Как живут четыре острова южных курил. Переезд на северные и южные курилы на пмж Южные курильские острова кто там живет




«Это горячие термальные воды. Они к самой поверхности подходят, отсюда и пар», - поясняет водитель Вадим. Благодаря непрекращающейся вулканической активности на островах в любом месте земли можно «сверлить дырку» и получать геотермальную энергию. Её ресурсы неисчерпаемы, обогревать можно не только дома, но при желании улицы и тротуары, чтобы не замерзали зимой.

Парадокс, но при такой «энергетической халяве» на Курилах до сих пор встречаются дома с печным отоплением.

Ни кафе, ни кино

Парадоксов на островах хватает. На Итурупе, например, нет ни одной работающей автозаправки, что не мешает населению ездить на японских внедорожниках - они здесь главное транспортное средство. На вопрос: «Где топливо берёте?» - люди загадочно улыбаются. «Мы ж на солярке в основном ездим, а её у военных много», - приот-крывает завесу тайны Вадим.

Вообще-то заправку на Итурупе построили. Но… ей не могут найти хозяина. «Всему виной федеральный закон о госзакупках, - поясняет Т-атьяна Белоусова, глава муниципального образования «Курильский городской округ» . - Мало построить - мы обязаны объявить конкурс и найти кого-то, кто согласится привозить сюда топливо с материка и продавать его по цене не ниже, чем в среднем по России. Но это же себе в убыток! Желающих нет. Вообще этот закон о госзакупках - полная катастрофа. Может, в масштабах страны он худо-бедно работает, но в наших микромасштабах - нет».

Многие люди, уехавшие на материк в 90-е, сейчас возвращаются на острова. Говорят, не могут там адаптироваться: не тот уклад жизни, не та природа, не хватает океана и бескрайних просторов... Но есть что-то ещё, что манит сюда. Что именно, я долго не мог понять. Может, деньги? Курильские острова относятся к районам Крайнего Севера. Зарплаты в среднем - -50-70 тыс. руб., однако есть вакансии, за которые готовы платить в -1,5-2 раза больше. Плюс подъёмные (около 1 млн руб.), плюс служебное жильё.

«Когда после «прямой линии» президента у нас построили дом для врачей на 8 квартир, это была революция. Жильё до этого 30 лет не строили, - вспоминает Т. Белоусова. - Сейчас к нам приезжают люди из других регионов (с Алтая, например), но всё равно кадров не хватает - учителей, специалистов в области ЖКХ. Вообще, чтобы тут жить, нужно быть сильно мотивированным. Вечером сходить особо некуда - ни кафе, ни кинотеатра... Но всё равно здесь стало лучше, чем было 5 лет назад».

Местные целебные источники творят чудеса. Фото: АиФ / Дмитрий Писаренко

Битва за ресурсы

Скоро на Итурупе откроют новый аэропорт, и на острова, надеются курильчане, хлынет поток иностранных туристов. Они и сейчас есть (в основном корейцы и американцы), но хочется-то больше! Природа Курил уникальная. Где ещё можно и на медведя поохотиться, и палтуса поймать, и в серных ваннах искупаться? На местные целебные источники едут целенаправленно, чтобы излечиться от кожных недугов - экземы, псориаза, лишая... По статистике, 8 человек из 10 воз-в-ращаются домой здоровыми. А на острове Кунашир, говорят, есть термальный источник, избавляющий от бесплодия. Наконец, чего стоит набирающий ход экологический туризм: наблюдать, стоя на берегу, как гигантские, в сотни тысяч тонн, косяки тихоокеанского лосося идут на нерест в реку…

На Курилах есть золото, рений (он используется в авиа-ракетной технике, точных приборах), редкоземельные металлы. Но всё же главное их богатство - рыба. В условиях, когда Россия запретила импорт морепродуктов из стран ЕС, США и Канады, эту потерю вполне способны компенсировать Курилы. К слову, рыбо-добывающая компания, на заводах которой трудится 70% населения островов Шикотан и Итуруп, уже давно поставляет свою продукцию в Москву, Питер и другие регионы. Ежегодно у Южно-Курильских островов она вылавливает и перерабатывает 90 тыс. т рыбы и море-продуктов.

«Возможно, для вас Курилы - это край России, а для нас - её начало». Фото: Shutterstock.com / Sergey Rogalsky

«Если же взять все российские компании, то их вылов в районе островов Итуруп, Шикотан и Кунашир составляет 170-180 тыс. т в год, - говорит Дмитрий Григорьев, директор рыбопромышленного предприятия . - Что это за рыба? Более 100 тыс. т минтая, 30-40 тыс. т лососей, 9 тыс. т кальмара, 5 тыс. т трески, а также существенные объёмы сайры, терпуга, камбалы, морского ежа, ламинарии. Кроме того, в данном районе (а он является исключительной экономической зоной Россий-ской Федерации) ведут промысел рыбаки других стран, в том числе японские. Они действуют в рамках межправительственных соглашений. Их общий вылов превышает 8 тыс. т».

Конечно, японцам хочется иметь не 8, а все 180 тыс. т рыбы. И их разговоры об ущемлённом вместе с отторжением Курил национальном достоинстве - лишь красивое прикрытие в битве за богатейшие биоресурсы региона. По этой же причине Япония с крайней неприязнью следит за промышленным бумом, который сейчас творится на «северных территориях» без её участия. «Страшно то, что благодаря усилению экономического развития население ост-ровов будет иметь уверенность в своих силах», - написала как-то японская газета «Хоккайдо симбун».

Дело не только в уверенно-сти. Несмотря на разный климат и даже разный менталитет островитян (а что вы хотели - гряда растянута на 1200 км!), этих людей объединяет осознание того, что они принадлежат к единому сообществу. «Называйте это курильским брат-ством, если хотите, но иначе тут трудно выжить, - сказал мне один из рыбаков. - Возможно, для вас Курилы - это край России, а для нас - её начало».

И это то, что заставляет людей возвращаться сюда. То, что манит их и даёт силы жить.


береговая линия

Аэропорт хоть и новый, но самолеты все равно летают нерегулярно и не только из-за плохой погоды, а просто находят более выгодные маршруты...

Новые дома, которые надо было построить еще пару лет назад...После разрушительного землетрясения 1994 года в Южно-Курильске, 90% жилого фонда всего района стало аварийным.

а вот это, судя по всему, старый дом..

На Кунашире почти, как в Индии, коровы ходят по улицам и питаются из мусорных контейнеров.

На Курильских островах любят Путина и "Единую Россию"

Половина товаров в магазине из Японии, собственно берега Японию видно из окна тоже магазина невооруженным взглядом..

и такие магазины там тоже есть...

