Старая Ладога — самый древний город России. Старая Ладога — история История старой ладоги кратко




Старая летопись гласит: когда-то племена, жившие на севере России, на территории современной Карелии и Ленинградской платили дань варягам. Но потом варягов выгнали. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в . от тех варягов прозвалась Русская земля.»

Если признать, что Рюрик правил в Ладоге, то он там не был чужеземецем, поскольку и Ладога не была славянским городом.

Согласно древним скандинавским сагам, сохранившимся в Исландии, давным-давно в городе Асгард жил народ и предводителем у них был Один.(Знаменитый норвежский путешественник и исследователь .

Одину было предсказано, что его потомство будет населять северную окраину он отправился в путь. Сначала он пришел в Гардарики (по мнению многих авторов Гардарики — это Карелия). Затем он отправился Страну Саксов, следом на остров Фюн и в Швецию. И во всех местах по пути своего следования он оставлял править своих потомков. Очевидно, эта легенда описывает происхождение северных германских племен и их появление на карте Европы. http://norse.ulver.com

Обосновавшись в Гардарике (Карелии), потомки Одина основали новый народ – Русов. Л.Н. Гумилев писал «Для славян было бедствием соседство с древними русами, которые сделали своим промыслом набеги на соседей… Русы грабили своих соседей, убивали их мужчин, а захваченных в плен детей и женщин продавали купцам-работорговцам… Славяне селились небольшими группами в деревнях; обороняться от русов, оказавшихся жуткими разбойниками, им было трудно. Добычей становилось все ценное. А ценным тогда были меха, мед, воск и дети. Неравная борьба длилась долго и закончилась в пользу русов, когда к власти у них пришел Рюрик.» http://gumilevica.kulichki.net/R2R/r2r01.htm#r2r01chapter1

Арабские источники сообщают, что русы жили на острове и нападали на славян. По одной из версий, подробно изложенной в книге Александра Шарымова «Предыстория Санкт-Петербурга. 1703 г. Книга исследований» — остров находился на Карельском перешейке. В ту пору это был остров, омываемый Ладогой, Вуоксой, Финским заливом. Поскольку остров русов находился на пути «из варяг в греки», русы играли решающую роль в торговле.

Так что современную территорию Ленинградской области можно считать исконной землей племени русов, которые в Х веке одержали верх на восточными славянами.


Что же касается Ладоги, то на ее долю пришлось первое зафиксированное в истории нападение «иностранных» варягов на Русь. После призвания Рюрика до конца X века скандинавы не нападали на северные области, предпочитая торговые связи. Однако, в 997 году эта традиция была нарушена.

В Старой Ладоге остались следы крепостей начала IХ века. Это самые старые каменные сооружения в русской истории. Одна из крепостей была разрушена Тогда на Ладогу напал варяг Эрик Хоконссон, будущий норвежский король.

После этого Ладога не раз оказывалась в центре военных конфликтов. Так, шведское войско осадило город в 1164 году. Ладожане сожгли посад и заперлись в каменном кремле, после чего послали за помощью в Новгород. Шведы попытались взять кремль приступом, но были отражены с большими потерями. Пришедшие на помощь новгородцы сняли осаду и выгнали шведов.

На этом набеги на Ладогу не прекратились, она захватывалась и отвоевывалась несколько раз. Однако Ладога уже утратила значение как политический и экономический центр региона. Эта роль перешла к Великому Новгороду. И дальнейшая борьба обладание приладожскими землями происходила между Новгородской республикой и Шведским королевством.

Старая Ладога - одно из старейших селений России, «первая столица Руси». Сегодня это довольно крупное село, расположенное в 120 километрах от Санкт-Петербурга. Однако по количеству исторических и архитектурных памятников оно превосходит многие города страны.

В нашей статье мы расскажем об истории и главных достопримечательностях Старой и Новой Ладоги.

Старая Ладога - село с тысячелетней историей

В наши дни Старая Ладога - всего лишь село на берегу реки Волхова с населением в 2000 человек. Но когда-то это был важный город-форпост России, который сдерживал свирепые атаки недоброжелателей. Главная причина посетить Старую Ладогу - это многочисленные природные, историко-культурные и архитектурные памятники, датируемые IX-XIX веками.

Практически все достопримечательности села Старая Ладога интересны и по-своему уникальны. И их невероятно много! Но туристы приезжают сюда не только ради памятников, но еще и для того, чтобы ощутить, прочувствовать дух старины, насладиться невероятно живописными пейзажами.

Чтобы еще больше увлечь читателя Старой Ладогой, предлагаем ознакомиться с десяткой самых интересных исторических фактов об этом селе:

  • Старая Ладога - один из старейших населенных пунктов России (первое упоминание о ней датируется 862-м годом);
  • до 1703 года Старая Ладога имела статус города и называлась просто Ладогой;
  • город был одним из важнейших пунктов на торговом пути «из варяг в греки»;
  • по одной из версий, в Ладоге был похоронен древнерусский князь Олег;
  • Ладога стала первым городом в Северной Европе, все стены которого были выстроены исключительно из камня;
  • уже в VIII веке ладожане вели торговлю с помощью денег (в их роли выступали стеклянные бусы);
  • всего за одну ладожскую бусинку в Х веке можно было купить раба;
  • архитектура Староладожской крепости уникальна для русского зодчества, аналогичного памятника больше нет на территории всей России;
  • Староладожская твердыня включена в сотню самых красивых мест страны;
  • на территории села был найден настоящий клад из серебряных арабских монет (находка была датирована историками VIII веком).

Новая Ладога и ее история

Если от Старой Ладоги подняться вверх по течению реки, то через 15 километров вы попадете в Новую Ладогу. Этот небольшой городок был основан в 1704 году по указу Петра Первого для обслуживания созданной двумя годами ранее судостроительной верфи. Многим староладожанам было велено перебраться в новый город. Во время Второй Мировой войны Новая Ладога сыграла немалую роль в обеспечении осаждённого Ленинграда по так называемой Дороге жизни.

Грех не заехать в этот небольшой городок, если вы направляетесь в Старую Ладогу. Достопримечательностей здесь тоже предостаточно. Новая Ладога - это прекрасно распланированный город, старинные постройки и великолепные виды на реку Волхов и Ладожское озеро.

