такой «флагман» туристической отрасли Пермского края, как Усьвинские столбы – огромная и чрезвычайно фотогеничная каменная гряда с живописным останцем Чёртов палец. Также большой популярностью у пермяков пользуются сплавы по реке Усьве.

Вообще, подобные Каменному городу останцы выветривания, связанные с избирательным разрушением горных массивов, являются одними из наиболее эффектных геоморфологических объектов Прикамья. Особенно много их на плоских вершинах Северного Урала, таких как хребты Чувальский камень, Курыксар, Лиственничный и на плато Кваркуш.

Загадочная Северная Ирландия таит в себе немало чудес. Одно из них — удивительная Тропа гигантов. Кажется, будто неведомый скульптор трудился тысячелетиями, воздвигая дорогу из каменных колонн. Эта уникальная природная достопримечательность была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и с этим решением невозможно поспорить.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 августа:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

В нашей статье.

Десятки тысяч искусно вытесанных базальтовых колонн создают неповторимый ландшафт. У большинства из них шесть углов, но внимательный путник может найти и те, у которых их четыре, пять, семь или восемь. Все вместе же они действительно напоминают гигантскую дорогу. Она огибает утесы и уходит в море, а различия в высоте колонн от 6 до 12 метров вызывают ощущение небрежно вытесанной великанами лестницы.

При взгляде на Тропу гигантов невозможно поверить, что её происхождение можно объяснить самыми обычными природными процессами, поэтому для романтиков и любителей мифов существует легенда об этом месте.

В незапамятные времена населяли эти суровые земли великаны. Исполинский воин Финн Мак Кумало обладал нравом непростым, а сильные соперники не пугали его. Даже напротив, вызывали желание померяться силами. Именно таким соперником был одноглазый великан, живший за морем. Расстояние не остановило Финна и он решил построить мост, да не простой, а каменный. Своим мечом неутомимый исполин вытесал из базальта гигантские колонны и вбил их в землю.

Дальше народный фольклор расходится во мнениях. Одни говорят, что Финн утомился и уснул, а одноглазый воин сам пришел к нему. Другие считают, что увидев могучего соперника, главным героем овладел страх, и он сбежал. Но в финале обоих вариантов спасительницей становится жена Финна.

Как и водится в легендах, победила она одноглазого воина не силой, а хитростью и смекалкой. Умная женщина запеленала своего мужа, как ребенка, а соперника встретила с распростертыми объятиями и угощениями – лепешками с запеченными в них сковородками. Сама же села убаюкивать своего младенца и кормить его таким же лакомством, только без начинки. Незваный гость, ничего не подозревая, увидел гигантского младенца, что неутомимо пережевывал железо, прося добавки, и понял, что с отцом этого ребёнка связываться точно не стоит. Напуганный соперник убежал сломя голову. Унося ноги он разрушил мост, и с тех пор каменные колонны уходят под воду.

Происхождение

На самом деле происхождение Тропы гигантов имеет научное объяснение. Получила известность эта местность лишь в конце XVII века, а туристы в большом количестве начали появляться здесь ещё спустя более ста лет. Кроме уникального ландшафта посетителям нравится это место и за то, что передвижение их здесь совершенно не ограничено. Несмотря на то, что Тропа гигантов является природным заповедником, закрытых территорий здесь нет.

Любопытные туристы могут обнаружить подобные образования и в других уголках света, но именно здесь находится их самое массовое скопление. Поэтому неудивительно, что Тропа гигантов интересует не только любителей, но и ученых. Несколько столетий они пытались сойтись в едином мнении, выдвигая разные гипотезы. Некоторые считали, что столбы являются кристаллами, что тысячи лет росли под водами древних океанов. Другие полагали, что колонны не что иное, как окаменевший бамбуковый лес.

Большинство современных ученых остановились на другой точке зрения. По их версии миллионы лет назад извержение древнего вулкана образовало здесь обширную лавовую равнину, основу которой составлял базальт. Постепенно затвердевая он трескался, образуя удивительный узор. При застывании магмы щели постепенно углублялись и впоследствии образовали правильные шестиугольные колонны. Так ученые объяснили происхождение Тропы великанов. Но, кто знает, может на острове посреди холодного моря по-прежнему сидит в одиночестве испуганный одноглазый великан…

Достопримечательности

Колонны Тропы гигантов образуют три площадки. Первая из них называется Большой тропой и берёт своё начало от скалистых гор. Эта площадка представляет из себя монументальную лестницу, ступени которой достигают в высоту шести метров. Спускаясь к морю, тропа становится более пологой и похожей на дорогу для исполинов. Вторая площадка – это Средняя и Малая тропы.