Термальные источники на территории военного городка

Чтобы попасть на эти источники нужно долго и упорно просить разрешение и пропуск

И только тогда вам позволят ощутить теплоту, красоту этих источников..

Теперь буквы, как и обещала.

Курильские острова - это действительно край земли, и добираться туда соответственно тяжело..
из Москвы долететь до Южно-Сахалинска ("всего" 9 часов), из Южно-Сахалинска доехать до порта Корсаков, а оттуда на теплоходе до Курил. или самолетом из Южно-Сахалинска до Кунашира...
Как и на самолет, так и на теплоход билеты достать очень сложно...
Самолеты не летают, то из-за плохой погоды, то просто отказываются, выбирая более выгодный маршрут и рейс.

Здесь статья на английском языке на сайте win.ru:

Кому на Курилах жить хорошо?

Президент России – Дмитрий Медведев 1 ноября посетил Кунашир - один из Курильских островов, которые Токио считает своей территорией. Японские политики болезненно отреагировали на эту поездку, отозвав своего посла из России. Президент РФ ознакомился с работой геотермальной станции, пообщался с жителями острова и посетил строящиеся объекты. Мы же последовали по стопам президента и поговорили с теми же жителями Кунашира, расспросили о жизни на Курилах, о новых преобразованиях на островах, о функционировании новой геотермальной станции и о русско-японском конфликте.

Алексей, 39 лет, работает в администрации Южно-Курильска, отец семейства: трое детей (Лиза-3 года, Оля- 13 лет, Владислав - 14 лет). Семья живет на Кунашире на втором этаже в квартире номер 4 в новом доме, который посетил президент Медведев 1 ноября. Президент посетил квартиру напротив - соседей Алексея.
Я живу на Кунашире с 1981г., когда приехал сюда с моими родителями. Родился я в Нижнем Новгороде. Эту новую квартиру мы получили в апреле 2010г. и ждали её в очереди с 1997г. Всё это время жили все вместе с тремя детьми в маленькой комнатке. Теперь у нас трёхкомнатная квартира общей площадью 78 м2 , большая кухня, из окна которой в хорошую погоду видна Япония. Квартира очень теплая, отопление проходит от новой геотермальной станции. Этот дом построили всего за 6 месяцев, строительство началось осенью 2009г.

Дина, жена Алексея, 34 года, родилась в Уфе. На Кунашире живет с 2002г., работает в отделе культуры администрации Южно-Курильска, методист по обучению детей.
Я из окошка кухни видела, как в наш дом входит президент Медведев. Конечно, очень приятно было! Не к каждому человеку в дом приходит президент!
Что на Кунашире плохо, так это медицинское обслуживание - здесь невозможно сделать никакие медицинские обследования, анализы. Поэтому мы лечимся в отпуске, и часто на лечение уходит весь отпуск.

Алексей: От насморка нас тут могут вылечить, а всё остальное нужно на Сахалин ехать лечить! Здесь нет никаких спортивных комплексов, спортивных залов, пообещали построить, но пока ничего этого нет!
Кроме того, у нас нет асфальта, а по щебёнке ходить трудно и пыльно. Вот сделали небольшие дорожки из камня для пешеходов в самом центре города. А асфальтировать дороги только обещают.

Алексей: Да, правда! Нам здесь не хватает зелени и асфальта, как атрибута цивилизации. Нет дорог – это и есть признак отдаленности! Сейчас купили в Южно-Курильск небольшой асфальтовый заводик и обещают асфальтировать дороги в будущем году.
Пока одна настоящая радость у нас - красивая природа, чистое море! Держит здесь нас это место и работа!

Дина: Куда переезжать сложно, где найдёшь работу!? А здесь мы и раньше никакой отдаленности от центра не чувствовали и сейчас не ощущаем!

Алексей: Телевизоры у нас показывают 5 каналов ТВ- НТВ, РТР,1-й канал, Культура и 5-й канал (Петербург).У многих есть спутниковые тарелки и они могут смотреть 50-60 каналов. Мобильная связь у нас хорошо работает уже как 4-5 лет, есть Мегафон, Би-Лайн и МТС. За квартиру мы в месяц платим всего 6000 руб., из них за отопление - 3600 руб. Моя зарплата – 40 тысяч рублей в месяц, у Дины – 20 тысяч, это зарплата бюджетника. Но военные здесь получают очень много, пограничники, если это капитан, например, 120-140 тысяч рублей, начальник заставы больше 200 тысяч рублей, и милиция-100 тысяч рублей. Поэтому силовики с удовольствием едут сюда работать. Работающие в культуре здесь получают, как бюджетники мало: от 15 до 23 тысяч рублей.

Дина: Да, у работников культуры, у бюджетников зарплата небольшая, а продукты стоят дорого: молоко, например, 80 рублей! В отпуск мы ездили в Москву, в Абхазию в прошлом году ездили с детьми, в Гагры. Не очень понравилось, море там грязное. У нас чище, красивее! Это какой-то советский заповедник!

Алексей: По безвизовому обмену я был в 1996г. в Японии. Понравилось, но чтобы я там что-то такое увидел и умер, такого не было! Всё очень чисто, это да! Но у меня и в 90-е годы не было такого настроения, чтобы продаваться японцам. И зачем им заселять наши острова, у них свои японцы не очень-то едут жить на Хоккайдо! А вот сделать здесь свободную экономическую зону – это да, давно пора уже! Лет-15-20 только и говорят об этой свободной экономической зоне! Вот наши дети уедут отсюда учиться в другое место, а вернутся работать сюда им некуда, рабочих мест нет. А если бы появилась свободная экономическая зона, как в Калининграде, например, то и работать, и учиться было бы где.

Дочка Алексея - Оля, 13 лет. Я поеду учиться в Москву или на Сахалин, хочу стать дизайнером. Если бы здесь была для меня работа, я бы вернулась назад, здесь так красиво!

Сын Дины - Владислав, 14 лет родился в Уфе. А я уеду учиться в Уфу на машиниста электропоезда. Но куда я сюда вернусь работать, ведь здесь нет железной дороги!

Алексей: Федеральное финансирование - этого недостаточно, 1 млн. руб. на человека - это немного! Сколько стоит одно строительство причала, а новый аэропорт стоил больше 1 млрд. руб. Последние годы у нас выросла рождаемость - в 2,5 раза стала больше, чем смертность. Народ получше стал жить, - вот и рожают! У этого нового дома 5 лет гарантии, это социальное жильё, поэтому в течение 5 лет ремонт бесплатный. Мы тут стали лучше жить, пожалуй, со времен Путина. Да, с 2000г., когда Путин стал президентом, меньше стали воровать, порядка стало побольше.
Хотя проблемы остаются это: медицина, проблемы с образованием, хорошие учителя уезжают, здесь нет ПТУ (профессионально-техническое училище), негде учиться после окончания школы, негде получить профессию.

