Сан-Джиминьяно, Италия. Достопримечательности, фото, что посмотреть туристу. Открыть левое меню сан-джиминьяно San gimignano италия






,
, и
, и

Когда в марте 2006 года мы вернулись из Эмильи-Романьи, муж просматривал какие-то статьи об Италии, и вдруг наткнулся на поразительную фотографию – город, из центра которого растут башни. На первый взгляд городок от этого был похож на кладбище, на второй – на Нью-Йорк, а точнее – Манхеттен. «Вот это да! - воскликнула я, - надо обязательно его посетить!» Могла ли я предполагать, что всего лишь через каких-то 4 месяца мы снова поехали в Италию, дабы исполнить данное когда-то обещание – вернуться в Тоскану снова…

…живописные тосканские холмы. Пусто. Присутствие людей практически незаметно. На одном из холмов стоит невысокая глиняная чаша. В ней две дырки в стене (типа вход и выход). В центре чаши понатыкана куча каменных спичек. И у одной из дырок в стене (ворот города) постоянно происходит бурная деятельность: постоянная нескончаемая толпа народа, регулярно пополняемая подъезжающими автобусами и машинами, чуть в стороне полностью забитая автостоянка, на дороге перед воротами время от времени даже возникают пробки. Приблизительно так и выглядит город снаружи.

Внутри все в камне. По каменным аутентичным улицам ходят толпы туристов, говорящих на всех языках. И за всем этим безобразием наблюдают аборигены, сидящие на стульях прямо на улице. Каждое здание в городке если не магазин или едальня, то пансион. Но если уйти на параллельные центральной улочки, то там тишина и покой. Все улицы городка можно обойти за 1-2 часа. Выходишь из чаши, 2 минуты на транспорте, и опять тишина и холмы...

История

Сан-Джиминьяно находится на высоте 334 м над уровнем моря, на месте древнего этрусского поселения, датированного II-III вв. до н.э., но город появился здесь в X веке. Назван он в честь канонизированного епископа города Модены, который, согласно легенде, в VI веке остановил на этом самом месте орды Аттилы и сохранил поселение и жизнь многих людей.

Позволю себе небольшое лирическое отступление насчет великого переселения народов. Помнится мне, после школьной программы по истории древнего мира остался осадок, что вандалы – это дикие необразованные племена с востока, разрушившие в просвещенной Европе все, что можно было разрушить, в т.ч. и сокрушившие великий Рим. На самом деле, как показывают последние исследования, племена вандалов (название которых сейчас являются в некотором роде именами нарицательными, обозначающими дикость и бездумное разрушение) были ничуть не менее развиты, чем многие государства Европы. Есть даже мнение, что провинция Андалусия в Испании названа так именно по слову «вандалы», которые там когда-то обитали. Переправившись через море и захватив Карфаген, они в некоторой степени угрожали спокойствию Рима, т.к. Карфаген был основным поставщиком зерна для Римской империи, спокойствие которой зиждилось на слогане «Хлеба и зрелищ». В самом Карфагене они построили цивилизацию довольно высокого уровня. И только когда в результате государственного переворота жизни невесты правителя Карфагена – дочери бывшего римского императора – угрожала опасность, войско карфагенян вихрем ворвалось в Вечный город. Почему долгое время считалось, что они дикие захватчики? Да потому, что были они арианами, это особое ответвление христианства, считаемое Ватиканом жуткой ересью, и Ватикан сделал все возможное, чтобы выставить события тех лет в наиболее выгодном для себя изложении. В некотором роде, ему это удалось. Показательно, что исследователи, изложившие не так давно эту версию событий, были англичанами, которые априори нелояльны Ватикану. Попробовали бы поляки, итальянцы или французы выдвинуть такую версию!

Но вернемся к Сан-Джиминьяно. В 1199 г. город стал свободной коммуной, и получил независимость от епископа Вольтерры. Именно с этого времени город стал интенсивно развиваться. Вне всякого сомнения, самыми первыми путешественниками в Европе были пилигримы, проходящие немыслимые для современных горожан расстояния пешком. От города к городу двигались они, каждый к своей цели. Те, кто шел с севера Италии в Рим, частенько останавливались в деревеньке Сан-Джиминьяно, где их ожидали постоялые дворы, трактиры и прочие радости туриста. Турбизнес во все времена приносил неплохой доход, и зажиточные горожане предпочитали не хранить свое золото в кубышке, а вкладывали деньги в недвижимость – церкви, монастыри, дворцы и башни. В XII-XIII веке в городе построили 72 башни, от которых сейчас сохранилось только 15 (я знаю, что во многих путеводителях пишут 13, но все-таки больше доверия городским источникам, к тому же, я собственноручно башни проинвентаризировала – точно, 15).