Главные памятники и интересные места в Новой Ладоге:

  • Николо-Медведский монастырь.
  • Гостиный двор.
  • Староладожский канал.
  • Никольский собор.
  • Собор Рождества Богородицы.
  • Храм Климента Римского (полуразрушенный).
  • Георгиевская церковь.
  • Новоладожский краеведческий музей.
  • Мемориальный комплекс «Дорога жизни».

Перечень достопримечательностей Старой Ладоги

Однако вернемся в населенный пункт, с которого и начался наш рассказ - Старую Ладогу. Осмотр памятников этого села, как правило, начинают с крепости. Это - главная и самая ценная достопримечательность Старой Ладоги, которая находится под охраной ЮНЕСКО. Внутри крепости есть старинная церковь XII века, которая превосходно сохранилась.

Полный список исторических памятников и интересных мест, обязательных к посещению в этом уникальном селе, выглядит следующим образом:

  • Староладожская крепость.
  • Успенский монастырь.
  • Варяжская улица.
  • Олегова могила.
  • Никольский православный монастырь.
  • Храм Рождества Иоанна Предтечи.
  • Дом купца Калязина.
  • Усадьба «Успенское».
  • Танечкина и Староладожская пещеры.
  • Горчаковщинский водопад.

Карта-схема достопримечательностей Старой Ладоги поможет вам сориентироваться в населенном пункте (см. фото ниже).

Староладожская крепость

Главная достопримечательность Старой Ладоги - это крепость, основанная в конце IX века. То, что мы можем видеть сегодня, было отстроено практически с нуля в 2000-х годах.

Крепость расположена на узком мысе, в том месте, где река Ладожка впадает в Волхов. Изначально она была деревянной. Во время правления князя Олега здесь возвели мощную твердыню из камня. Долгое время крепость защищала северные рубежи Древней Руси, затем - России. Утратила свое оборонительное значение лишь в начале XVIII века.

Успенский монастырь

К северу от крепости находится еще один важный памятник села - Староладожский Свято-Успенский монастырь. Он был заложен в середине XII века.

За стенами монастыря прячется самый северный из древнерусских храмов домонгольского периода - собор Успения Пресвятой Богородицы. Он стоит здесь еще с 1156 года! Храм совсем миниатюрный: его ширина составляет 14 метров, а высота - 19 метров, тем не менее он может вместить в себя несколько десятков человек. Стены Успенского храма были щедро расписаны, однако до наших дней роспись практически не сохранилась.

Известно, что с 1718 по 1725 год именно в этом монастыре пребывала первая жена Петра Первого Евдокия Лопухина, которая постриглась в монахини.

Варяжская улица

Побывать в Старой Ладоге и не прогуляться по Варяжской улице - недопустимо. Ведь, по заключению историков, это самая старая улица в России! Самые ранние упоминания о ней датируются XV веком.

Сегодня на Варяжской улице можно увидеть старинные деревянные дома в один этаж, которые некогда принадлежали местным купцам. Здесь тихо и очень уютно. В начале древней улочки установлена бронзовая скульптура сокола. Именно эта птица считается символом Старой Ладоги. Все туристы загадывают желание возле этой скульптуры и оставляют монетки в клюве бронзового сокола.

Горчаковщинский водопад

Очень немногие знают про Горчаковщинский водопад, а зря, ведь это самый высокий водопад в Ленинградской области. Это удивительный природный уголок, где можно спокойно отдохнуть мыслями и насладиться природой. Он расположен в поселке Горчаковщина, на противоположном от Старой Ладоги берегу реки.

Высота водопада всего четыре метра. Он находится в речном каньоне и спадает в неглубокую чашу со стенами из песчаников. Идти к водопаду недолго, прямо из села к нему ведет лесная тропинка.

Танечкина Пещера

В прошлом Танечкина пещера была местом добычи белого кварца. Она протянулась на семь километров в длину. В пещере много ходов и лабиринтов, а в центральной ее галерее находится неглубокое озеро.

Внутри живут сотни летучих мышей. Это самая большая, но и самая опасная пещера Старой Ладоги. Здесь часто случаются обвалы и затопления, правда, спелеологов это редко останавливает.

Как добраться до достопримечательностей Старой Ладоги?

Село находится в Волховском районе Ленинградской области, в десяти километрах от города Волхова и в 120 км от Санкт-Петербурга. Как можно добраться до достопримечательностей Старой Ладоги? На машине это будет сделать проще всего. Но можно доехать и на общественном транспорте.

На автомобиле необходимо двигаться из Санкт-Петербурга по Мурманскому шоссе (М18). Сразу за поселком Кисельня нужно свернуть с трассы направо (указатель на г. Волхов). Еще через два километра следует свернуть налево. Эта дорога приведет к перекрестку на берегу реки Волхов. Здесь необходимо снова повернуть налево и проехать еще четыре километра до Старой Ладоги.

Второй способ добраться до села - общественным транспортом. До города Волхова можно доехать на электропоезде (с Московского или Ладожского вокзала). В Волхове можно нужно пересесть на рейсовый автобус до Старой Ладоги. Через каких-то 20 минут он привезет вас в старинное село.

В начале XII века древнерусский летописец записал: “И сиде старейший в Ладоге Рюрик”, - датируя это событие 862 годом.


Родился РЮРИК в 780 году, умер в 879.


РЮРИК в себе соединил две славяно-русские линии; по линии отца - князя славян-бодричей Годлава (или Годослава) и по линии матери, Умилы - дочери новгородского князя Гостомысла.


РЮРИК - потомок знаменитого новгородского князя Славена, создал новое государство - Русь.


В середине IX века на территории Восточной Европы сложилось новое славянское государство вошедшее в историю под названием Русь.


Вокруг стержня важного торгового пути "из варяг в греки" объединились восточнославянские племенные союзы, возникли и заняли доминирующие положение крупные города.

Первой столицей Руси стал город Старая Ладога.


Старая Ладога – древнейший город и крепость, основанная в 753 году, уже в середине IX в. была важным торгово-ремесленным центром, упоминаемым в летописных источниках. В наследии Старой Ладоги сконцентрировано двенадцать веков русской истории и искусства. Здесь сохранились около 160 памятников архитектуры, искусства и археологии.


В 2002 году В. Путин подписал указ “О праздновании 1250-летия основания села Старая Ладога”, благодаря которому Старая Ладога получила статус экономической и культурной столицы Северной Руси.


Исторически сложилось так, что матерью русских городов является Старая Ладога. Именно здесь, в этом селении (а тогда это был город Ладога) рождалась российская государственность, здесь пролегали мировые торговые пути “из варяг в греки”, “из варяг в арабы”, здесь встречались великие культуры Востока и Запада и здесь наше нынешнее государство становилось Россией.