Алексей: Я думаю, японцам теперь не отдадут и два острова! Сейчас и на Шикотане идёт большое строительство, большую школу построили, детский сад тоже строят. Зачем строить, чтобы потом отдавать!? Я уже говорил, что 6-7 лет назад был на Хабомаи, мы там ставили православные кресты, как принадлежность островов России. Красиво там очень! Здесь надо туризм развивать, но пока туристов мало. Здесь ведь погранзона, нужны специальные пропуска. Надо пускать сюда всех свободно приезжать, тогда и туризм будет развиваться!

Дина: Водолечебница находится на территории военной части, и чтобы поехать туда лечиться, нужен не только пропуск на Кунашир, но и специальный пропуск, чтобы пройти на территорию военной части. Это сложно! А желающих полечиться в горячих источниках много, особенно с Сахалина.

СЕРГЕЙ, журналист

В Южно-Курильске живет где-то 6,5 тысяч человек, вместе с Шикотаном население 10 тысяч человек. Машин в Южно-Курильске около 2100-2200, а заправки ни одной. Вот тут строить одну заправку собираются. Все жители покупают бензин у военных или у местных предприятий, которым государство направляет топливо для их нужд. На Шикотане около 100 машин. Ну, конечно, почти все японские. Сейчас покупать их стало выгоднее во Владивостоке, чем в Японии. Потому что во Владивостоке есть компании, которые занимаются поставками машин из Японии, закупают там по оптовым ценам, да и доставка так дешевле получается, чем когда индивидуально в Японии покупаешь.

Геотермальная станция очень дорогая! Электроэнергия у нас стоит бешеных денег, особенно для предпринимателей - около 9,5 руб. за один киловатт. Выходят огромные суммы, чтобы что-то производить на такой дорогой электроэнергии. Жители платят дешевле, но за них доплачивает местный бюджет, и стоит 1 квт. электроэнергии около 3,5 руб.

Японские электростанции сыграли большую роль в 90-е годы, когда здесь были перебои с теплом и светом. Тогда эти электростанции, спасибо японцам, обеспечили нас светом. Да и сейчас они нас выручают и продолжают обеспечивать остров электроэнергией. По-моему, на эти деньги, на которые построили геотермальную станцию, можно было построить ещё 5 таких дизельных электростанций и давать больше и дешевле электроэнергию. С геотермальной станцией не так всё просто, она затратная, требует постоянной чистки скважины, которая довольно быстро загрязняется.
Дорога в аэропорт Менделеево грунтовая, и когда едет машина, поднимается огромное облако пыли. Когда ждали Медведева, то боялись, что машина охраны, которая едет перед президентской машиной, поднимет такое облако пыли, что Медведев ничего не увидит. Думали и гадали, что делать… Хотели поливать дорогу водой перед президентским эскортом? Но, Слава Богу, повезло! Накануне приезда Медведева и в день его приезда пошёл дождь и пыли не было! Но раньше дорога была ещё ужаснее, добраться до аэропорта по ямам было целое приключение, а сейчас дорогу привели в порядок, она ровная, хотя пока и не асфальтовая. Но обещают заасфальтировать также, как и все дороги в самом Южно-Курильске.

Охрана Медведева жила в доме русско-японской дружбы и жаловалась, что кровати короткие, ноги не помещаются у ребят. Президент едва успел улететь на материк, за ним успели улететь и журналисты. А самолет с МЧС и охраной не успел из-за погоды, которая быстро испортилась! Охране пришлось опять ночевать в доме Дружбы в коротких кроватях.
Сейчас перебоев с топливом нет! К помощи японцев все относились с благодарностью, и до сих пор очень благодарны за продукты питания, гуманитарную помощь: шоколад, муку, сахар, масло, рис, особенно за помощь неимущим пенсионерам.
Всего на Кунашире и Шикотане 118 точек общественного питания. Из них 92 магазина на Кунашире, гостиниц на Кунашире - 5 и одна на Шикотане.
Все три острова – Кунашир, Итуруп и Шикотан, как три разные страны. Или три разных человека со своим отличительным характером и менталитетом. Кунашир - самый демократический, цивилизованный и прогрессивный остров. На Шикотане царит диктатура, там всё определяет и решает хозяин рыбного предприятия. Причем в Малокурильске один хозяин, а в Крабозаводске - другой хозяин, Верховский. Он же совладелец Росгидростроя. Вот между ними и идет конкуренция. Жители Шикотана очень гордые, задирают нос и говорят: «А мы с Шикотана! Мы с Шикотана!» «Я шикотанец! «Очень горды этим.
По поводу передачи островов, то тут не так все просто. Некоторые местные бизнесмены с Шикотана, в основном хозяева рыбных предприятий, надеялись, что при передаче островов получат за свои предприятия большие компенсации, поэтому они поддерживали передачу островов Японии. Но Япония заявила, что будет платить только за земли и эти надежды бизнесменов не оправдались.
Итуруп – это равнодушие, там в основном одни приезжие: приехали-уехали! Итуруп самый продвинутый по рыбе, там самые передовые, развитые технологии по добыче, переработке рыбы и рыборазведению. Самые крупные предприятия Итурупа: «Гидрострой» и «Курильский рыбак».
А то, что там строит Москва - это политические действия. На Шикотане не нужна такая большая новая школа на 250 учеников, там учится всего-то 70 школьников! Всего около 1000 учеников на 2-х островах: Кунашире и Шикотане в 5 школах.

Туризм. Туристов мало. Здесь это очень дорого, нет транспортной инфраструктуры, отсутствие стабильного воздушного сообщения, один теплоход, на который невозможно купить билет из-за того, что много желающих. Приезды сюда иностранцев - это единичные случаи. Эпизоды! Приезжают сюда в основном российские туристы – экстрималы. Гостиницы плохие! Не нормально, что здесь нет турфирмы, нет инициатора цивилизованного туризма. Здесь есть один человек Фоменко, через которого работают турфирмы из Южно-Сахалинска. Но он берет такие большие проценты за обслуживание. Этой осенью на Кунашир приезжали ТВ компании китайцев и корейцев снимать фильм об островах, и они жаловались на этот денежный террор, но конкуренции, выбора нет, что остаётся делать?! Да, изолированность плохо действует на конкуренцию. Причем во всех сферах, и в сфере бизнеса тоже, поэтому здесь такие дорогие продукты и товары. Купить здесь холодильник, телевизор, стиральную машину в разы дороже, чем во Владивостоке! Нет здесь молодых, умных, продвинутых кадров!