Расцвет города длился недолго – до XIV века. С одной стороны, к этому времени изменился маршрут паломников, с другой – в городе началась настоящая гражданская война между двумя фракциями – последователями знатных семей Ардингелли (сторонников гиббелинов) и Сальвуччи (поддерживавших гвельфов). Кризис довершила чума, начавшаяся в 1348 году, и через 5 лет город принес вассальную клятву Флоренции. Сейчас Сан-Джиминьяно внесен в список мирового культурного наследия под охраной ЮНЕСКО.

Башни

«В полном мраке как мгновенное видение средних веков, возник перед нами город башен, блеснул романтическим видением и исчез. Он предстал перед нами, как черный силуэт, вычерченный тушью на светлом небе, озаренном молнией при страшном грохоте грома, подхваченного эхом ущелий. И, словно в ответ на этот удар, с другой стороны сверкнула молния. На этот раз Сан-Джиминьяно весь озарился фосфорическим блеском на фоне черного призрачного неба. Так все время возникал и исчезал он перед нами, поглощаемый мраком, пока мы не подошли к его воротам». Павел Муратов «Образы Италии»

Как я сказала выше, из 72 башен, символизировавших могущество и богатство проживавших здесь знатных семейств, сохранилось лишь 15. Именно башни как магнит притягивают сюда туристов, жаждущих аутентичности. Это образец того, как выглядела Флоренция в XII- XIII веке, когда бились насмерть кипевшие лютой ненавистью гвельфы и гиббелины, пока Козимо Медичи не приказал снести все башни Флоренции, что, впрочем, местами было выполнено несколько халтурно, но мы сейчас ведем речь о Сан-Джиминьяно.

Интересно, что первично - враждующие семьи создали башни как архитектурный жанр, или проживание вот в таких вот башнях ожесточало характер, и дело доходило до войны? Прям как в Шреке - и какие-такие комплексы у человека, который живет в такой башне? Если верно первое, то отчего же во всем мире не было понастроено таких вот башен? Чем совершеннее оружие, тем беззащитнее человек? Каково было жить в таких башнях? Если же верно второе, то все же правильно, что башни снесли А еще, по ходу дела, в средневековой Италии были серьезные проблемы с наукой – слишком уж много в Италии падающих башен.

«Башни составляют гордость и славу Сан-Джиминьяно. Они делают его историческим чудом, сбывшимся сном о гвельфах и гибеллинах, о Данте, о благочестивых сьенских фресканти. В XIV веке их строила крошечная городская республика, строили местные знатные фамилии. Они до сих пор хранят старые имена, еще и теперь одну из них называют башней Сальвуччи, и другую – по имени непримиримых врагов этой фамилии, башней Ардингелли. В таких же башнях были когда-то Флоренция и Сиена. Там время и новые потребности жизни их уничтожили. Их сохранил только этот маленький городок, обойденный благами и соблазнами культуры. Он охранял эти бесполезные и странные сооружения, точно лучшее свое достояние». П. Муратов «Образы Италии»

Круглосуточный туристический аттракцион! Все магазины, рестораны-все работает допоздна, и поток людей несет вас сначала к пьяцца Цистерна, где вы видите первые башни, затем – к площади Дуомо. Нет слов – это величественно и прекрасно!

Главное развлечение живущих здесь дедушек и бабушек (ибо молодежи здесь делать нечего) - наблюдать за восхищенными туристами. Для этого в стратегических местах скопления туристов ставятся мягкие стульчики с подушками (например, в лоджии на пьяцца Дуомо) Для них это двойное представление – они смотрят, как мы смотрим на башни. Особенно хороши пожилые доны – в идеально выглаженных брюках, в белых и голубых рубашках, пахнущие хорошим парфюмом, иногда с тросточками, они вальяжно созерцают…

Чувство нереальности происходящего захватило бы полностью, если бы не туристы, которых тут тучи. Правда, если сбежать на боковую улочку, будут только мотоциклы, горшки герани, да белье на веревках.