Именно здесь, по Волхову, по Ладоге северные народы торговали с югом - другого пути не было. И именно здесь зарождалась единая Россия. Указу Президента о праздновании 1250-летия Старой Ладоги предшествовал кропотливый труд историков и археологов, которые и доказали, что год основания Ладоги, определенный условно 753-м после исследования бревен, использовавшихся в строительстве города, можно назвать своеобразной точкой отсчета истории российской государственности.


Место для города было очень удобным - Ладога была поставлена на берегу могучего Волхова, неподалеку от его впадения в Ладожское озеро. По одной из легенд название реки связано с прекрасным и мужественным князем Волхвом, сыном великого князя ильменских славян Словеном. Нынешний Волхов в старину именовали иногда Волховой. На старославянском языке “Волхв” означает “Ольха” и, значит, Волхов можно перевести как “Ольховая река”. До сих пор прибрежные воды своенравной и порожистой реки, берущей начало в озере Ильмень, осыпают сережки этих деревьев. Волхвами наши предки-язычники называли также магов и чародеев, служивших своим многочисленным богам.

Среди богов встречались и женщины. Очень почитаемой была богиня плодородия Рожаница-Мать по имени Лада. Вот вам и еще одна из версий о происхождении имен озера, города, да и самой земли. Может быть, от корня “лад” проявилось это имя? Нашему славянскому уху оно привычно и любимо. Всегда приятнее жить в ладу с соседями, самим собой. В нашем обиходе часто встречаются слова “налаживать”, “ладить”, “ладушки”. А наши прабабушки к любимым мужьям обращались “Ладо”, а те своих возлюбленных, в свою очередь, называли “Ладами”.

Есть еще несколько слов о происхождении названия Ладоги. Они - в легендах и преданиях, которые и поныне живут на нашей земле и передаются из поколение в поколение. Легендами окутывают исторические события, конкретных людей. И каждый из нас волен выбрать ту или иную в зависимости от наших интересов, взглядов и даже сиюминутного состояния души. Много еще тайн скрывает от нас ладожская земля: о нашем происхождении, о том, почему наши предки назывались “росами” или “русами”. История часто переписывалась в угоду правящей власти. Очень может быть, что нас еще удивят открытия российских историков и их зарубежных коллег. Именно Ладога дала новое имя озеру Нево, которое финны именовали Русским морем. Сегодня на всех картах мира это Ладожское озеро. И уж совершенно точным является то, что с начала своего возникновения Ладога стала центром многих славянских и финских племен. В ней наши предки встретились со скандинавами и другими жителями Европы. Это были ремесленники, воины, купцы, путешественники, переселенцы. Славянскую Ладогу можно справедливо назвать городом интернациональной культуры, городом, где практически никогда не возникали конфликты на почве национальных предрассудков. О том, что здесь встретились разные народы и культуры, убедительно доказывают находки как частных лиц, так и археологических экспедиций. Находили монеты-ракушки, серебряные монеты арабского происхождения VII-го века, т. е. еще дорюриковского периода. О процветании кузнечно-ювелирного искусства поведали находки 70-х годов XX века. В раскопе были обнаружены корабельные заклепки, женские украшения, ювелирные молоточки, наковаленки, клещи, - все это говорит о жизни цивилизованного общества. И это - тоже до прихода Рюрика в Ладогу!

Труды археологов и историков убедительно доказывают, что именно от Ладоги двинулась Русь по водным артериям из “варяг в греки” и из “варяг в арабы”.

Ладога стояла и стоит на том же месте, на которое в первом веке от Рождества Христова указал как на место будущего города св. Апостол Андрей Первозванный, путешествовавший по нашим землям. С городом на Волхове связаны имена многих изгнанных норвежских королей; здесь они находили гостеприимство и возможность подготовки к возврату короны.

Доподлинно известно, что именно Рюрик заложит каменную крепость в Ладоге - мощное оборонительное сооружение. Крепость встала на мысе, где река Ладожка впадает в Волхов. До начала ХVIII века ее перестраивали и укрепляли. С XV века до середины XVIII века в ней существовал Георгиевский застенный мужской монастырь. Иноки монастыря были и воинами.

Последний раз Ладожская крепость принимала участие в военных действиях в 1701 году. А после победы России в Северной войне она утратила военное значение. Крепость покинул гарнизон, и о ней почти на два века забыли. Интерес к Старой Ладоге, к ее памятникам возник в конце XIX века. Русское археологическое общество начало обследование древних строений. Археологические работы проводятся в Старой Ладоге и поныне. Каждое лето в маленьком теперь поселке работает экспедиция под руководством профессора А.Н. Кирпичникова. И каждый год открываются новые страницы истории нашей первой столицы.


Урочище Сопки. Под самым большим курганом покоится родственник князя Рюрика - Олег. У нас он получил мистическую приставку - Вещий (может быть, она связана с его победами и с его прозорливостью). Он часто бывал на Ладоге. Сюда он пришел после победоносного завершения своего очередного, но, увы, последнего похода на Царьград. И здесь “принял смерть от коня своего”. Кудесники предрекли Олегу смерть не в бою и не от старости, а от любимого коня. Повелел князь отправить коня из Киева в Ладогу с приказом постоянно заботиться о любимом боевом соратнике, с которым участвовал не в одном сражении. Что было дальше, известно: по возвращении из похода, узнав, что конь умер, князь решил посмотреть на его останки, из черепа коня выползла змея и... “вскрикнул внезапно ужаленный князь”. Похоронили Олега Вещего на крутом берегу Волхова. Над местом захоронения поднялся огромный курган. Даже современные его размеры впечатляют. Рядом с этой могилой - еще несколько курганов, правда, меньших размеров. Там тоже лежат воины.

Умирая в 879 году, Рюрик поручил Олегу воспитание своего малолетнего сына Игоря до его совершеннолетия. Маленького Игоря Олег держал в Ладоге. 32 года правления Русью князя Игоря Ладога поставляла ему воинов, деньги, снаряжение. Уже в очень серьезном возрасте у Игоря и Ольги в Ладоге появился сын Святослав, будущий великий воин Руси , осиротевший в детстве (всем нам известна участь князя Игоря и имя его вдовы Ольги, которая на время стала правительницей Руси при своем малолетнем сыне). В Ладоге Ольга готовила сына к будущему славному княжению, делясь собственным государственным опытом, рассказывая о предшественниках - Олеге и Рюрике.