Газ и нефть, золото. Газ и нефть здесь разведаны, но как сказал сам Путин, это пока наш неприкосновенный запас! Руки пока до освоения этих запасов не доходят. Золото добывают экспериментально рядом с вулканом Тятя, там работает Санкт-Петербургская компания, они вывозят золотоносную руду. Сколько там газа и нефти, золота, я думаю это большая тайна.

Наташа, 21 год, официантка. Я родилась здесь, закончила школу, но учиться дальше здесь негде, работы для молодёжи тоже нет, без опыта не хотят брать молодёжь на работу ни в государственные органы, ни в частные компании. А где этот опыт сам возьмёшь здесь? Я закончила курсы на продавца в Южно-Курильске, а сама очень интересуюсь психологией, много книг читаю на эту тему, но как здесь учиться психологии? У меня тут мама одна. Как её оставишь! Уехать учиться и работать не могу. Везде есть работа для молодёжи! Везде нужны молодые руки! Не то, что здесь!
Молодёжи здесь скучно жить, деваться некуда, заниматься нечем - вот они и собираются по вечерам, пьют пиво, курят. Маленьким детям тоже делать нечего, никаких детских кружков нет, спортом негде заниматься, так бегают сами по себе на улице. Никаких перспектив тут у молодых людей нет! Кто может, уезжает отсюда на Сахалин и дальше! Если бы была здесь работа и учёба, то оставались бы.
Что здесь самое привлекательное, так это дикая, красивая, нетронутая природа! Больше нигде я такой красивой природы не видела, хотя много поездила по России. Знаете, здесь даже есть дикие лошади на севере острова! Раньше в советские времена здесь был совхоз и в нем табун лошадей. Потом Советский Союз распался, совхоз развалился, а лошади убежали на север. Там они со временем одичали, их дети стали совсем дикими, так у нас и появились дикие лошади. Уникальная природа здесь, всё есть: и чистое море, и биоресурсы в нём, и рыба, и реки, и многочисленные водопады, и горячие озёра, и вулканы, и горячие термальные источники.
Не японцам наши острова отдавать надо, а наоборот, сделать всё красиво и благоустроить уже то, что здесь есть нам самим! Хотя бы и эту площадь перед зданием администрации, сохранить все памятники, все памятные знаки. Я этим занималась в школе. И тогда сюда на красивую, благоустроенную нами землю и дикую, нетронутую природу, в удобный город с хорошими дорогами, гостиницами, кафе, ресторанами и парками приедут туристы, и в том числе и японские туристы, и не только по безвизовому обмену, но и обычные туристы, и из других стран тоже! Таких уголков, осталось на земле не так много!
Покинутыми, без всякого внимания центра мы тут себя не чувствуем. Но, что, приехал президент! Позамазывала ему местная власть глаза! Подремонтировали дома слегка, а Медведев уехал, и краска уже отвалилась. Геотермальная станция так толком и не действует, мой молодой человек там работает и рассказывает, сколько в неё денег вложили! А скважины так толком и не работают, пара не хватает. Аэропорт так и стоит новый без толку, а самолёты как не летали, так и не летают.
Нет, конечно, по сравнению с прошлыми 90-ми годами стало лучше жить, особенно с 2000г., когда президентом стал Путин. Тогда наша жизнь стала налаживаться, стало меньше перебоев со светом, теплом, больше продуктов и товаров. Но хочется уже больших и реальных перемен в жизни! Конечно, время, когда нас спасали японские печки, уже прошло. Но теперь нам хочется совсем нормальной жизни, как у всех!

Нина, 45 лет, повариха. 15 лет я живу на Кунашире и 12 лет не выезжала на материк. Один раз в пять лет ездила на Сахалин, дорого! Недоступно! У меня трое детей: два мальчика и одна девочка: 25,22 и 19 лет. Все они уехали учиться и работать на Сахалин. Здесь нет работы ни для молодых, ни для женщин! Да, теперь и у мужчин работы не хватает. Местные предприниматели нанимают гастарбайтеров, платят им копейки, а своим платить не хотят. Вот говорят, что на юге острова приехали работать, выращивать овощи китайцы.
За учёбу одного человека на Сахалине я должна платить 50 тысяч рублей в год, для меня это очень дорого! Напряжение электричества в доме 190 вольт, а должно быть 220, лампочки тускло горят. Дорог нет, асфальта нет, электричество дорого! Я плачу за квартиру 4000 руб. в месяц, а моя зарплата 10 тысяч рублей: что делать?! Газа нет, готовим на электричестве.
Что надо сделать, чтобы не чувствовать оторванность от остального мира, так это наладить перелёты самолётом, аэропорт новый давно стоит, а самолеты по-прежнему летают плохо! Вот вам и оторванность! Продукты привозят пароходом, они за время перевозки портятся, приходят несвежие, вялые, приходится покупать только такое! Раскупили сразу то, что привезли, потом приходится опять ждать свежего. Нужна своя теплица здесь, выращивать свои овощи, а не покупать в Китае! Асфальтировать дороги. Чтобы были здесь все федеральные каналы. А не только 4 или 5. Что, мы не такие, как все в России?! Цены! Невозможно жить по таким ценам! В магазинах вроде бы всё есть, но цены кусаются, высокие! Пусть такие, как и в Москве, но там работа есть и зарплаты выше, чем у нас.

Добрусин Геннадий Викторович, 52 года, исполнительный директор, Председатель Совета директоров ЗАО « Энергия Южно-Курильская»

