Мюнхен церковь с отпечатком дьявола. Фрауэнкирхе — кафедральный собор Мюнхена. Инженерные решения, опередившие время




Мюнхен – столица Баварии и один из крупнейших населенных пунктов Германии. Помимо исследовательского и промышленного потенциала, город может похвастаться культурными ценностями, что создает широкий простор для туризма. Особое место среди всех достопримечательностей города занимают храмы, соборы и мечети Мюнхена.

Церковь Петерскирхе

Основа церкви была заложена еще в XI веке, что делает ее практически ровесником города. Петерскирхе – это великий памятник архитектуры, насчитывающий более 600 лет истории и совмещающий в себе 4 разных стиля: романский, готический, барокко и рококо.

Интерьер Peterskirche радует не меньше: стены молочного цвета и потолочная фреска изумительной красоты приковывают взгляды.

Одно из центральных мест в церкви занимает фигура Святого Петра и алтарь Девы Марии, который представляет собой композицию из нескольких статуй.

Храм расположен на Мариенплац – главной площади города. На вершине часовни находится смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на Мюнхен.

Собор Пресвятой Девы Марии

Frauenkirche – Собор Святой Богородицы, жемчужина готической архитектуры. Строительство началось в 1468 году, а завершить его удалось лишь в 1525 г.

Обилие белых колонн и отсутствие окон делают интерьер храма неповторимым. Роспись на алтаре иллюстрирует вознесение Девы Марии. На стенах можно наблюдать могильные плиты, которые были перенесены с закрытого кладбища вблизи церкви. Готический облик дополняет «след дьявола» – темный отпечаток ботинка, расположенный на одной из плит собора.

Фрауэнкирхе является самым высоким собором в Мюнхене благодаря своим башням, достигающим 99 м в высоту. Колокольни соединяются с протяженным нефом, который покрыт красной черепицей и многим напоминает Ноев ковчег.

После референдума, проведенного в 2004 году, введен временный запрет на строительство зданий выше 100 м, поэтому на смотровой площадке колокольни открывается лучший вид на город.

Католическая церковь Театинеркирхе

Театинеркирхе – католическая церковь коллегиального типа, которая носит имя Святого Каетана. Строительство церкви происходило в 1663-1690 годы, однако фасад здания оставался незавершенным на протяжении 100 лет в силу разногласий среди архитекторов. Переднюю часть фасада украшает 2 герба: герб Баварии и герб Речи Посполитой.

При проектировании храма за образец была взять церковь театинцев в Риме, а выдержано все было в стиле позднего итальянского барокко. Внутреннее убранство Theatinerkirche выполнено в светлых тонах с преобладанием белых колонн. Интерьер украшен детализированной лепкой, а контраст создают элементы из темного дерева.

Церковь Людвигскирхе

Людвигскирхе – университетская церковь Святого Людвига. Строительство храма одобрил Людвиг I в 1829 году. Нестабильная политическая и экономическая обстановка того времени позволила завершить проект только в 1844 году.

Снаружи церковь выделяется башнями-близнецами, нефом в форме креста и крышей, которая украшена мозаикой. Внутри находится знаменитая фреска «Страшный суд», которая занимает второе место в мире по размерам. Стоит обратить внимание на фигуры Иисуса и евангелистов.

Asamkirche – церковь, построенная братьями Азам в честь Святого Иоанна Непомука. Официальное название церкви связано с именем священника, однако в народе ее называют «Азамкирхе», прославляя фамилию талантливых архитекторов. Храм уникален тем, что занимает меньшую площадь по сравнению с другими подобными сооружениями. Изначально церковь была частной и лишь спустя некоторое время стала общедоступной. Вход в храм украшен статуей Иоанна Непомука с ангелами.

Авторы проекта не ориентировались на католические архитектурные каноны. Внутри все напоминает скорее дворцовые интерьеры: обилие скульптур, использование позолоты и достаточно яркое оформление в целом. Особого внимания заслуживает роспись потолка с сюжетами из жизни Святого Иоанна.

Jesuitenkirche St. Michael – церковь, построенная для ордена иезуитов в XVII веке и является одним из самых красивых зданий эпохи ренессанса. Внешний вид церкви напоминает классическое оформление городской ратуши. Верхнюю часть фасада занимает фигура Иисуса Христа, а на входе можно увидеть статую Святого Михаила.

Церковный зал довольно большой и ощущение масштабности усиливается за счет белоснежных стен. Под алтарем, в подземной часовне расположен Виттельсбахский склеп, где похоронен Вильгельм V и другие представители династии. Рядом находится реликварий, где хранятся христианские реликвии.

Отличная акустика помещения хорошо передает звуки органной музыки во время концертов (расписание можно узнать на сайте). В канун Рождества церковь пользуется популярностью и часто входит в экскурсионные маршруты.

Церковь Лукаскирхе

Лукаскирхе – протестантская церковь, расположенная на берегу реки Изар. Строительство храма происходило в 1893-1896 годах. Архитектор Альберт Шмидт придал постройке черты романского стиля и явно вдохновлялся готикой. Привычный для данных построек дизайн дополняется двумя башнями и высоким куполом (64 м). Церковь Святого Луки (Lukaskirche) имеет неповторимый интерьер и может похвастаться красочными витражами – единственным элементом, который пострадал во время войны. У алтаря можно наблюдать роспись, которая изображает погребение Христа.