Неподалеку от могилы Олега начинаются лабиринты ладожских подземных ходов. Память народная утверждает, что в одной из дальних пещер на цепях в золотом гробу спит легендарный князь Рюрик. Что его пещера наполнена золотом и драгоценностями.

Первая столица Руси Старая Ладога

Художник и философ Николай Рерих сравнивал исторические ценности России с «не отпитой чашей», и в полной мере это сравнение относится к Старой Ладоге, ныне небольшому селу Волховского района Ленинградской области, земля которого хранит множество загадок и тайн. Археологически они неиссякаемы, привлекали и, я уверен, привлекут еще не одно поколение ученых, поскольку здесь концентрировано необычайное множество памятников истории и культуры России и других стран.

Ныне Старая Ладога - село, расположенное в двенадцати километрах выше устья реки Волхов. Еще до 1704 года оно сохранило статус и название - Ладога. Первое упоминание о нем встречается в летописи за 862 год. Археологические изыскания в Старой Ладоге начались с 1708 года. Здесь в разное время работали военный историк, генерал-лейтенант Н.Е.Бранденбург (1839–1903), петербургский археолог Н.И.Репников (1882–1940), член-корреспондент АН СССР В.И.Равдоникас (1894–1976), сотрудница Эрмитажа О.И.Давидан (1921–1999). Их труды стали предтечей археологических изысканий, начатых в 1972 году Староладожской археологической экспедицией Института истории материальной культуры РАН (поначалу ЛОИА АН СССР) под руководством автора этой статьи.

Историко-культурное наследие Старой Ладоги представлено более чем 160-ю памятниками археологии, истории, архитектуры и искусства, а также разнообразными письменными и графическими источниками. Здесь сохранились редчайшие произведения архитектуры и фортификации, древняя поселенческая планировка, восходящая к X–XII векам.

За годы работы Староладожская экспедиция сделала важные открытия и выдвинула ряд новых научных гипотез, связанных с изучением ладожских и, говоря шире, древнерусских и скандинаво-финских древностей. Экспедиция не ограничивалась рамками чисто академических заданий. По ее инициативе (совместно с Ленинградским областным отделением Общества охраны памятников истории и культуры) после почти десятилетних усилий в 1984 году решением правительства РФ был создан Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. Это предотвратило разрушение исторических объектов, включая и культурный слой древнего города. Под особую охрану взята территория села размером 190 га с находящимися здесь памятниками архитектуры, застройкой XIX – начала XX века и культурным слоем эпохи средневековья.

Историко-археологические изыскания велись на Земляном городище, деревоземляные укрепления которого устроены в 80-е годы XVI века и скрывают слои Ладожского посада VIII–XVI веков, и в других частях древнего города. Сегодня дендродатированы 1 строительные горизонты поселения VIII–Х веков, что дало впервые возможность определить истинную дату основания Ладоги: она возникла не позже 753 года, раньше всех других древнерусских городов! Это установлено в результате анализа спилов дерева постройки, обнаруженной в раскопе (анализ выполнен Н.Б.Черных в Лаборатории дендрохронологии Института археологии РАН, Москва). Ни один город России и Балтийской Европы не может похвастаться ни такой давностью, ни столь точно определенной датой возникновения.

При этом не исключено, что возраст Ладоги может оказаться еще древнее, ведь при раскопках нам встречались предметы VI–VIII веков, что, конечно, не случайно и указывает на существование здесь поселенческой жизни до 753 года. Например, по изысканиям почвоведов Ладога могла возникнуть в VII веке и даже раньше.

В появлении Ладоги в низовьях Волхова сыграло роль выгодное транспортно-географическое местоположение и ряд других факторов. Ко второй половине VIII века заметно активизируется торговля по Великому Волжскому пути 2 , возникает ремесленная деятельность, здесь укореняется сначала местный, а затем и международный рынок.

Основателями города являлись представители славянских племен, по-видимому, кривичей и словен новгородских, что подтверждается обильными этноопределяющими находками керамики, свинцово-оловянными украшениями, височными кольцами со спиральным завитком. Возможно, среди первых поселенцев могли быть представители скандинавов и финнов.

Археологические исследования открыли новые возможности исторического осмысления феномена Ладоги. Этому городу, особенно в первые века его развития, принадлежит основополагающая роль в создании русской государственности, русской городской цивилизации, налаживании торговых, транспортных, межэтнических связей народов Европы и Азии, защите северных границ Руси.

За восемь веков до основания Санкт-Петербурга Ладога обеспечила выход славян и русских на арену международной истории; это первое их «окно в Европу», ключевой город-порт на великих трансконтинентальных евразийских торговых путях - Великом Волжском и Балто-Днепровском. В создании Ладоги воплотилась «балтийская идея» славян получить выход к открытому морю, к свободным связям с Западной Европой, Скандинавией, западнославянским Поморьем. Поэтому в соответствии с местоположением, структурой и устройством Ладоги вся ее экономика была ориентирована на внешние связи, транспортировку грузов, посредническую и местную торговлю, выработку находивших сбыт ювелирных изделий и некоторых предметов обихода. В первые века русской истории Ладога существенно повлияла на процессы экономической и культурной интеграции народов Евразии, на развитие здесь торговли и судоходства.

Археологические исследования с очевидностью показали, что мнения о том, что жители Ладоги занимались в основном сельским хозяйством, а сама она в начальный период якобы была лишь хутором с несколькими домами, безосновательны: тысячу лет тому назад Ладога представляла собой экономически преуспевающий город, порт и гавань разноязыких купеческих флотилий, ярмарку лучших в Европе северных мехов, ремесленный центр, производивший бытовые изделия высокого уровня, украшения, оружие, экспортировавшиеся в соседние регионы.

В переломный период создания европейских государств и городов Ладога оказалась своеобразным «серебряным банком» Европы. Через нее на Запад поступала основная масса международной валюты того времени, каковой были серебряные исламские монеты-дирхемы. Это способствовало невиданному обогащению целых стран и народов Старого Света, что ускорило развитие экономики, культуры и техники. Характерно, что в Ладоге и ее округе обнаружено шесть кладов куфических монет, и среди них - датированный 786 годом древнейший клад в Восточной Европе. Монетная влиятельность Ладоги в эпоху раннего средневековья рекордна: по подсчету авторитетного американского ученого, специалиста по нумизматике Томаса Нунена, в течение X века из Средней Азии в Северную Европу, главным образом через Ладогу, было вывезено 125 миллионов серебряных дирхемов.