Экспериментальная геотермальная электростанция Омега-500 была построена ещё в 1993г., мы вышли на 500 квт., но пара в скважине не хватало. Электричество стали подавать только на Горячий пляж в военный городок и подача была нестабильная. В 1996г. была построена тепловая геотермальная станция для отопления поселка Горячий пляж-военного городка.
Сейчас геотермальная станция даёт 40% электроэнергии, а дизельная электростанция 60%. В 2008г. мы пустили паропровод в Южно-курильск и тепло пошло в дома в батареи. С 1 квартала 2009г. по сегодня мы отапливаем 100% домов в Южно-Курильске и Горячем пляже. Это единственная в России геотермальная станция, которая дает и электричество и тепло. На Камчатке и Итурупе тоже есть геотермальные станции, но они дают только электричество, они расположены далеко от городов, а наша станция совсем рядом с Южно-Курильском, что позволяет нам давать и тепло.
Уже есть проект на установку геотермальной станции с новыми технологиями с мощностью в 5 мегаватт, начало строительства в 2011г. –конец 2014г. Вот тогда можно будет отключить дизельную электростанцию. Мы подаём в Южно-Курильск горячую воду, где от 40 до 60 процентов отходы горячей воды после нагрева, эти отходы можно использовать в теплице, построить лечебницу на термальной воде. Но на это должно быть федеральное финансирование, это большие капитальные вложения. В советское время здесь были теплицы и местные жители питались выращенными здесь овощами. Китайские овощи, которые сюда привозят, опасно есть, если построить теплицы, тут можно будет выращивать свои экологически чистые овощи. И опять же это даст дополнительные рабочие места. Когда я был мэром Южно-Курильска, я предлагал это включить в план развития района. Себестоимость электроэнергии, вырабатываемой геотермальной станции в 3 раза дешевле, чем дизельной электростанции. Ведь в этой дизельной электроэнергии 60-70% топливная составляющая. Стоимость электроэнергии для жителей острова- 2,5 рубля, а для предпринимателей- 8 рублей. Я бы направлял дешёвую геотермальную электроэнергию предпринимателям, чтобы была дешевле себестоимость местной продукции. А остальную электроэнергию пустить льготным потребителям, которых финансирует государство.
В 90 годы сюда приезжали японцы и изучали, какую станцию тут строить. Они посчитали, что строить геотермальную станцию слишком дорого и построили хорошую, качественную дизельную электростанцию. НО ОНИ НАС ПОСАДИЛИ НА ИГЛУ- топливо, масло, запасные части - теперь всё нужно дорого покупать в Японии!
Если сравнивать геотермальную и дизельную электростанции, то геотермальная разведка, строительство, обслуживание, специалисты, которых очень мало, сама турбина очень технически сложная - всё это дорого. Мы выигрываем в том, что не нужно завозить и платить за топливо, но проигрываем на дорогом. Уникальном оборудование, ремонте и обслуживании станции. Всё это дорого! Но наше правительство с 2000г. повернулось лицом к этому проекту и финансировало его строительство. Область тоже стала заниматься этим проектом. У японцев тоже есть геотермальные станции, но они выше и сложнее по технологиям. Японская дизельная станция Дайхацу хорошая, но она уже вырабатывает свой ресурс и нуждается в замене. Мы делаем ей капитальный ремонт, но запасные части из Китая и Кореи быстро ломаются, выходят из строя. Мы покупаем в Японии, они хоть и качественные, но дорогие. Менять надо эту станцию на другие агрегаты, хоть японские, хоть какие.
Конечно, экономически выгодно и нам и японцам сотрудничать в области геотермальных станций, но здесь в дело вмешивается политика! Даже если другие страны стремятся с нами сотрудничать, Япония всячески старается этому препятствовать.

16 ноября Кристина, 32 года, родилась а Шикотане, 12 лет живёт в Южно-Курильске, работает помощницей в краеведческом музее

На Шикотане у меня осталась мама и не хочет уезжать оттуда. Она любит лес, море, природу, кроме этого ей больше ничего в жизни не надо.
Да, у шикотанцев свой характер. Да, я тоже с гордостью говорю, что я шикотанка! У нас у шикотанцев своя гордость, своя порода - шикотанская! Да, мы гордимся своим островом! Южно-Курильск чуть более цивилизованный, чем Шикотан, зато на Шикотане красивее! Крабозаводское более зеленый и ухоженный посёлок, там сделаны специальные урны для мусора из буев такие, чтобы птицы их не могли открыть. Здесь в Южно-Курильске мало зелени не так красиво.
На Шикотане есть Интернет-кафе, отстроили большую новую школу, тоже есть мобильная связь и недавно добавился ещё одни оператор мобильной связи, так что у нас теперь тоже 3 оператора,как и на Кунашире.
Но я всё равно уехала бы отсюда, если бы было куда. Тут в Южно-Курильске я снимаю однокомнатную квартиру, плачу около 4 тысяч руб. в месяц за коммунальные услуги, а зарплата около 10 тысяч руб. У меня дома есть Интернет, но очень медленный, хотя работает без перебоев, оператор Интернета Дальсвязь, здесь у него нет конкурентов. Плачу за Интернет 350 руб. в месяц, но по объёму этого мало, могу только электронной почтой пользоваться, а скачать музыку или фильм уже не могу, для этого нужно платить в месяц больше- от 1 тысячи до 5 тысяч рублей. Я столько не потяну. Интернет здесь есть дома практически у всех, это стало престижно и родители обязательно для своих детей покупают компьютеры и пользуются Интернетом.
Но для молодых людей ни на Шикотане, ни на Кунашире нет ничего: ни клуба, ни кинотеатра, ни спортзала, ни кружков. Молодым здесь абсолютно нечего делать и отношение к ним плохое. Я закончила Тихоокеанский экономический университет на Сахалине, стала экономистом,но на работу меня здесь не берут, нужен 3-х летний стаж работы, а где я его здесь возьму?! Вот я и готова на любую работу, помогаю здесь в музее за зарплату в 3000 рублей.
Конечно, когда самолёт нормально не летает, а пароход осенью и зимой почти не ходит, будешь тут чувствовать себя оторванным от большой земли. И дорог нормальных нет! Продукты привозят только пароходом, за это время они успевают испортится и мы говорим о продуктах не так,как на материке -свежие! Мы говорим недавно завезенные продукты вместо свежие, это с учётом того времени, которое продукты провели в море.
Ну, и медицина! Врачей нет! А что у нас есть самое главное здесь, так это природа! Красота! И всё дикое, нетронутое!

16 ноября Клара Фёдоровна, 71 год, пенсионерка, работает в краеведческом музее заместителем директора.

Я с 1965г. живу на Кунашире, работала поварихой, мой муж рыбак, сын юрист, учился в Москве, но тут нет для него работы по специальности, поэтому сейчас он работает в таможне, зарплата 30 тысяч рублей. У меня пенсия в 10 тысяч рублей и зарплата в музее -4100 руб., за эти деньги делаю тут всё вплоть до уборки.
Музей вызывает большой интерес у туристов, которые прямо с корабля с вещами приходят к нам в музей. А местным властям ни музей, ни мы не нужны, вот и сидим в подвале. Разве это дело! Этим летом к нам приезжали японские биологи изучать наших редких серебристых медведей, которые водятся только здесь на Кунашире и на Итурупе. Японцы насчитали у нас 4 серебристых медведя. Вот наша статистика посещения музея в 2010г. Январь- 222 чел, февраль-286 чел, март- 349 чел, апрель-186 чел, май 263 чел. среди них 69 японцев, июнь- 152 чел. Июль- 123 чел среди них 35 японцев, август- 297 чел среди них 142 японца и 2 журналиста из Кореи и Китая. Сентябрь- 318 чел среди них 110 японцев, октябрь-124 чел., ноябрь-53 чел.
Японцам, конечно, спасибо и за печки, и за электростанцию, и за продукты, и хотя это не вина японцев, что до нас доходила лишь малая часть продуктов, а большую местная власть разворовывала.
Но я против, чтобы отдавали острова Японии. Хотя может быть мы и могли бы жить вместе здесь. Ведь после войны же жили! И у нас остались добрые воспоминания о японцах, ведь это не простые японцы начали войну. Жалко было, когда их депортировали отсюда. Но отношения с японцами сложные. Мой муж рассказывал о японских браконьерах, которые кричали в Головнино: «Федя! Хочешь пиво?!». А потом крадут крабов из наших ловушек и вместо них оставляют в ловушках пиво.