Колонны из этой группы находятся вблизи основной тропы, но напоминают уже не тропу, а отдельно стоящие курганы. Соблюдая меры предосторожности можно их можно обследовать, переходя с одного столба на другой. Третья площадка наиболее загадочна и наименее посещаема. Это необитаемый остров Стаффа, что расположен в 130 км от берега. Его название переводится как «Остров столбов». Между колоннами остров таит свою главную достопримечательность – Фингаловую пещеру, протяженность которой составляет около 80 метров.

Начало своей тропы великаны проложили вдоль утесов. Позднее люди оценили их причудливую форму и дали им оригинальные названия. Здесь есть и музыкальные инструменты – Арфа и Орган, и каменные принадлежности, забытые исполинами – Ткацкий станок, Пушки и даже Гроб Великана. Забыл здесь неведомый гигант и свой башмак. Именно так выглядит один из булыжников. Любознательные посетители вычислили, что обладатель этой обуви был ростом не менее 16 метров.

Отдельный столбы Тропы великанов не просто возвышаются, а похожи с моря на печные трубы сурового северного замка. С этим связан любопытный случай в истории страны. «Непобедимая армада» испанцев, подступившись к берегам, решила обстрелять несущую угрозу территорию и атаковала. Потерю понесли разве что базальтовые колонны, потому что никакого замка на берегу не было. Судно испанцев же разбилось о скалы, а армия понесла немалые потери в холодных водах. Затонувшие сокровища были подняты со дна и поныне хранятся в одном их музеев Ирландии.

И вновь природа демонстрирует нам один из своих феноменальных фокусов. На побережье северной части Северной Ирландии (уж простите за тавтологию, но именно так оно и есть) располагается Дорога Гигантов. Это уникальное явление природы выглядит как необычные столбы, сечение которых очень похожи на пчелиные соты.

Столбы (или колонны) настолько плотно прижаты друг к другу, что между ними даже нож воткнуть не получится. Примерно так же подогнаны большие камни в стенах древнего города Саксайуаман , с той лишь разницей, что там это сделали люди, а здесь природа.

Дорога Гигантов на карте

  • Географические координаты 55.240684, -6.511417
  • Расстояние от столицы Северной Ирландии города Белфаст примерно 80 км
  • Расстояние до ближайшего аэропорта Дэрри около 50 км

Следует учесть, что Северная Ирландия это административная часть Великобритании, а не отдельное государство.

Дорога Гигантов находится в 3 километрах севернее городка Бушмилс.

Эта достопримечательность насчитывает около 40000 базальтовых колонн, соединенных между собой. Большинство столбов шестиугольные, но попадаются и четырех, пяти, семи и восьмиугольные экземпляры. Высота их достигает 12 метров. Диаметр столбов от 30 до 50 см.

Рассматривая эту необычную природную конструкцию, с трудом верится, что она появилась случайно. По официальной версии ученых, такие неординарные колонны возникли после извержения вулкана в древности. 50-60 миллионов лет назад здесь происходили активные вулканические явления. Потоки расплавленного базальта сформировали огромные лавовые поля. При быстром остывании, объем вещества сокращался, а горизонтальное сжатие способствовало появлению таких геометрически правильных структур.

Есть еще гипотеза, согласно которой Дорога Гигантов образовалась в результате конвекции вязкого вещества в условиях охлаждения верхних слоев.