В эпоху раннего средневековья Ладога демонстрировала популярную в наши дни модель межэтнического мира, сотрудничества народов Запада и Востока, представляя собой многоязычный Вавилон, поражающий гармоничной уживаемостью славян с финнами, скандинавами, фризами, арабами, булгарами и представителями других народов, между которыми был установлен прочный межконфессиональный мир, основанный на межобщинной терпимости, свободе предпринимательства, открытости для всех видов торговли.

Есть исторические основания считать Ладогу во второй половине VII – первой половине IX века одним из главных, если не главным центром союза славянских и финских племен - предшественника раннего Русского государства. Еще до 839 года Ладога была центром русского каганата - раннегосударственного образования в северной части Восточной Европы. В тот период Ладожская Русь наряду с Хазарией выдвинулась как торговый лидер евразийских связей по Великому Волжскому пути.

Согласно наиболее достоверной версии летописного «Сказания о призвании варягов» федерация славянских и финских племен в составе словен, кривичей, мери, веси, чуди, в некоторых списках - руси, в 862 году пригласила к себе в качестве правителя знатного скандинава (или полускандинава-полуславянина или ободрита 3) Рюрика с братьями. «И придоша к словеном первее и срубиша город Ладогу и седе старейший (т.е. старший. А.К. ) в Ладозе Рюрик». Именно Ладога, а к 862 году она существовала уже не менее ста лет, стала резиденцией правителя, стольным княжеским городом, то есть столицей складывавшейся в Восточной Европе державы Рюриковичей. В 864 году столица была перенесена в Предновгород, поселение-предшественник Новгорода (Рюриково городище), а затем в Киев, однако первой в этом ряду была именно Ладога.

Статус главного города северной части Руси, какой первоначально стала Ладога во время княжения Рюрика, обозначился тем, что здесь был принят «ряд», то есть договор о легитимности призвания и дальнейшей деятельности нового властителя. Город выдвинулся как военный и экономический центр Северной Руси. Новое правительство предприняло энергичные действия по расширению международной торговли. Тогда же были заключены договоры на дальние торговые перевозки в страны Запада и Востока и налажена дорожная транспортировка грузов. Этому способствовали мирные отношения, установленные новой властью в северной части Восточной Европы. Разбойничьи походы викингов на Русь надолго приостановились.

Таким образом, в Ладоге началось успешное строительство нового русского государства. Инициатива консолидации государства была выдвинута Северной Русью под руководством первых Рюриковичей - дальновидных собирателей земель восточных славян. Новым руководителям государства удалось осуществить основополагающие задачи: расширять территорию, развивать торговлю, начать строительство и укрепление городов, объединить север и юг страны. Ладожская археология подтвердила реальные основы летописного «Сказания о призвании варягов», а также сообщения Иоакимовской летописи о существовании на севере Руси доваряжского «великого города», который с большой долей вероятности можно идентифицировать с Ладогой.

Что касается личности Рюрика, то ожесточенный спор о месте его происхождения (переходящий в некоторых публикациях в пещерный антинорманизм), на мой взгляд, не продуктивен. Главное заключается в том, что во главе страны стал человек государственного ума, положивший начало ее политическому и экономическому объединению. Первый династ - основоположник русского государственного здания, по справедливому заключению историка Е.Ф.Шмурло: «Это Тезей афинян, Ромул римлян, Пржемысл чехов, Пяст поляков, Хлодвиг франков» 4 .

Анализ письменных источников также показывает, что первоначальным местом для Рюрика на Руси была Ладога. Это подтверждено наиболее достоверными летописными известиями. Других сколько-нибудь заметных городов на северо-западе Руси, привязанных к магистральным водным путям Восточной Европы, в то время не существовало, или они были незначительными. Ладога в середине IX века оказалась естественным центром, резиденцией нового правителя, стольным городом. Это было не случайно.

Неосновательны и представления о том, что первоначальная Ладога была маленьким, почти изолированным от славянского мира поселенческим островком, затерянным в болотах и лесах Южного Приладожья. Ее населенная округа, как свидетельствуют археологические и ретроспективные источники, тянулась сплошной полосой в низовьях реки Волхов и по совокупной площади не уступала, например, Ильменскому Поозерью - ядру словен новгородских. Неодинаковая значимость первоначальных Ладоги и Новгорода, на мой взгляд, очевидна. По мнению Е.Н.Носова, речь идет о торгово-ремесленном центре в первом случае и военно-административном - во втором 5 .

Археологические исследования по-новому осмыслили домостроительство города в низовьях Волхова, сочетавшее в себе технические традиции, выработанные в лесной зоне Восточной Европы и Скандинавии. Начиная с 1972 года археологами обнаружено около ста остатков жилых, производственных и хозяйственных построек, что позволило в новом свете представить домостроительство, включавшее возведение изб, домов-пятистенок, особых «общественных» (возможно, «гостевых» или культовых) и других сооружений. Дома разных типов - срубные и каркасно-столбовые появились в Ладоге одновременно. Если избы по своему происхождению указывают на лесную полосу Восточной Европы, то дома-пятистенки с очагом в центре отапливаемого покоя (сохранившиеся в русской этнографии вплоть до сегодняшнего дня) пока не имеют точного адреса своего возникновения; их строили хуторяне Скандинавии, но раньше всех они зафиксированы именно в Ладоге, где преобладали в период VIII–IX веков. Причем «срубная» техника домостроительства типична для славян, а каркасно-столбовая характерна для Северной Европы. В Ладоге же наблюдается их смешанное использование.

В остатках ладожских домов VIII–X веков наряду с многочисленными бытовыми изделиями нередко встречаются куски янтаря, бусы, неоконченные обработкой, капли стекла, заготовки латуни, тигли, льячки, формочки, пиленая кость, некоторые ремесленные инструменты. Очевидно, что в этих постройках не только жили, но и работали ремесленники-универсалы, изготовлявшие янтарные, стеклянные, бронзовые или латунные, костяные вещи. Вся эта продукция предназначалась на продажу и обмен на местном и внегородском рынках.

Судя по корабельным заклепкам и их заготовкам, деталям ладей, в низовьях реки Волхов было налажено строительство судов и их ремонт. Ладожские ремесленники были одновременно мореплавателями и торговцами. При этом можно допустить существование обычных для своей эпохи купеческих объединений, состоящих как из местных, так и пришлых людей.