Кристина: Да, на Сахалине есть проекты Сахалин-1 ,Сахалин-2, вот как благодаря ним изменился в лучшую сторону Южно-Сахалинск. Мы ведь тоже Сахалинская область, но до нас ничего не доходит. Почему сегодня в хорошую погоду самолёт не прилетел? Потому что это не коммерческий рейс, а дотационный. Им не интересно и не выгодно к нам прилетать. Вот рейс и отменили, им выгоднее в Хабаровск полететь. А вы говорите оторванность от большой земли! Вот она и оторванность: попробуйте 10 дней подождать здесь самолёт, а потом назад столько же из Южно-Сахалинска сюда! А пароход вечно перегружен, билетов нет. И в качку поболтайся в море без еды, грязный в ожидании у моря погоды… Вот молодёжь и бежит отсюда. Я вообще думаю, что здесь нужно, как на Севере работать вахтовым способом: приехали молодые люди, поработали хорошо, заработали денег и уехали. И не вкладывать сюда деньги, не надо много строить!

Мальчик Саша, 7 лет.
Хочу стать военным и уехать отсюда в Хабаровск. Хабаровск большой город, а военные красивые, мне нравится. Про Японию ничего не знаю.

Сергей Александрович, начальник управления в агентстве по развитию Курильских островов и инвестиционных программ.

Сегодня на Южных Курилах есть шансы найти применение своих сил у молодых людей. Там совсем другой менталитет, те люди, которые оттуда уехали, они уже не вернутся назад, ностальгия у них есть, но они не возвращаются. Сейчас мы имеем шанс закрепить людей на местах, создав для них условия, а именно - транспорт, социальные условия жизни, доступность медицинских услуг, получение среднетехнического образования. Мы пытаемся договориться с дальневосточными ВУЗами, в частности с Благовещенской агроакадемией, чтобы они создали преференции для жителей островов при поступлении на учёбу и по устройству на практику на островах.
Мы сейчас завершаем ремонт дома Культуры, который был еще в советское время в Южно-Курильске и планировали закончить строительные работы в 2011г.,но кризис до нас докатился с опозданием и сейчас финансирование инвестиционных программ сократилось, поэтому мы не сможем ввести в строй Дом культуры в 2011г. Если появятся дополнительные доходы, то сумеем его все-таки достроить в 2011г. Уже есть участок под проектирование спортивного зала в Южно-Курильске. Частный бизнес может взять на себя инициативу по строительству спортивно-оздоровительного комплекса на горячих, термальных водах. Тепличный комбинат в Южно-Сахалинске изучает вопрос о возможности и рентабельности строительства теплицы на Кунашире. Пока получается, что это строительство нерентабельно, слишком там мало живёт людей. На Шикотане есть центр культуры с кружками хореографии, вокала, рисования. С 2004г. мы занимаемся программой развития Курил, в 2009г. построена больница на Итурупе, в 2006г. новая большая школа на Шикотане, мы восстановили нормальное водоснабжение на всех островах, занимаемся формированием инфраструктуры, приводим в порядок дороги, в Малокурильске построен пирс, заканчиваем дорогу от Крабозаводского до Малокурильского. В Южно-Курильске с весны 2011г. начнется асфальтирование дороги от порта- 5 км. И 3 км до дороги на поселок Головнино. Асфальтовый завод поступит на Кунашир в ноябре, декабре 2010г. в планах асфальтирование дороги на аэропорт от Южно-Курильска. В планах и дальнейшее асфальтирование Лагунного и других поселков на Кунашире, а также асфальтирование в 2011г. дорог на Итурупе, строительство новой дороги от Курильска до Рейдово на Итурупе. В 2012г. начнёт работу новый аэропорт на Итурупе, который будет способен принимать и крупные транспортные самолёты. Таким образом, там станет 2 аэропорта, старый военный и новый. Новый аэропорт строит компания Гидрострой с 2007г. в 9 км от Курильска, а старый военный аэропорт Буревестник находится в 65 км от Курильска в очень неудобном месте, где всегда туманы. До конца этого года заработает новый аэропорт и в Южно-Курильске и это не только новое современное здание, но и новое навигационное оборудование, которое даст возможность посадки самолетов и в темное время суток.
Вы видели, наверное, во Владивостоке серьезные военные укрепления, крепости. Тогда так защищали русский Дальний Восток.
В советское время на Курилах был серьезный военный контингент, но в настоящее время для России на Дальнем Востоке нет необходимости доказывать, что это наша земля.
Сейчас развитие Курил – это обычные действия по обустройству нашей территории и таким образом мы сейчас её защищаем. Россия всегда прирастала Дальним Востоком, Сибирью, Камчаткой и очевидно, что прирастать мало, надо и благоустраивать и защищать эти земли. Мы также закрепляемся и на Камчатке! Мы создаём нормальные условия для жизни людей на Курилах! Доказывать, что это наша земля нам не надо! И через 100 лет мы будем это делать- жить и развивать эти территории. Потому что отставание анклавов, островов всегда везде есть и всегда будет необходимость в дополнительном финансировании и формировании таких условий для бизнеса, чтобы он был самодостаточным. Вот мы построили новый пирс в Южно-Курильске и сразу решили несколько задач: во-первых, ушли от рейда, теперь теплоход может приставать к пирсу и люди, и грузы могут сразу попадать на землю, во-вторых, простимулировали бизнес, который сразу стал докупать суда, в-третьих, стали готовы принимать туристов.

На Курилах хорошая погода два раза в год. В мае и сентябре. Летом холодные дожди. Зимой чудовищные снегопады. А тайфуны приходят без предупреждения. Здесь живут люди. Рождаются и... не умирают. Северные надбавки, ранняя пенсия - это повод купить домик у теплого моря и съехать.

Если вы решили переехать на Курилы, то приготовьтесь к испытаниям. Рабсила, конечно, нужна каждый год, в путину. С мая по октябрь. Для этого надо завербоваться. Получить спецпропуск. Пограничная зона. Но все окупится сторицей. Зарплаты не такие, как были в СССР, но миллион за сезон рыбачок получает. Я плыл на Итуруп в одной каюте с холодильщиком Игорем из Бендер. Возвращался "домой", на Шикотан. Его специальность на вес золота. Он для наших иностранец. Никакими льготами не пользуется. А для своих - находка. На дом в Бендерах он давно накопил. Но пока молод, надо пахать. Ездит туда-сюда. Уважаемый на Шикотане кадр.