Местные жители, конечно же, связывают появление этой структуры с древней легендой.
В ней сказано что герой кельтских мифов, воин, мудрец и провидец Финн Мак Кумал решил померяться силой с огромным одноглазым чудовищем по имени Голл, жившем в Шотландии. Но по какой-то нелепой случайности или случайной нелепости героический герой … боялся замочить ноги. Пришлось Финну вбить в дно моря целую уйму колонн – получился своеобразный мост на соседний остров. Он сильно устал и решил выспаться перед сражением. Пока наш герой мирно пребывал в сновидениях, Голл, не дождавшись своего противника, сам явился к нему в гости по уже построенному мосту. Его встретила Ума – жена Финна. Судя по имени, дама была не глупа. Она немного схитрила: указав на спящего мужа, сказала, что он её ребенок. Как вы понимаете, размерами этот товарищ вовсе не походил на ребенка. Ума усадила великана за стол и стала угощать его лепешками, в которых предварительно запекла железные сковородки. Другие лепешки (уже без сковород внутри) она отложила для мужа. Когда Голл начал ломать зубы, поедая своё угощение, проснувшийся Финн спокойно уплетал свои лепешки «за обе щеки». Поняв, что если младенец такой!!!, то его папаша будет и вовсе непобедим, Голл в панике убегает и по пути разрушает мост, отрезая путь для преследования.

Появилась ли Дорога Гигантов как сказано в мифе или как предполагают ученые уже не столь важно. Главное, что теперь у нас есть еще одна неразгаданная и потому очень привлекательная природная достопримечательность.

Дорога Гигантов проходит более 270 метров по побережью и около 150 метров по дну моря.Все колонны очень твердые и имеют тёмный цвет. Это обусловлено большим содержанием магния и железа в их составе. Такая смесь веществ практически не подвластна разрушительному действию морских волн и ветра.

Поблизости от Дороги Гигантов располагаются утесы с оригинальными названиями. Утес Арфы – его колонны изогнутые и спускаются к берегу. Утес Органа, столбы которого прямые и очень похожи на этот огромный музыкальный инструмент.
Есть еще утёсы Ткацкий станок Великана, Гроб и Глаза Великана. Здесь еще можно увидеть Башмак Великана. Это огромный булыжник в форме обуви и высотой в 2 метра.

  • в 1986 г. Юнеско объявила Дорогу Гигантов и побережье Козуэй-Кост, где она находится, всемирным наследием, и только спустя год, Департамент охраны окружающей среды присвоил этому месту статус Национального заповедника
  • несмотря на то, что Дорога Гигантов находится здесь тысячи, а возможно и миллионы лет, широкую известность она получила только в 17 веке из рассказов епископа Деррийского. И только в начале 19 века сюда потянулись первые туристы
  • доступ для туристов здесь нигде и никак не ограничен
  • в Шотландии, на острове Стаффа есть уникальная , стены которой (как и само побережье острова) состоит из таких же шестигранных базальтовых колонн. Возможно это тоже часть Дороги Гигантов

Дорога Гигантов фото

Дорога гигантов - впечатляющее скальное образование на побережье Антрима Северной Ирландии. Участок состоит из около 40 000 базальтовых колонн, поднимающихся из моря. Дорога гигантов является единственным объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в Северной Ирландии.

Необычное образование возникло в результате природных процессов во время Палеогена (65-23 млн лет назад), когда Северная Ирландия подвергалась мощной вулканической активности. В этот период расплавленный базальт соприкасался с меловыми пластами, образуя лавовое плато. Когда лава быстро остыла, плато сократилось и треснуло, образуя 40 000 шестиугольных колонн различной высоты, которые выглядят как гигантские ступеньки. Высота самой большой из них составляет почти 11 метров.

Легенда

Популярная мифология приписывает создание дамбы Ирландскому гиганту по имени Fionn mac Cumhaill (или Finn MacCool). Чтобы доказать свою превосходную силу и статус, Фионн решил сразиться с соперником, шотландским гигантом по имени Бенандоннер. Поскольку не было лодки достаточно большой, чтобы перевести огромного Финна через море, для противостояния Беннандоннеру, он построил свой собственный путь из ступенек из Ирландии в Шотландию.

Однако, когда он пересек море, он увидел, насколько величен Беннандоннер. Он побежал обратно в Ирландию, прежде чем Беннандоннер увидел его, но дамба была построена, и Беннандоннер пришел в бой. Фионн залез в кроватку, и когда Беннандоннер подошел к двери, чтобы сразиться с ним, его жена сказала ему не разбудить ребенка. Увидев, насколько большим является «ребенок» Фиона, Беннандоннер испугался и побежал обратно в Шотландию.

Хотя феномен базальтовых колонн относительно редок, есть несколько таких примеров скальных образований, найденных во всем мире, включая в Шотландии, Los Prismas Basalticos в Мексике и Devil"s Postpile в Калифорнии.