Храм Святого Павла

Paulskirche – католическая церковь имени Святого Павла, которая относится к приходу Людвигсфорштадта. Возведение церкви началось в 1896 году и завершилось в начале XX века. Архитектор Георг фон Хауберриссер выдержал образ здания в неоготическом стиле.

Фасад украшен характерными скульптурами, что свойственно готическим постройкам. Паульскирхе имеет одну из самых высоких (97 м) башен среди храмов Мюнхена, поэтому неудивительно, что тут обустроена смотровая площадка.

Интерьер церкви также достоин внимания – просторный зал окунает в средневековую атмосферу. Нелишним будет увидеть архитектурную композицию «Несение креста», созданную скульптором Георгом Бушем. Выполненная в цвете скульптура прекрасно иллюстрирует одну из последних страниц жизни Христа.

Католическая церковь имени Святого Бенно возведена в конце XIX века архитектором Леонхардом Ромейсом. Храм занимает достойное место среди других религиозных строений, выполненных в неороманском стиле.

Башни высотой 63 м дополняют величественный образ строения.

Среди особенностей интерьера стоит выделить точную копию Венецианской мозаики.

После бомбардировок 1944 года церковь удалось восстановить в первозданном виде, однако оригинальные фрески были утрачены.

На подворье церкви можно найти алюминиевую статую рыбы с ключом: легенда гласит, что епископ Бенно выбросил ключ от храма в реку Эльбу, а позднее обнаружил его в брюхе поданной ему на обед рыбы.

Храм Святого Максимилиана

Церковь Святого Максимилиана была первой католической церковью в Мюнхене и располагается на берегу реки Изар. Строительство происходило с 1892 по 1908 годы. Отличительной чертой храма был неороманский стиль и две высокие башни.

Оригинальные восьмиугольные шпили башен были уничтожены во время Второй мировой, а восстановили их в упрощенном варианте.

Внутренняя обстановка примечательна наличием арок и скульптурным ансамблем у алтаря.

Готический храм Святого Марка

St. Markus – лютеранская церковь, построенная во время бурного роста населения Мюнхена в XIX веке. Непримечательное на первый взгляд здание выделяется наличием механических часов на каждой грани башни и узкими окнами. В интерьере церкви преобладают светлые тона. В остальном архитектурные решения довольно типичны для неоготического стиля. Церковь Святого Марка выполняет одновременно несколько функций:

  • штаб-квартира руководителя церковного региона в Мюнхене;
  • приходская церковь;
  • церковь для студентов вузов Мюнхена.

Храм Святого Иосифа

St. Joseph Kirche – католическая церковь, названная в честь мужа Девы Марии. Строительство храма началось в 1898 году и длилось 4 года. Фасад здания встречает посетителей большими арками и высокой башней, соединенной с базиликой.

Для колокольни еще в 60-е годы XX века были отлиты сразу несколько колоколов. Самый тяжелый из них – колокол Святой Троицы, который весит почти 3 тонны.

Днем окна церковного зала пропускают большое количество света и прекрасно освещают интерьер. Стены храма украшены небольшими статуями, а у алтаря можно наблюдать иконы с образами святых.

Католическая церковь Святого духа

Церковь Святого Духа (Heilig-Geist-Kirche) – католическая церковь, возведенная в начале XIV века. Прародителем храма стал госпиталь, с которым соседствовала капелла Святой Екатерины. Именно на ее месте была в итоге построена новая церковь.

Изначально церковь Святого духа имела черты готического стиля, но вследствие многочисленных войн и реконструкций окончательный облик приобрел также черты необарокко.

Классический неф совмещен с высокой башней. Внутренний интерьер примечателен лепниной, выполненной братьями Азам, и потрясающими потолочными фресками. На алтаре церкви помещен чудотворный образ Божией Матери.

Аббатство расположено в центре Мюнхена, что достаточно необычно для монастыря подобного типа. Строительство происходило в XIX веке на территории бывшего монастыря Святого Бенедикта.

Фасад здания встречает колоннами, а по бокам расположены статуи Святого Петра и святителя Бонифация.

В верхней части фасада находится портрет архитектора – такой случай является скорее исключением для религиозных сооружений.

Образ здания соответствует византийскому стилю. Внутри церковного зала можно увидеть внушительное количество высоких колонн, которые визуально расширяют пространство. Внутренняя роспись после повреждений в 1945 году была восстановлена современными мастерами лишь частично.

В аббатстве похоронен король Людвиг I вместе со своей женой Терезой.

Мюнхен – сердце туризма Баварии

В Мюнхене находится впечатляющее количество уникальных церквей и соборов, которые являются памятниками культуры. Посетив город, вы получите возможность на наглядном примере изучить архитектуру XII–XX веков во всем ее многообразии. Тем, кто планирует свой отпуск на 2019 год, рекомендуем рассмотреть вариант посещения Мюнхена.

Мюнхенский собор: Видео

Адрес: Германия, Мюнхен
Начало строительства: 1468 год
Окончание строительства: 1525 год
Архитектор: Йорг фон Хальсбах
Высота: 100 м
Координаты: 48°08"18.9"N 11°34"24.5"E

Содержание:

Краткое описание

Совсем недалеко от мюнхенской площади Мариенплац расположен главный кафедральный собор столицы Баварии – Фрауэнкирхе. Официальное название самого высокого собора в Мюнхене – собор Пресвятой Девы Марии.

Удивительно, но в 2004-м году на собрании городскими властями был принят довольно спорный законопроект, согласно которому в ультрасовременном городе, славящемся на весь своими научно исследовательскими институтами и музеями, запрещено возводить здания, которые были бы выше Фрауэнкирхе.