Утром причалили к Итурупу. Поселок Китовый. Причал новенький. Строили южные корейцы. На этот "недружественный шаг" мы получили протест от японцев. Что бы там ни было, но причал современнее сахалинского. Чище и безопаснее. Что поразило: много людей из Киргизии. Они и в порту помогают, и на стройках. Как сюда пробралась эта рабочая сила при такой космической стоимости билета? Хотя, с другой стороны, когда видишь товарищей из Средней Азии, понимаешь, что это маркер экономического роста. Там где пусто, эти люди не обитают.

Курилы - это икра. За завтраком мне давали две плошки с этим чудесным продуктом. Лососевая и минтая. Что опустошалось скорее? Минтаевая с лучком да подсолнечным маслицем уходила влет. Шла "разнорыбица". Это первый этап путины, когда вытаскивают треску, камбалу и царственный минтай. Раньше его моя кошка не ела. А теперь он король! Правда, правда...

Минтая ловит старый морской волк Владимир Григорьевич Лысенко. Родом с Украины. Окончил училище на Сахалине. Ходит в море как на прогулку. Меня посадили пассажиром на его МРС 348. МРС - это малый рыболовный сейнер. Качать стало сразу после выхода из бухты Ясная. Ох, ребята, сколько стоило мне написание этих строк!..

Лысенко смотрит в эхолот. Только он понимает, где какая рыба ходит. Это окунь. На него лицензии нет. Вот треска. Вот камбала. Забросили двухкилометровый невод. Минут через сорок, когда МРС сделал круг и захватил добычу, пошла настоящая работа. Все семь членов экипажа вытаскивали трал. Результат - камбала.

На Курилах принято подвозить. Едем. Девочка голосует.

До Рейдово!

Садитесь!

Разговорились. Анна - выпускница курильской школы. Приехала сюда с родителями. Они работают на рыбокомбинате. После сдачи экзаменов поедет учиться в Хабаровск.

У меня там дедушка. Очень зовет!

А потом вернетесь?

Не знаю... А что тут делать? Раз в неделю дискотека. Видик. Ну, бассейн. Что еще?

А что надо еще молодому поколению?

Не стал я ей объяснять, что жизнь на Курилах это и есть самый настоящий драйв. Хотя Интернет здесь дрянной. Тянут кабель с Сахалина. Оптоволокно. Все будет хорошо. Но дорого! 1000 рублей за 1 ГБ.

Бассейн с кинозалом недавно построили. Появился на островах хозяин. "Гидрострой". Это такая островообразующая компания. Двое бывших военных взяли рыболовный промысел в свои руки. Преобразили острова. "Гидрострой" дал работу. Люди стали зарабатывать. Все пошло своим путем. Кстати, 31 июля 2013 года помнит каждый курильчанин. В этот день был положен первый метр асфальта. Построили завод. Битум привозной, конечно. Но асфальт такой, как в Японии. Могу засвидетельствовать. Отловил местных красавиц на главной улице Курильска для мини-интервью.

Да, тротуары появились, и мы по-другому стали одеваться! - говорит Вера.

Раньше была грязь и еще раз грязь! Ходили в сапогах. А теперь и в босоножках бывает! - вторит Инна.

А на самой высокой точке Курильска установили металлический... сортир! Тоже признак цивилизации. Дежурной нет. Вместо нее табличка: "Кидайте 30 рублей в кружку". Кружка была пуста. При очевидной малолюдности сэкономить можно легко!

Цены и вправду космические. Колбаса докторская 1000 рублей за килограмм. Водка самая доступная - 450. Но зато камбала свежемороженая - 56 рублей за кило! Жить можно.

Людмила Шапка, бывший собкор "Вестей" на Сахалине, теперь заведует связями с общественностью в АО "Гидрострой". Решила сделать перфоманс. Снять на баннер рыбаков в исторических робах. Типа 60-е, когда начинались рыбные Курилы. Сетевязальный цех. Он сохранился в первозданности. Меня пригласили консультантом, чему я безмерно благодарен. Причалившие рыбаки прошли на площадку. Там были такие типажи! И тут приехало начальство... Им тоже нашли робы. Вы ни за что не догадаетесь, кто простой рыбак из бухты Оля, а кто гендиректор.

Павел Панченко - мой коллега. Он работает в местной газете "Красный маяк". Редакция заняла здание бывшего японского госпиталя, который японцы подарили после страшного землетрясения 1994 года. Большая больница давно уж отстроена. Ну не пропадать же зданию?

Павлу скоро 55. Он спит и видит, как в декабре поедет на ПМЖ в Сочи. Уже и участок приглядел.

Люди приезжают сюда заработать льготы. Потом выбирали себе новое место жительства. Как правило, у моря. Единственное, что не отпускает, это море!

В подтверждение своих слов он забрасывает спиннинг в речушку возле Тихого океана и тут же вытаскивает рыбеху с локоть. Три минуты - три рыбины. Ужин готов.

Тихий океан был не тихим. Ветер гнал частую волну. По прибрежному вулканическому песку, как по асфальту, машины ехали в Горячий Ключ. Пока отлив, так быстрее.

Главное для курильчанина - это прописка! Она дает не только льготный проезд на "большую землю", но и безвизовое посещение острова Хоккайдо. Еще каждый год выделяются квоты для лечения в Японии детей с Курильских островов. Здесь это ценят. И благодарят. Но в то же время Фонд Андрея Первозванного совместно с ЗАО "Гидрострой" два раза в год высаживает на Курилах десант лучших российских врачей - медико-просветительская экспедиция "Рубежи России". Это, наверное, лучшее проявление гражданственности.

Владимир Путин и Синдзо Абэ недавно договорились о новых экономических проектах на Курилах.

Спрашиваю мэра города Курильска Георгия Митрика, что больше всего заинтересует Курильск.

Конечно, строительство мусоросжигательного завода! Это необходимо для острова, для экологии! Городская свалка уже переполнена. Надо что-то делать!

Я тысячу раз задавал себе вопрос: "К чему я поехал на Курилы и зачем пишу этот материал?" Доказать, что это часть России? Очевидно и без меня. Рассказать, как живут местные жители? Для этого не хватит и всей газеты. Хочется процитировать одного полковника, с которым мы банкетировали на официальном приеме. Он сказал меткий, но точный тост: "Охотское море - это русское море! Курилы - это ключик к нему. И он в руках у России!" Ну что же, иногда полковники говорят яснее, чем дипломаты. И я с ним немедленно выпил.