От городских ворот Porta San Giovanni до Piazza della Cisterna

Сан-Джиминьяно окружает неприступная городская стена с пятью воротами, основной вход в город, которого мы не избежали - Porta San Giovanni. Перед ними с наружной стороны – большой сквер-площадь и памятник погибшим в войнах. Ворота весьма живописны: башенка, галерейка-караулка, пристроенная сверху, а сама стена поросла травой и сейчас используется как жилье (судя по торчащим антеннам и посуде на подоконниках).

По via San Giovanni мы движемся на стройную башню, которая указывает нам путь, справа будет бывшая церковь Святого Франциска, основанная когда-то рыцарями, возвращавшимися из Крестового похода. Дома вокруг образуют узкие улицы, по которым врагу, если бы он прорвался в город, пришлось бы долго и упорно пробиваться к сердцу крепости.

Улица выводит нас к площади делла Цистерна (Piazza della Cisterna) . Такое странное название связано с тем, что в XIII веке здесь находится городской резервуар для воды. Большая часть домов, окружающих площадь – это бывшие башни, только обрезанные сверху. Иногда попадаются по 2-3 бывшие башни, которые вполне мирно уживаются, будучи коротенькими, тесно касаясь стенами, но как они выглядели, когда были высокими – вот вопрос!

Если обогнуть строительное ограждение в центре площади и пройти вправо, там будет романская церковь Святого Лоренцо на мосту (San Lorenzo in Ponte) 1240 года постройки. Чуть в стороне от башен и суеты города-аттракциона – дом Святой Фины, покровительницы города, где она прожила с 1238 по 1253 год.

А еще в Сан-Джиминьяно есть Музей пыток (Museo della Tortura), на via del Castello 1/3, в котором собран подлинный пыточный инструментарий разных времен, начиная с XIII века. Мы не любители, поэтому не пошли.

Piazza del Duomo

Небольшой подъем – и мы на пьяцца дель Дуомо. Доминантой площади является Колледжата (Collegiata, он же Duomo, он же церковь Santa Maria Assunta) – романский собор XII века (освящен в 1148 году), построен по проекту архитектора Джулиано да Майано. Фасад очень скромный, зато внутри целая россыпь шедевров.

Сиена и Флоренция не мирились в политике, и даже в искусстве они были соперницами. Ярче всего это проявилось в искусстве Сан-Джиминьяно: в том же соборе особнячком показывают работы мастеров сиенской школы, особо - мастеров флорентийской. Представителями первой являются, прежде всего, работы Бартоло ди Фреди (Bartolo di Fredi) и боттеги Деи Мемми (Bottega dei Memmi) - росписи XIV века на тему Ветхого и Нового Завета. Сцену Страшного суда изобразил Таддео ди Бартоло (Taddeo di Bartolo).

Завершает компанию сиенцев в соборе Якопо делла Кверча (Iacopo della Quercia), здесь мы видим деревянные скульптуры его работы. К флорентийской школе в соборе относятся Святой Себастьян Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli), скульптуры Бенедетто и Джулиано да Майано (Benedetto, Giuliano da Maiano). Жемчужиной собора является капелла Святой Фины, патронессы города, расписанная Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio) и Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli).

«Заходили мы и в собор, расписанный фресками жизнерадостного Беноццо Гоццоли. Своими фресками он воздал хвалу житию святой Фины. Эта праведница была разбита параличом. Всю жизнь свою она провела прикованной к одру. Но душа ее была полна тихой радости, и страждущие приходили к ней за утешением. Это итальянская Лукерия - живые мощи. Предание сохранило память о ее любви к фиалкам. Когда старый сторож провожал нас, он сказал: «Io sono felice di essere il custode di Benozzo Gozzoli». П. Муратов «Образы Италии"

За Дуомо прячется Музей религиозного искусства: оклады, алтари, фрагменты кладки разрушенных в округе церквей и монастырей, росписи…

Слева от Дуомо - Палаццо Коммунале, или Новый дворец подесты XIII века (в нем расположено турбюро). Фасад украшен старинными гербами. Здесь в 1299 г. в Зале Совета города Данте Алигьери, бывший тогда одним из депутатов городского совета Флоренции, обратился к местным жителям, призывая оказать поддержку партии гвельфов. За что и поплатился несколькими годами позже – его изгнали из родного города. А с другой стороны, если бы не изгнали – появилась бы на свет «Божественная комедия» - кто знает? Теперь этот зал носит имя Зал Данте, в нем хранится фреска «Маеста» работы Липпо Мемми (Lippo Memmi) начала XIV в. Здесь же расположилась Pinacoteca Civica, где можно увидеть работы Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli), Филиппино Липпи (Filippino Lippi), Пинтуриккьо (Pinturicchio), Таддео ди Бартоло (Taddeo di Bartolo),

и прочих, не менее громких имен тосканских фресканти. Кроме Зала Данте и музея, во дворце можно подняться на высоченную башню Torre Grossa высотой 54 м, построенную в 1311 году.