Собор с высоты птичьего полёта

Высота собора, построенного в готическом стиле, составляет «всего» 99 метров. Естественно, эту цифру нельзя назвать маленькой, но она ограничивает строительство в городе огромных небоскребов и офисных зданий. С чем же связано такое отношение властей к Фрауэнкирхе, что в этом кафедральном соборе такого необычного? Не секрет, что многие туристические агентства называют Фрауэнкирхе символом Мюнхена и рекомендуют всем гостям города в обязательном порядке посетить эту достопримечательность. Естественно, заинтересовать историков, ценителей памятников архитектуры и культуры Фрауэнкирхе, безусловно, может. Его длинная история и тесная связь с легендарной династией Витттельсбахов, некогда правящей Баварией на протяжении 700 лет, конечно же, заслуживает внимания.

Многие гиды, живущие в Мюнхене, рассказывая своим экскурсионным группам о Фрауэнкирхе, довольно часто отзываются о соборе с некоторой долей скептицизма. Дело все в том, что величественный собор, который является самым высоким зданием в Мюнхене, не вызывает восторга у коренных жителей города. «Виноват» в таком положении вещей род Виттельсбахов, которых, к слову, очень уважают в Баварии, а последний потомок из этой династии до сих пор живет за счет государства в роскошном дворце Нимфенбург .

Вид на собор с Новой ратуши

Именно родоначальники этой династии сделали из Фрауэнкирхе собор для сильных мира сего, а по большому счету, превратили его в своеобразный фамильный склеп. Правда, это уже история, на которой немного следует остановиться чуть ниже.

Собор Фрауэнкирхе - история

Как уже говорилось выше, династия Виттельсбахов, желала создать собор, в котором бы они могли обращаться к Богу, и где находили бы вечное упокоение. Первый камень в строительство собора, который было решено возводить в готическом стиле, был заложен в 1468-м году. Проект здания разрабатывал известный в те времена архитектор Йорг фон Хальспах, которому и принадлежат слова о том, что здание в столице Баварии «построено в стиле бескомпромиссной готики, где нет ничего лишнего».

Собор Фрауэнкирхе был построен из кирпича уже к 1494-му году . Во время торжественной церемонии открытия произошло и освящение храма. Справедливости ради, стоит отметить, что в 1494-м году собор не был до конца закончен: главные его архитектурные детали – купола на башнях, были достроены в 1525-м году. Собор Фрауэнкирхе еще с середины 16-го века можно было называть светским собором, простые мюнхенцы редко заглядывали в него. Как известно, церковь не должна подчиняться политикам и правительству страны, а Фрауэнкирхе стал своеобразным символом, известным в Баварии под названием: «союз трона и алтаря».

Вид на башни собора

После первого освящения в соборе могли разместиться более 20 тысяч человек. Когда были возведены башни, вместимость собора Фрауэнкирхе снизилась до 12 тысячи человек. Уже после Второй Мировой войны в храме может слушать проповеди не более 4 тысяч человек. Все места, как во многих католически храмах, сидячие. Стоит отметить, что во время наступления союзных войск на Мюнхен, собор Фрауэнкирхе был поврежден. Значительным назвать нанесенный урон, все же, нельзя. Все предметы внутреннего убранства, гробницы и ценные реликвии не пострадали. Реставрация собора Фрауэнкирхе после Второй Мировой войны прошла в рекордно короткие сроки. А как же может быть иначе в случае с храмом, который называют «союзом трона и алтаря»? Таким он остался и по наши дни.

Собор Фрауэнкирхе - архитектура

Не один современный архитектор не сможет сказать, что фасады собора не вызывают восхищения готическим стилем. Величественность, строгие линии и, даже можно сказать, какая-то леденящая душу красота, просматривается в каждой детали здания. Несмотря на фасад здания, внутренний интерьер храма разочаровывает многочисленных туристов. «Этот храм какой-то убогий», «Здесь не уютно и холодно», «Наверное, мы оказались не в католическом храме», - такие слова довольно часто произносят многие гости Мюнхена, которые впервые переступили порог символа столицы Баварии, собора Фрауэнкирхе.

Фасад собора

Как уже говорилось выше, даже коренные жители города не жалуют своим вниманием эту главную достопримечательность. Аскетичность внутреннего убранства, надменное отношение к верующим священнослужителей, не может привлекать паству в стены собора. Во время воскресных богослужений на скамьях, рассчитанных на 4 тысячи человек, с трудом удастся сосчитать 80 прихожан. Во время вечерних богослужений Фрауэнкирхе практически пуст: лишь 10-15 престарелых женщин слушают возносящиеся к богу молитвы. Они приходят сюда лишь потому, что живут в находящемся неподалеку от собора приюте.

Несмотря на все вышеперечисленное, именно из этого собора ведутся многочисленные трансляции богослужений, посвященных самым значимым католическим праздникам. Церемониария собора Фрауэнкирхе можно назвать бухгалтером, режиссером, сценаристом и постановщиком. Кроме этого, он надменно утверждает, что именно собор Фрауэнкирхе должен быть примером для подражания всех католических храмов . «Внутреннее убранство храма – это не цирковая площадка, где все должно быть разукрашено яркими красками. Месса, не клоунада, ее нельзя сокращать, во время нее нужно сидеть и слушать в полной тишине», - сказал, как-то в своем интервью церемониарий Антон Хеклер. Именно он стал первым служителем католической церкви, который со скрупулезностью подсчитывал на персональном компьютере сумму, необходимую для причащения прихожан. К слову, официально зарегистрированный приход Фрауэнкирхе насчитывает менее 400 человек.