Особое значение имеет находка древнейшей в раннесредневековой Европе ювелирно-слесарной и литейной мастерской 750-х годов с набором из 28 инструментов, открытой сотрудником экспедиции доктором исторических наук Е.А.Рябининым в ходе раскопок 1997 года. Экспедиция впервые обнаружила остатки бронзолитейной мастерской последней четверти IX века с редчайшими высокохудожественными украшениями (готовыми и незавершенными) скандинавского облика, относящимися к женскому и мужскому костюму. Также впервые в слое второй половины IX века выявлены жилые и производственные, стандартные по ширине парцеллы 6 , что позволило по-новому представить начало регулярно спланированной застройки европейских городов.

Судя по археологическим данным, в VIII–XI веках горожане Ладоги представляли собой сословие самодостаточных, свободных, социально равных людей, что, конечно, не исключало существование зависимых членов городской общины и невольников. В Ладоге отсутствовали характерные, например, для Новгорода, усадьбы знати. Городские жители, похоже, образовали своеобразный «вольный» город.

В рассматриваемое время еще не было феодальной собственности на землю, не сложились антагонистические классы, общие вопросы решались сообща на народном вече, развивалось предпринимательство. Можно сказать, что Россия начиналась со свободы сословий, включавших горожан, сельских хозяев, военно-купеческую элиту. Этим объясняется феноменальная быстрота политического создания государства согласно летописи в 862–882 годах. Народ принял объединительную систему племен и этнических групп. Строительство державы Рюриковичей в основном происходило мирным путем.

Полевой сезон раскопок в Старой Ладоге 2002 года оказался весьма продуктивным в получении новых сведений. Так, в слое второй четверти X века были обнаружены части купеческого дома-общежития размером 10х16 метров в плане. В центре постройки располагался очаг, а главный зал-покой был обнесен наружной галереей. В остатках дома обнаружено 140 разнообразных предметов, преимущественно стеклянных бусин. У торца дома открыто скопление 2500 зеленых бус - явно торговая партия. Обнаружен брусок-форма из сланца, возможно, для отливки стержневидных платежных серебряных слитков. Наконец, там же найдена вставка перстня-печатки из горного хрусталя с арабской надписью: «Помощь моя только у Аллаха, на него я положился и к нему обращаюсь». Эти находки - яркие свидетельства дальних торговых связей Ладоги, города, где проживали не только местные, но и иностранные, в том числе восточные купцы.

Подтверждение того, что открытый «большой дом» являлся, по всей видимости, купеческой гостиницей (а не дворцом князя или боярина), обнаруживается в сообщении арабского путешественника Ибн-Фадлана, побывавшего в 921–922 годах на Волге у болгар. «Купцы русы, - пишет автор, - прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атиле 7 ... и строят на ее берегах большие дома из дерева, и собирается их в одном (таком) доме 10 и (или) 20 - меньше или больше, и у каждого из них скамья, на которой он сидит, и с ним сидят девушки (невольницы. - А.К. ) - восторг для купцов» 8 .

Только в Старой Ладоге такие сооружения впервые обнаружены археологами (еще один похожий дом, относящийся к концу IX – началу X века, на Земляном городище раскопал в 1973 и 1981 годах отряд Староладожской археологической экспедиции под руководством Е.А.Рябинина), хотя допустимо, что похожие дома строились в период мировой «серебряной» торговли (VIII–X веках), по-видимому, в разных местах на великих реках Восточной Европы.

Все археологические находки передаются в Эрмитаж и Староладожский музей-заповедник, они доступны осмотру и изучению. За все время раскопок обнаружены сотни предметов из различных материалов. Выделяются уникальные образцы прикладного искусства. Ведется камеральное (лабораторное) изучение отдельных категорий находок: бус, керамики, деревянных изделий, оружия, принадлежностей корабельного дела, украшений костюма. Археологами разработана шкала эволюции городской посуды. Специальная работа посвящена каталогизации найденных в разные годы в Старой Ладоге и ее окрестностях арабских и других монет. Установлено, что восточное монетное серебро появилось в Ладоге не позднее 50–60-х годов VIII века.

Дифференциация находок по этнической принадлежности позволила выделить серии изделий скандинавских, славянских, финских и других. Особое внимание обращается на этноопределяющие элементы женского головного убора. Это позволило опознать не только вещи кривичей, но и, возможно, словен.

Одним из основных результатом исследований оказалось выдвинутое положение о существовании особой Ладожской земли - предшественницы Новгородской, ядром которой была городовая волость, протянувшаяся примерно на 65 км вдоль нижнего течения Волхова, включавшая многорядные Гостинопольские и Пчевские пороги, обслуживающие их укрепленные станции и приречные сельские поселения. На востоке, юге и западе от Ладоги обнаружены укрепленные форпосты, располагавшиеся на расстоянии древнего дневного перехода (43–50 км), прикрывавшие дальние подступы к городу. За ними тянулись обширные земли, занятые финским и лопарским населением, находившимся по отношению к метрополии в даннической зависимости. Зона влияния Ладоги, не ограничиваясь Поволховьем, простиралась по меньшей мере до Онежского озера на востоке и Ижорского плато на западе. Под контролем Ладоги находились приладожская чудь, весь, ижора, а также лопь.

Ближайшие к Старой Ладоге городища у деревни Новые Дубовики и в устье речки Любша по своей культуре, что закономерно, оказались синхронными Ладоге, которая была для них городом-метрополией. Археологическая экспедиция под руководством Е.А.Рябинина обнаружила в городище Любша едва ли не самую древнюю каменно-земляную крепость Руси, построенную, по-видимому, в IX веке. Аналогичные сооружения, имевшие каменный панцирь, изнутри присыпанный землей, известны у западных славян.

Сотрудником экспедиции В.П.Петренко в Старой Ладоге было раскопано 12 сопок - высоких крутобоких могильных холмов - коллективных усыпальниц первых поколений горожан. Многозначные результаты этого ныне опубликованного исследования позволили археологам предположить, что погребальные сооружения данного типа первоначально появились в Нижнем Поволховье, а затем распространились на значительные территории славянского заселения. Выраженное приречное расположение сопок может указать на то, что они создавались людьми, связанными с речными плаваниями.