Всем привет! Если я прямо сейчас не продолжу рассказы о Большом Курильском Приключении этого сезона, то я их так и не успею дорассказать до начала сезона следующего:) Посему мы сейчас делаем небольшой заплыв на 50 километров на юго-запад от Бухты Броутона вдоль восточного побережья Симушира (30 километров по прямой) — и прибываем на осмотр и созерцание вулкана Заварицкого, названного […]

Октябрь 11, 2019

А я возвращаюсь к освещению Большого Курильского Приключения-2019. Напомню, что мы попрощались с островом Симушир и двинулись дальше на юго-запад по вектору нашего движения. Следующими островами в этом направлении будут 1) ничем не примечательный остров Броутона (как и одноимённая бухта названный в честь британского мореплавателя и исследователя Уильяма Броутона); и 2) пара небольших островов с весьма примечательными именами. Оба острова вместе […]

Октябрь 9, 2019

Будете в Ливане — никоим образом не пропустите совершенно волшебные пещеры Джейта (Jeita grotto), которые находятся всего в получасе езды от центра Бейрута. Две пещеры. Верхняя с огромных размеров залами и сухая, нижняя — поменьше размерами, но длиннее (примерно 2 и 7км) и по ней течёт поздемная река. Всё это выглядит вот так. Верхняя пещера:

Октябрь 7, 2019

Наверняка у большинства из вас бренд «Бейрут» вызовет не самые позитивные когнитивности. К сожалению, для этого есть вполне себе объективные причины. Всё очень просто. Здесь очень долго и совсем недавно была война. Которая, как сказано у рок-классика — «война без особых причин…». И есть разные мнения по этому поводу, не хочу лезть в эти истории… […]

Октябрь 7, 2019

Продолжаю исторически-археологическую ветку рассказов из Ливана. Тем более, что здесь есть что увидеть на эту тему. Именно здесь ведь стоят несколько древнейших городов мира, и один из них — Библ (или Библос). Сколько лет ему на самом деле — доподлинно неизвестно. Но интернеты врут рассказывают, что люди здесь жили аж 9 тысяч лет назад! Местные […]

Япония претендует на четыре южных острова Курильской гряды - Итуруп, Кунашир (на фото), Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на Трактат о торговле и границах 1855 года. Южные Курилы вошли в состав СССР по завершении Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий международно-правовое оформление, сомнению не подлежит – такова позиция России

Население этих островов – менее 10 000 человек, следует из данных, опубликованных на сайте муниципальных образований. На фото выше: жители Итурупа

Острова являются частью Сахалинской области. Крупнейшие населенные пункты - город Курильск на Итурупе, поселки Южно-Курильск на Кунашире (на фото), Малокурильское и Крабозаводское на Шикотане

Из Владивостока или с Сахалина до островов можно добраться на теплоходах, правда, они ходят не каждый день и могут быть отменены из-за погодных условий. Теплоход заходит в Курильск, далее следует в Южно-Курильск и Малокурильское, говорится на сайте министерства транспорта Сахалинской области. С 1992 г. в портах Малокурильское и Южно-Курильск были открыты пункты пропуска через границу. Порты стали обслуживать международный грузовой и пассажирский транспорт

С декабря этого года возобновлены пассажирские авиаперевозки между островами Кунашир и Шикотан. Дважды в неделю выполняются вертолетные рейсы по маршруту аэропорт «Менделеево» (Кунашир) - село Крабозаводское (Шикотан), сообщает «Интерфакс». До этого времени выбраться с Шикотана можно было только морем: на плашкоуте до Кунашира или на теплоходе «Игорь Фархутдинов» - до сахалинского порта Корсаков

Основная отрасль промышленности – рыболовство и переработка рыбы. На фото выше один из консервных заводов на острове Шикотан. На какое-то время, после прошлогодней прямой линии Владимира Путина, рыбокомбинат, расположенный на острове, даже попал во все новостные ленты. Его сотрудники пожаловались президенту на задержку зарплат, после чего последовали многочисленные проверки предприятия

Посол лососевой икры на рыбзаводе в поселке Китовое на острове Итуруп

Медведь на свалке рыбных отходов недалеко от поселка Рыбаки на острове Итуруп

Сельское хозяйство в регионе развито слабо. Так, в Южно-курильском городском округе (острова Кунашир, Шикотан и некоторые другие) под посевные площади используется всего 16 га земли, в основном выращивают картофель. Также есть небольшие хозяйства, выращивающие коров и свиней. За девять месяцев 2016 г. хозяйства округа вырастили 119 т картофеля и произвели 540 т молока, говорится в информации, опубликованной на сайте округа. Скот разводят и частники

Электроснабжение на Курильских островах осуществляется от небольших дизельных, гидро- и геотермальных электростанций. Первая геотермальная электростанция мощностью 500 кВт была введена в эксплуатацию в 1993 г. на Кунашире

В крупных поселках (на фото Южно-Курильск на Кунашире) и в Курильске работают несколько школ и детских садов

После землетрясения 1994 г. многие рыбозаводы, школы и детские сады были уничтожены или полуразрушены. Денег не хватало даже на разборку и снос пострадавших зданий, и людям выделяли для проживания аварийные помещения, а разрушенные здания оставляли в прежнем состоянии. На фото выше: поселок Рейдово на острове Итуруп, на заднем плане вулкан Богдан Хмельницкий

На Кунашире в 1984 г. образован государственный заповедник «Курильский» (на фото) площадью 654 кв. км, остров Шикотан известен природным заказником «Малые Курилы», где обитают редкие и эндемичные виды животных и растений

Один из самых известных вулканов Курил Тятя – часть Курильского заповедника, он расположен в северной части Кунашира

Одна из самых известных вершин острова Итуруп – вулкан Богдан Хмельницкий (1585 м). На фото выше: поселок Курильск на его фоне

С помощью богатого природного потенциала островов региональные власти рассчитывают привлечь туристов. Пока что их не много – около 1000 человек в год (по официальным отчетам). На островах Кунашир и Шикотан к 2020 г. власти рассчитывают увеличить их число до 4500 человек

В ноябре стало известно, что Россия разместила ракетные комплексы на Курильских островах Кунашир и Итуруп. Япония ответила на это сожалением. На фото выше: линия береговой обороны на базе танковых башен на острове Кунашир

15 декабря Владимир Путин и Синдзо Абэ согласовали заявление о совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах. Помощник российского президента Юрий Ушаков отметил, что деятельность на островах будет осуществляться на основе российского законодательства, так как острова принадлежат России. При этом принципиальная позиция Японии относительно этих четырех островов остается неизменной, подчеркнул Абэ