Главный вход в собор

Тесная связь собора Фрауэнкирхе с властью, которая длится уже более 400 лет, отталкивает молодежь. Из всего прихода насчитывается менее 30 прихожан, не достигших возраста 18-ти лет. Иначе и быть не может в соборе, где перед главным престолом находится огромное надгробие короля Людвига Баварского, которое полностью закрывает главное место в храме. Кроме этого над надгробием был установлен флаг Баварии: стяг практически полностью скрывает от паствы престол. В свое время Максимилиан I решил в соборе Фрауэнкирхе возвести странного вида памятник, на котором были изображены черепа и готовые к битве рыцари. Этот монумент должен был символизировать собой усыпальницу Виттельсбахов. Максимилиан I был одним из тех политиков, который понимал, насколько выгодно объединить власть и церковь. Он даже не скрывал своих взглядов, и над устрашающим темным памятником возвел триумфальную арку. Эта арка в храме Фрауэнкирхе должна была показать верующим тесную и неразрывную связь между земной и небесной властью.

Прочитав все вышеизложенное, у многих людей, которых приведут в Мюнхен, может сложиться мнение, что собор Фрауэнкирхе не заслуживает внимания. Однако это совсем не так. После прогулки по Мариенплац и посещения ее многочисленных достопримечательностей и бутиков, следует обязательно зайти во Фрауэнкирхе.

Вид на южную башню собора с Либфрауэнштрассе

Во-первых, такого резкого контраста не встретишь более нигде в мире, а во-вторых, будет непростительной ошибкой не запечатлеть на фото внешний фасад собора, построенного в стиле «бескомпромиссной готики». Особый интерес вызовет у ценителей музыки и хорового пения акустика этого уникального, в своем роде, архитектурного сооружения. Увы, там не получиться послушать музыку Баха, слишком быстрый темп его произведений, огромное пространство помещения сливает в единый гул. В одном из интервью регента Фрауэнкирхе, опубликованном в мюнхенской газете, говорится о том, что «Бах в соборе сильно бьет по ушам». Оценить всю прелесть хорового пения или музыки можно только по мессе Вольфганга Моцарта или вознесенным к богу хоралам, относящимся еще к грегорианской эпохе.

Кафедральный собор Фрауэнкирхе в Мюнхене (нем. Frauenkirche) – туристический символ Баварии и величайший памятник архитектуры Германии. Официальное название – Собор Пресвятой Девы Марии (нем. Der Dom zu Unserer Lieben Frau). Храм расположен вблизи центральной площади Мариенплац (нем. Marienplatz), и с его башен открывается панорамный вид на город. Начиная с XV века, церковь в позднеготическом стиле считается главной достопримечательностью Мюнхена.

О Фрауэнкирхе в Мюнхене

Кафедральный собор Frauenkirche – действующий католический храм епархии Фрайзинга и Мюнхена. Собор построен вследствие секуляризации епископства и слияния приходской и коллегиальной церкви при Виттельсбахах и является символом политической власти династии, олицетворением союза трона и религии.

В 2004 году власти приняли решение не возводить в Мюнхене здания выше Фрауэнкирхе, чтобы сохранить его культурную и архитектурную ценность.

Мюнхенский собор Пресвятой Девы Марии – старейшая церковь покровительницы в епархии и высочайшее сооружение города. Высота башен – 98,5 м, длина нефа – 109 м, а высота – 40 м.

История собора

Возведение храма Пресвятой Девы Марии тесно связано с правлением династии Виттельсбахов (нем. Wittelsbacher). Для укрепления позиций на троне герцог Сигизмунд решил построить новую приходскую церковь. Впоследствии она стала семейным склепом, в крипте которой похоронены правители Баварии и Пфальце.

Храм никогда не принадлежал народу, а был символом Виттельсбахов.

До этого их семейной церковью считалась Мариенкирхе, вокруг которой построили Der Dom zu Unserer Lieben Frau. Фрауэнкирхе способен вместить 20 тысяч прихожан, хотя на момент строительства, численность населения в Мюнхене не превышала 13 тысяч жителей.

Этапы строительства Frauenkirche

Строительство храма началось в 1468 году. Реализацией проекта занимался известный зодчий Йорг фон Хальспах, который руководил строительством Старой ратуши на Мариенплац.

  • В 1494 году был возведен основной фасад, собор освятили и открыли для прихожан. Сам архитектор до окончания строительства не дожил.
  • Дальнейшие работы проводились до 1525 года. Последними соорудили купола и башни.
  • В 1599 году в храме дополнительно возвели триумфальную арку, украшенную лепниной, а в 1620 году на главном алтаре появилось изображение «Успение Пресвятой Девы Марии».
  • В 1821 году собор стал епископской резиденцией, что привело к кардинальной реорганизации интерьера.
  • После Второй мировой войны церковь сильно пострадала. В 1989-1994 гг. была проведена полная реконструкция храма.

Особенности архитектуры собора: внешний вид и интерьер

В XV веке в Германии считалось, что для светской архитектуры больше подходят ренессанс и барокко, а религиозные сооружения должны быть в готическом стиле. Поэтому церковь представляет собой лаконичное кирпичное сооружение в стиле поздней готики с элементами эклектизма и барокко.