С момента своего основания Ладога стала крепостью, защищавшей северные рубежи страны, включая Южное Приладожье. Деревянные и каменные крепостные сооружения последовательно возводилась здесь в IX, XII и XVI веках. По своему инженерному решению эти фортификации являются новаторскими, одними из наиболее ранних на Руси, выполненными в дереве, земле и камне. Ныне в Старой Ладоге сформировался своеобразный музей фортификаций, каждая из которых стала особым этапом в истории архитектурно-инженерного дела. Таковы башня и стены из плитняка конца IX – начала X века, претендующие быть первыми цельнокаменными укреплениями в пределах древнерусского государства. Постройка крепости 1114–1116 годов местами сохранились почти на полную высоту (не менее 8,5 м). Эта крепость предвосхитила распространение каменных твердынь на Руси, начавшееся в основном столетием позже, и вплоть до конца XV века обеспечивала безопасность горожан и защиту северных рубежей страны. Отрезки стены с единственной известной на Руси торговой аркой для подъема грузов и воды, удалось оперативно законсервировать для музейного показа.

В XVI веке на месте крепости 1114–1116 годов была возведена новая, приспособленная к огнестрельному бою. В ее устройстве, как удалось установить, использовались элементы итальянской оборонительной архитектуры эпохи Возрождения, выразившиеся, например, в практической равновеликости по высоте стен и отдельных башен. К каменной крепости с юга примыкает земляное городище. Это сооружение, так называемый Земляной город, с помощью данных разрядных книг и натурных исследований было впервые опознано и датировано в качестве бастионной фортификации, возведенной в 1584–1585 годах, во времена Ивана IV.

Соотнесенные с местностью показания писцовых книг конца XV–XVI века позволили определить поселенческую топографию ладожского посада, расположение дворов, церквей, монастырей и дорог. Данные, полученные экспедицией, позволили впервые реконструировать план средневекового города с его районами - «концами» и монументальными сооружениями. Уточнено местонахождение и наименование некоторых несохранившихся церквей. Раскопки, шурфовки и свидетельства письменных источников определили примерное распространение средневекового культурного слоя и, стало быть, площадь поселения, которое в VIII–X веках достигло 12 га, а в XVI веке - 16-18 га.

Во второй четверти и середине XII века в Ладоге впервые построены шесть крестовокупольных, четырехстолпных, трехапсидных каменных храмов (что для тогдашних древнерусских городов было беспрецедентным), располагавшихся в определенной градообразующей системе. По своим типологическим и конструктивным признакам их считают нововведением в русской архитектуре первой половины XII века. Возможно, что заказчиками большинства этих зданий были князья, епископы, артели купцов, посадская элита, городские посадники. И хотя, за исключением храма Св. Климента, построенного в 1153 году епископом Нифонтом, время создания церквей Ладоги неизвестно, накапливается все больше данных о том, что строились они по единому градостроительному плану, предложенному правительством князя Мстислава Великого.

Городское преобразование Ладоги отметилось сооружением каменной крепости (1114–1116 годов), а вслед за тем - сооружением каменных храмов, начатым, очевидно, с Успенского собора, затем храмами Св. Спаса, Св. Вознесения, Св. Николая, Св. Георгия. Такой масштабный план, рекордный для градостроительства XII века, мог быть осуществлен, скорее всего, по инициативе государства. Несомненно, Ладогу рассматривали как форпост, крупный земельный центр и узел обороны на северных рубежах страны.

До XVIII века Ладога являлась городом-портом, торговым, ремесленным, духовным центром и важной крепостью на северных рубежах страны. По своим функциям город в низовьях Волхова был первым предшественником Санкт-Петербурга. На примере Ладоги мы видим, как более тысячи лет тому назад стараниями ее жителей и населявших эти места пришельцев создавалась единая Европа, с интернациональной техникой и культурой, с общими путями передвижения и единой валютой. Модель такого общества актуальна и поныне.

Опыт изучения Старой Ладоги дает основание считать, что археологические изыскания необходимо продолжать. Для сохранения памятников древнего города требуется повышение статуса музея-заповедника до уровня объекта всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Важно углублять и гуманитарное сотрудничество стран региона Балтийского моря на базе музея-заповедника. По настоянию руководства экспедиции, подкрепленному ходатайством Д.С.Лихачева, еще в 1988 году Старая Ладога была открыта для въезда иностранцев, полевые исследования стали широко доступными, в изучении Ладоги приняли участие несколько поколений студентов и ученых, в том числе из стран Европы и США, работавших в Староладожской археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН. Всем им, а также спонсорам, субсидировавшим раскопки, глубокая благодарность. Предметы из раскопок Старой Ладоги стали представлять отечественное культурное наследие на международном уровне, они демонстрировались в Дании, Швеции, Норвегии и других странах. В самой Старой Ладоге, ставшей селом-музеем, создан ряд содержательных археологических, исторических и этнографических экспозиций. После реставрации в 1997 году церкви Святого Георгия стали доступны всемирно известные фрески XII века. С 2003 года работает специальная экспозиция «Археология Старой Ладоги».

Старая Ладога оказалась включена в список древнейших русских городов, в которых в прошлом году отмечалось 1150-летие создания Русского государства. Это, однако, только начало. Участники экспедиции выступили с предложениями по сбережению и пропаганде староладожских исторических объектов. В частности, в Старой Ладоге предложено установить памятник выдающимся создателям государственной Руси - князьям Рюрику и Олегу, а также памятный знак о первом летописном упоминании Ладоги в 862 году. Есть идея музеефицировать некоторые разрушенные еще в древности церкви; реставрировать так называемую могилу Олега Вещего; восстановить по обнаруженным чертежам загородный дом меценатов Томиловых-Шварцев, в котором находились тысячи картин русских художников конца ХVIII–ХIХ века (ныне они в Русском музее) и т.д. Будем надеяться, что в развитии Старой Ладоги и Староладожского музея-заповедника наступает новый период, связанный с признанием и уважением прошлого вечной России 9 .

Редакция выражает благодарность руководству Староладожского музея-заповедника за предоставление иллюстративных материалов.

Примечания

1 Методика датирования археологических находок и древних предметов, основанная на исследовании годичных колец древесины - раздел науки: дендрохронология .

2 Волжский или Волго-Балтийский торговый путь - самый ранний из великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье.