Основная часть собора Пресвятой Девы Марии построена за 20 лет. Затем возведение приостановили из-за нехватки средств, что отразилось на архитектуре храма, где соединено несколько стилей и направлений.

Фрауэнкирхе – пятинефный собор без трансепта с двумя башнями. Внутри установлено 22 массивные колонны, поддерживающие крышу. Они визуально скрадывают пространство, поэтому может показаться, что вместительность церкви меньше, чем есть на самом деле.

Изначально планировалось украсить купола шпилями, как в Кёльнском соборе, но под влиянием архитектурных тенденций эпохи Возрождения от этой идеи отказались.

Дизайн Фрауэнкирхе позаимствован с Храма Гроба Господня в Иерусалиме, выполненного по византийским проектам. Это создало яркий контраст на фоне строгой готики.

Когда Frauenkirche стал епископским собором, внутреннее оформление храма изменилось, в частности, его алтарная часть.

Что скрывают стены храма: святыни и реликвии

История Фрауэнкирхе насчитывает пять столетий, но его возведение до сих пор окутано тайнами и легендами. На момент строительства аналогичных сооружений в Баварии не существовало. Особенно вопросы вызывало быстрое возведение церкви за 20 лет, что было невероятно коротким сроком для подобной конструкции.

Собор Пресвятой Девы Марии – не только изумительный пример поздней готики, но и ценное культурное наследие Германии, стены которого хранят не одну тайну.

Памятник Виттельсбахов – кенотаф Людвига IV

Важная часть Frauenkirche - скульптуры. В южном крыле находится кенотаф, установленный в 1622 году по инициативе курфюрста Максимилиана I в честь усопшего императора Людвига Баварского. Кенотаф призван подчеркнуть значимость Людвига IV для католической веры, ведь в истории правлении династии Виттельсбахов, он занимает центральное место.

Внутри мраморного склепа расположена готическая мемориальная доска. Однако авторство плиты не установлено до сих пор. Останков самого правителя здесь нет, так как он похоронен в крипте вместе с остальными представителями монархии.

Рядом с памятником находятся две бронзовые статуи герцога Вильгельма IV (1508-1550) и Альбрехта V (1550-1579), а также четыре коленопреклоненных знаменосца, создающие единую скульптурную композицию.

Тойфельстритт – след дьявола

Собор Пресвятой Девы Марии – нетипичное религиозное сооружение для Баварии XV века. Его архитектура побудила множество мифов, которые передаются местными жителями из поколения в поколение. Самый известный из них – der Teufelstritt или след дьявола.

У входа в собор на полу есть отпечаток ноги, по легенде, оставленный самим Люцифером. При возведении Фрауэнкирхе между архитектором и дьяволом якобы была заключена сделка: сатана обещал помочь в сооружении церкви в обмен на душу архитектора.

На тот момент в Мюнхене религиозных зданий было в избытке. Сатана боялся, что покровительство Пресвятой Девы Марии ослабит его позиции, поэтому решил сделать храм, который бы не привлекал прихожан.

Когда строительство завершилось, дьявол пришел за долгом. Войдя через главные ворота, он рассмеялся, ведь внутри не было ни единого окна, а значит, такой храм не мог принести пользы. От радости демон ударил ногой об пол, оставив на нем свой отпечаток. Но когда сделал еще один шаг, то увидел свет, падающий сквозь стекло. Разгневавшись, он превратился в ветер и пытался разбить окна, что не удалось, поскольку люди толпой вошли в церковь.

Действительно, при входе в церковь боковые окна не видны. С 1622 до 1860 год их заслонял огромным алтарь эпохи Возрождения с изображением Успения Пресвятой Девы Марии, выполненный П. Кандидом.

Есть еще одна легенда собора Фрауэнкирхе, согласно которой дьявол в обличии шторма до сих пор пытается проникнуть внутрь и разбить окна, поэтому вокруг храма всегда ветрено.

Отголосок истоков католицизма – механические часы

Точный хронометраж стал необходимой частью западной религии, начиная со Средневековья. Богослужения начинали в одно время, для чего в храмах ставили часы. Они не только определяли, когда начинать молитву, но и символизировали похвалу Богу и скоротечность жизни.

В соборе установлены уникальные механические часы, которые показывают кукольное представление – заступничество Иисуса и Марии перед Богом Отцом.

Также циферблат демонстрируют Солнечную систему, лунные фазы, знаки Зодиака.

В 1749 году во время реставрации в часовой механизм вмонтировали кукарекающего петуха. Но под влиянием разных эпох корпус часов неоднократно менялся, поэтому в первоначальном виде они не сохранились. На сегодня осталось встроенное музыкальное сопровождение, что придает всей конструкции уникальности.

Крипта Фрауэнкирхе – склеп династии Виттельсбахов

За стенами центрального алтаря находится крипта – место захоронения монархов, архиепископов и кардиналов. Крипта Фрауэнкирхе представляет собой семейный склеп, где похоронены останки правителей династии Виттельсбахов.

Каждая могила оформлена в гробницу с мемориальной плитой. Помещение выполнено из кирпича и пышным художественным оформлением не отличается, хотя еще в XIX веке крипту украшали барельефы, роспись, лепнина, которые убрали после реконструкции. Вход туристам в эту часть храма запрещен.

Время работы и посещение собора

Собор открыт ежедневно с 7.30 до 20.30. Предусмотрены ограничения на посещения храма туристами во время церковных служб. График работы приходского бюро:

  • с 8.30 до 12.30;
  • с 14.00 до 16.30 с понедельника по четверг;
  • с 8.30 до 12.30 в пятницу.

Обзорные экскурсии проводятся по воскресеньям с мая по сентябрь и в 15.00 по четвергам. В башни вход временно закрыт: ведутся реконструкционные работы.

Расписание экскурсий, а также ближайшие события, которые проводятся в храме, доступны на официальном сайте .

Как добраться до собора: маршрут и адрес

Frauenkirche расположен недалеко от центральной площади Мариенплатц по адресу Frauenplatz 12. Рядом находится остановка Marienplatz (Theatinerstraße). Добраться можно на метро или городской электричкой, а также на общественном транспорте 19 и N19.

Церкви Мюнхена – духовное наследие Баварии

Религиозные сооружения – ключевые достопримечательности в Мюнхене. Каждая церковь является отголоском определенной эпохи, что отразилось на архитектурном стиле зданий. Хотя центральное место среди религиозных сооружений Баварии занимает Фрауэнкирхе в Мюнхене, не менее значимы в истории региона такие храмы:

Официальное название Годы строительства, архитектурный стиль, конфессия
Азамкирхе (нем. Asamkirche) или церковь Св. Иоанна Непомука 1733-1746 гг., барокко, католичество
Церковь Святого Луки (нем. Lukaskirche) 1893-1896 гг., романский стиль с элементами готики, протестантство
Церковь Св. Марка (нем. St. Markus) 1873-1876 гг., неоготика, лютеранство
Церковь Св. Михаила (нем. Jesuitenkirche St. Michael) 1583-1597 гг., архитектура эпохи Возрождения, католичество
Церковь Св. Петра (нем. St. Peter) или «Альтер Петер» 1181 год, романский стиль, католичество
Театинеркирхе (нем. Theatinerkirche) 1663-1690 гг., барокко, католичество

Заключение

Кафедральный собор Frauenkirche – готический дворец, семейный склеп и ценный памятник архитектуры XV столетия, который притягивает туристов со всего мира. Ни одно фото не передаст атмосферы таинственности этого места. Здесь скрывается история величайшей династии и отражена самобытная культура Баварии.

Фрауэнкирхе. Мюнхен. Святой Бенно: Видео

Кафедральный собор Фрауэнкирхе (Frauenkirche) является символом Мюнхена. Он стоит недалеко от Мариенплац (Marienplatz‎). В 2004 году в городе состоялся референдум, на котором было запрещено строить здания в Мюнхене выше собора Фрауэнкирхе, высота которого составляет 99 метров. Собор Фрауэнкирхе тесно связан с династией Виттельсбахов, которые хотели возвести в нем величественный семейный склеп. Строительство собора началось в 1468 […]

Является символом Мюнхена . Он стоит недалеко от Мариенплац (Marienplatz‎). В 2004 году в городе состоялся референдум, на котором было запрещено строить здания в Мюнхене выше собора Фрауэнкирхе, высота которого составляет 99 метров.

Собор Фрауэнкирхе тесно связан с династией Виттельсбахов , которые хотели возвести в нем величественный семейный склеп. Строительство собора началось в 1468 году. Именно тогда герцогом Сигизмундом и епископом Йоханнесом Тульбеком был торжественно заложен первый камень. В 1494 году собор был частично построен и освящен. Однако строительство продолжалось дальше. И только в 1525 году были достроены уникальные купола на башнях храма. Собор Фрауэнкирхе является примером для подражания всех храмовых построек Баварии.

После завершения строительства, собор мог одновременно принимать до 20000 прихожан, хотя на тот момент в городе насчитывалось только 13000 человек. Крышу величественного здания поддерживают 22 колонны. Они то и создают иллюзию ограниченного пространства, хотя на самом деле в нутрии собора на сегодняшний день установлены скамьи, на которых могут разместиться 4000 прихожан Мюнхена.

Frauenplatz 12, 80331 München, Германия

Ехать метро до станции Marienplatz‎

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

ФРАУЭНКИРХЕ

Символ города – позднеготическая Фрауэнкирхе.

Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche), официальное название нем. Der Dom zu Unserer Lieben Frau (Собор святой Богородицы) - самый высокий собор в Мюнхене. С 1821 года главная церковь вновь созданного архиепископата Мюнхен-Фрайзинг.
Строительство собора было начато в 1466 году и закончено в 1525 году (1466-1492 архитектор Йоргом фон Хальсбахом, известный также как Гангхофер). Собственно сам собор был построен быстро, а вот башни были достроены почти столетие спустя.
В соборе могли найти себе место до 20 000 прихожан, в то время как на момент окончания строительства население Мюнхена составляло всего 13 000 человек. В наше время собор вмещает около 4000 человек сидя, благодаря установленным там в последние годы лавкам для прихожан.
Однако внутри собор не производит впечатления огромного сооружения, так как 22 колонны, поддерживающие крышу, создают иллюзию значительно меньшего пространства.
Высота собора составляет 99 метров. По решению референдума, состоявшегося в 2004 году, в Мюнхене временно запрещено строить здания выше Фрауэнкирхе, то есть выше 100 метров.
Одна башня выше другой на 12 см. По первоначальному замыслу их должны были венчать шпили как у Кельнского собора, но из-за нехватки денег возвели купола, стилистически не соответствующие собору.
Длина собора - 109 м, ширина - 40 м. Внутреннее убранство трехнефной церкви было частично утрачено во время Второй мировой войны. Сохранились великолепные скамьи хоров, выполненные Эразмом Грассером в 1502 году, гробница Людвига IV Баварского из черного мрамора, алтарь св. Андрея и картины Яна Полака. Хотя богатый готический интерьер собора был частично уничтожен, частично вынесен еще в эпоху контрреформации.
В крипте похоронены представители династии Виттельсбахов (нем. Wittelsbach), правивщей в Баварии и Пфальце
Церковь представляет собой бедное украшенное, но больших размеров кирпичное здание. Она пятинефная, зальной системы, без трансепта, но снабжена хоровым обходом и двумя западными башнями. Ее вдвинутые внутрь контрфорсы и по продольным сторонам обратились в ряды часовен необычайной высоты. На их восьмигранных столбах без капителей покоятся служебные колонны, которые разветвляются в богатые сетчатые своды. Строгая, но светлая церковь типична для баварского кирпичного стиля XV столетия.