3 Балтийские славяне (по Йоахиму Херрману) делятся на три большие группы: руяне (жители острова Рюген), ободриты и вильцы-лютичи. Ободриты - крупное славянское племя, селившееся у берегов Балтики, возможно, в VI веке. К VIII веку они жили на территории междуречья Одера и Эльбы. В VIII же веке подчинили себе соседние славянские и неславянские племена. Существует двойная терминология: к ободритам-бодричам (их и так называют) относят как отдельное племя, так и союз племен, во главе которого стояло племя ободритов.

4 Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства. СПб.; Алетейя, 1998. С.73.

5 Носов Е.Н., Горюнова В.М., Плохов А.В. Городище под Новгородом и поселения Северного Приильменья (Новые материалы и исследования). СПб.: Дмитрий Буланин, 2005.

6 Парцелла - определенный городской земельный участок. Как правило, это исторически сложившееся домовладение, которое имеет выход на проезжую часть квартала или берег реки.

7 В научной литературе приняты две равноправные формы древнего названия реки Волга - Итил (ь) и Атил (ь).

8 Путешествие Ибн -Фадлана на Волгу . М.; Л.:Изд. Академии наук СССР, 1939. [Перевод и комментарии А.П.Ковалевского.]

9 Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога первая столица Руси. СПб.; Изд. «Славия», 2012.

Небольшой фоторассказ об одном из самых древних Русских поселений, которое было свидетелем зарождения нашего государства. Интересный и красивый маршрут выходного дня для жителей Петербурга.


"Взбираемся на бугор, и перед нами один из лучших русских пейзажей"
- писал Николай Рерих о Старой Ладоге

По реке, скрипя веслами, неспешно плывет лодка, перевозя пассжира и очень нужный груз. Паломники кучно стоят у входа в один из монастырей, а туристическая группа прогуливается по Варяжской улице, по которой многие сотни или даже тысячи лет назад маршировали далекие предки скандинавов.
1

Брошенные дома соседствуют с отреставрированными церквями - дух старины буквально витает в воздухе.
2

Под древними курганами, охраняющими покой святой земли, в утренние часы собираются десятки рыбаков.
3

Это Старая Ладога - село в Волховском районе Ленинградской области, расположившееся в красивом и уютном месте на берегах реки Волхов и Ладожка в 120 километрах к востоку от Петербурга.
4

Раньше оно называлось просто Ладога и возникло задолго до образования Руси, став свидетелем и участником зарождения нашего государства.
5

Ладога приютила и первого князя, взявшего на себя бремя управления Северной Русью.
6

До 1703 года село было городом. В 1704 году Петр I основал в устье реки Волхов Новую Ладогу и повелел ладожанам переехать туда. А Ладогу "разжаловал" до села и прибавил приставку "Старая".
7

Когда в году 2003 нынешняя Северная столица праздновала 300-летие, Староладожцы отмечали аж 1250-летие.
8

В доисторические времена в этих местах располагались стоянки первопроходцев, а с началом активных торговых связей между Востоком и Западом по Волхову пролегали великие водные пути «из варяг в арабы» и «из варяг в греки», но несмотря на это большинство ладожан занимались не торговлей, а земледелием и ремёслами.
9

Первыми поселенцами в Ладоге были скандинавы. Но уже в те древние времена в регионе пересеклись интересы древних славян, древних германцев и местных финно-прибалтов.
10

В 2015 году тут была найдена стоянка древнего человека эпохи неолита (3000 до н.э.)
11

За долгие годы существования Ладога подвергалась многочисленным нападениям,в основном, наших вечных "друзей" шведов и несколько раз была разрушена.
12

"Село-город" овеяно легендами и преданиями. По одной из них (Если верить Новгородской летописи, но доподлинно не известно) здесь, под десятиметровым курганом был похоронен великий русский князь Вещий Олег. Ежедневно предполагаемое место захоронения посещают сотни туристов. Курган находится на самой высокой точке окрестностей, и с его вершины открывается великолепный вид на реку Волхов.

Вот это место на картине 1833 года (Заболоцкий П.Е. Вид Старой Ладоги. Холст, масло. Государственный Русский музей.)
13

а это моя фотография, сделанная на 181 год позже. (Косых П.Н. Вид Старой Ладоги. Sony A65, CZ16-80. Жесткий диск. Архив:)
14

Интересный факт: с 780-х годов в Ладоге научились варить стеклянные бусы - «Глазки». Это были первые русские деньги. За один стеклянный «глазок» можно было купить раба или рабыню.
15

Нынешние размеры Старой Ладоги не впечатляют. Сейчас в селе проживают около 2000 человек. Но не каждое село может гордиться такой богатой и древней историей, и, поверьте, тут есть на что посмотреть. До нашего времени сохранилось множество достопримечательностей среди которых можно отметить следующие:

Староладожская крепость (входит в состав историко-архитектурного и археологического музея-заповедника). Первая была построена IX—X в. Во времена Новгородской Руси она была стратегически важным местом. Сегодня это центр Старой Ладоги.
16

На ее территории находится деревянная церковь Дмитрия Солунского (XVII в)
17

И Георгиевская церковь - памятник архитектуры федерального значения. Белокаменный храм (XII в) - один из древнейших сохранившихся храмов России. Наряду с собором Староладожского Успенского монастыря является самым северным русским каменным храмом домонгольского периода. В храме сохранились фрагменты уникальных фресок XII века.
18

Староладожский Никольский монастырь , основанный Александром Невским после победоносного сражения со шведами в Невской битве в устье реки Ижоры.
19

Церковь Рождества Иоанна Предтечи - пятиглавый собор расположенный на северной окраине Старой Ладоги. Упоминается с 1276 года, современное здание построено в 1695 году.
20

Староладожский Успенский монастырь - женский православный монастырь, в который была переведена из Суздаля первая жена Петра I Евдокия Лопухина.
21

На его территории, помимо хозяйственных построек, находится церковь Успения Пресвятой Богородицы и пара часовен.
22

Во время поездки в Старую Ладогу, удалось прокатиться и по противоположному берегу реки Волхов. Там тоже есть интересные места.
23

Например, деревня Иссад, в которой находится церковь Святой Живоначальной Троицы
24

Деревня Лопино находится прямо напротив Старой Ладоги.
26

В вечернее время можно полюбоваться красивым видом Старой Ладоги в закатном свете.
27

А в расположенной неподалеку деревне Чернавино посетить Церковь Василия Кессарийского
28

и недействующую Спасо-Преображенская церковь.
29

Много и долго можно рассказывать про Старую Ладогу, но это не является моей целью. Лучше посетите это уникальное место самостоятельно или с экскурсией...
30