Teufelstritt, отпечаток дьявола. По легенде строитель церкви заключил сделку с дьяволом, что в церкви не будет окон, а дьявол поможет построить здание. Но дьявол был обманут умным архитектором. Церковь была уже освящена и дьявол мог стоять только около входа, а с этого места окна не были видны из-за колонн. Дьявол в бешенстве топнул ногой и оставил отпечаток, где у пятки виден след хвоста.


Алтарь.


Потолок.


Орган.


Гробница императора Священной Римской империи Людовика IV работы Hans Krumpper.


Алтарь св. Андрея.

Статья из журнала GEO, №12, 2006 г.

Собор Баварской Богоматери
Символ Мюнхена – собор Фрауенкирхе. Никто не откажет ему в величественной и холодной готической красоте. Но мюнхенцы предпочитают другие церкви.
Останки баварских архиепископов покоятся в крипте мюнхенского кафедрального собора Фрауенкирхе. В сводчатом помещении под алтарной частью по традиции хоронили священнослужителей и аристократов.
"Здесь как-то голо!", – испуганно шепчет какая-то туристка мужу. Она скептически оглядывает массивные колонны собора Фрауенкирхе, пока ее взгляд наконец не останавливается на длинном облачении Райнхарда Беренса. Смотритель собора Беренс уже знает, что за этим последует – женщина подойдет к нему и задаст классический вопрос: «Это что, протестантская церковь?» В этом вопросе слышится явное разочарование.
Почему мюнхенский собор Фрауенкирхе выглядит таким чопорным? Почему люди избегают заходить в храм, который считается символом города? Местные католики предпочитают храмы поуютней, да и мало кому из туристов по нраву его аскетичность. Райнхард Беренс терпеливо объясняет, что не все католические храмы в Баварии построены в стиле барокко. Что его собор не похож на нарядные церквушки с игривой лепниной и росписями на потолке, с ангелочками, с высокими алтарями и сверкающими дароносицами.
Фрауенкирхе – это бескомпромиссная готика. Чистая, надменная, ясная. А к ней в избалованной барокко Баварии не привыкли. Когда пройдешься по нарядной улице Кауфингерштрассе с ее роскошными магазинами, а потом неожиданно окажешься под гулкими и пустынными сводами собора, становится не по себе.
Готика – это величие пространства, строгость линий. Главный собор города возвели в эпоху средневековья, хотя в его архитектуре уже чувствуется приближение Возрождения. Массивность сооружения смягчают купола-луковицы – «романские шлемы». Собор строили на протяжении 26 лет и освятили в 1494 году, незадолго до начала Реформации. Тогда же в Баварии был основан первый университет, а в Мюнхене напечатана первая книга.
Фрауенкирхе – один из последних памятников эпохи, когда Западная церковь была единой. Это лаконичный и суровый храм. Средства тут подчинены цели, в отличие от иезуитского барокко, где цель принесена в жертву средствам. Строгий набожный дух средневековья не терпел вычурности и оперных эффектов.
Барочную музыку исполнять здесь невозможно. Из-за мощного эха звуки сливаются, и получается какофония. «Бах у нас бьет по ушам», – улыбается регент. Акустика во Фрауенкирхе такова, что за музыкальными произведениями с быстрым темпом «пространство просто не поспевает». Но стоит зазвучать грегорианским хоралам или мессе Моцарта, становится ясно, на что способна здешняя капелла. Когда горят бесчисленные свечи и от ладана густеет воздух, в этих стенах ощущаешь незримое присутствие Святого Духа. В такие мгновения раскрывается истинная сила собора, красота церковной службы, будто ты перенесся в Венецию ХVII века, в знаменитый собор Святого Марка.
В певческой школе при храме учатся 300 детей. В соборе, где служил капельмейстером Орландо ди Лассо – великий композитор Возрождения, недопустимы фальшивые ноты. Для регента Ниса это искусство, а не ремесло. А коли прихожане не способны держать высокую певческую планку, то пусть лучше помалкивают.
Во Фрауенкирхе не заигрывают с паствой и не укорачивают службы. Доминиканцы или иезуиты из других католических храмов Мюнхена вольны гоняться за своими прихожанами. «Мы не ждем аплодисментов. Храм – это не балаган, – говорит церемониарий Антон Хеклер. – Месса во Фрауенкирхе – пример для подражания». Здесь служат по всем канонам. Ведь если в каждом храме будут действовать по собственному усмотрению, что станет с единством церкви?
Хеклер, внешне смахивающий на известного американского актера Джина Хэкмана, включает свой ноутбук и начинает подсчитывать, во что обойдется приходу причастие 400 верующих. Хеклер – режиссер и постановщик в одном лице. Он определяет, кто из служек вынесет покров на чашу, а кто споет «Верую». Он следит за всем – от выбора сосуда для облаток до драпировки риз. Он выговаривает причетникам за джинсы, торчащие из-под стихарей, а чтецам за плохую артикуляцию.
Хеклер ратует за продолжение реформ католической церкви, которым 40 лет назад положил начало II Ватиканский собор. Увы, «косному сознанию непонятен возвышенный блеск благородной простоты». Скажем, облачение священников в обычных церквях по-прежнему смахивает на какой-то аляповатый нагрудник. Во Фрауенкирхе священники носят скромное одеяние.
Мюнхенцев сочетание готики и современных тенденций заводит в тупик. Хоры во Фрауенкирхе, по их мнению, расположены слишком низко, алтарь недостаточно пышно украшен, а кресло епископа совсем не похоже на трон. Даже кафедры, с которой должны звучать берущие за душу проповеди, здесь нет.
Была бы на то воля самого Хеклера, он пошел бы еще дальше. Убрал бы из собора скамьи, которые только препятствуют единению верующих: пусть прихожане стоят во время богослужения. Преломлял бы настоящий хлеб вместо облаток и причащал бы евхаристическим вином не только духовенство, но и всех верующих, как в обрядах древней церкви. (Прим. Причем тут древняя церковь. Все это исполняется в наших православных церквях. ) Но тогда, опасается он, к ним вообще перестанут ходить. Мюнхенцы и без того редко заглядывают во Фрауенкирхе. По воскресеньям в соборе, рассчитанном на 20 тыс. человек, набирается от силы 100–200 прихожан. Вечерню служат в крохотной часовне для 15–20 старушек. При этом баварское телевидение транслирует в прямом эфире главные мессы. Так что Вольфгангу Хуберу, настоятелю храма, хватает забот и с их подготовкой, и с визитами международных делегаций. В конце концов, Фрауенкирхе никогда не была «народной» церковью. Она – символ герцогской власти.
Начиная с XVI века здесь венчали и хоронили правителей Баварии, герцогов Виттельсбахов. На площади перед собором набирали войско, а настоятелей Фрауенкирхе назначал сам герцог. Собор верой и правдой служил власти, его могучие своды и мощные башни, устремленные в небо, были символом непобедимости баварских правителей. Уже его предшественница Мариенкирхе, возведенная на этом месте в XIII веке, была домовой церковью герцогов.
Простой же люд молился в церкви Святого Петра – любимом в народе и самом старом храме города. Мюнхенцы до сих пор не могут смириться с тем, что он остается в тени привилегированной Фрауенкирхе.
Каждому, кто разглядывает старые гравюры, обязательно бросается в глаза «светскость» собора. Надгробие Людвига Баварского – самого знаменитого представителя Виттельсбахов за все 8 веков существования рода, воздвигли прямо перед главным престолом, почти загородив его. Да еще водрузили сверху национальный флаг Баварии.
Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Мадонны, символ собора Фрауенкирхе, с алтаря на центральную площадь Мюнхена (теперь она называется Мариенплац). А величественную бронзовую фигуру Богоматери, установленную у стен своей резиденции, объявил святой заступницей Баварии. Мадонна превратилась в политическое оружие дома Виттельсбахов. В самом соборе Максимилиан приказал возвести мрачный памятник из черного мрамора и темной бронзы – императорский кенотаф, символическую усыпальницу герцогов. Фигуры закованных в латы рыцарей и изображения черепов выглядели устрашающе и вселяли ужас в верующих. Над монументом возвышалась мощная триумфальная арка – символ единения небесной и земной власти.
Так что собор Фрауенкирхе был и остается церковью для властей предержащих. Вплоть до 1952 года все баварские епископы происходили из аристократических дворянских семей. Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу.
Когда монахиню Йолант у Вайс из ордена Сестер Святого Семейства после 27 лет служения в городке Партенкирхен перевели в Мюнхен, ее насторожило, что на паперти Фрауенкирхе никогда не играют дети. В своем альпийском городке она каждый год готовила к первому причастию 60 малышей. А в огромном прославленном соборе всего 400 прихожан – самый маленький приход в Мюнхене. И роста не предвидится: только 29 прихожан моложе 18 лет. Большинство – старики, живущие в приюте недалеко от собора.
За ними-то и ухаживает сестра Йоланта. А еще она навещает 96-летнюю фрау Бауер. До войны та жила хорошо, работала во Дворце Правосудия, но в 1945-м ее дом разбомбили, и ей дали квартиру неподалеку от Фрауенкирхе. Фрау Бауер совсем высохла – невесомая как пушинка. В ее комнатке на комоде стоит фигурка Божьей Матери с младенцем Иисусом.
Сестра Йоланта аккуратно чистит для старушки мандарин – только половинку, чтобы другая не засохла. Фрау нравится вечно повторять одно и то же: «Когда-то начальник сказал мне: «Девушка, будь проще, и люди тебя полюбят». Но ведь не каждый это умеет!»
Слова эти – вроде жизненного итога, звучат почти как молитва. Сестра Йоланта Вайс терпеливо слушает бормотание фрау Бауер, думая о том, что возможно и заносчивой церкви Фрауенкирхе стоило бы прислушаться к мудрому совету…

Вольфганг Михал