С другой стороны площади взгляд привлекает Палаццо-Веккьо дель Подеста (Palazzo Vecchio del Podesta) XII века, над которым высится башня Torre Rognosa (ее еще называют Часовой башней) высотой 51 м. В конце XVIII века здесь открыли театр.

Группка башен в центре площади в строительных лесах, но это их не портит. Тени башен протягиваются далеко, похожие на пальцы гигантской протянутой руки.«На всю эту каменную растительность смотришь снизу вверх. Улицы узки, площади тесны. Средневековые башни размещены так, что с наблюдателя падает кепка, напоминая о необходимости смирения». Петр Вайль «Гений места»

Неподалеку от пьяцца Дуомо есть еще одно любопытное строение - Propositura, или крепость Прунелло, XII век, такая крепость в крепости. По пути к церкви Sant"Agostino мы осмотрели также церковь Святого Бартоло (S.Bartolo), XII века и церковь Сан - Пьетро ин Форлиано (S. Pietro in Forliano), XII - XIII века, обе в романском стиле.

Поблуждав по узким улочкам, мы решили, что нельзя уехать из города, так и не попробовав местного вина, и после недолгих поисков ближайшей энотеки, мы вышли из нее с двумя бутылками прекрасного вина.

Покупка вина

Вино в Италии можно и нужно покупать в энотеках (специальных частных магазинчиках) и в супермаркетах (там сорта подешевле и выбор поменьше). Сравнивать вино в энотеках и супермаркетах бессмысленно – разве только то, что в винных магазинах стоит на входе в больших плетеных корзинах, где недорогие сорта, может попасться в супермаркете. В энотеках же – весьма достойные сорта и года. Вот так, все вместе:) Думаю, что советовать что-то неуместно, сортов очень много, вкусы очень разные.

Как говорит andre, «отвлекусь на вопрос выбора вина в сельской местности – спросите у местных жителей, что они пьют, или же посмотрите, что они покупают, если вы, конечно, уверены, что покупают они не для кулинарных целей. Потому что никакая цена в 30-40-50 евро и никакая этикетка с надписью Крю, равно как и медали не застрахают вас от покупки плохого вина. А времени на дегустацию 2500 сортов местных вин обычно не хватает. Местные же жители имели на выяснение их сравнительных достоинств гораздо больше времени, чем вы...» Если хотите сделать верный выбор, пристаньте к продавцу (частенько он же хозяин заведения), обрисуйте свои параметры выбора (цена, примерно сорт, с чем будете пить, вкусовые пожелания), и он обязательно посоветует вам достойную бутылку.

Есть мнение, что вино (например, то же Кьянти), нужно покупать не в регионе его производства, а в другом. Вроде как на месте производства оно будет дороже из-за туристического ажиотажа – местные жители успешно адаптировались к туристическому интересу к их продукции. В этой поездке мы пили все же Кьянти (каюсь, не удержались). Опять же есть мнение, что из кьянти не стоит покупать вино в плетеных корзинках, которое и у нас продается – оно неважного качества. Самое приятное вино мы покупали в одной из энотек в Сан-Джиминьяно – кьянти местного производства.

Кстати, вина Сан-Джиминьяно в целом похожи. Отличаются бархатистостью, насыщенностью вкуса. Чем выше цена, тем глубже, ярче, разнообразнее вкус. Обратите внимание на надписи на этикетке D.O.C. и D.O.C.G. – это местные знаки гарантии качества на государственном уровне. Хотя и обычные сорта, наверное тоже очень достойные. Замечу, что мы ниже уровня D.O.C. вина все же не пили:)

Sant"Agostino

Расположенный между Флоренцией и Сиеной, Сан-Джиминьяно принужден был участовать в историческом поединке этих двух городов, но все же тяготел к Флоренции. Сиена была слишком близка и потому слишком опасна. Несмотря на это, все церкви и общественные здания города в XIV веке были расписаны сиенскими мастерами, живопись художников из Сиены можно видеть в небольшом музее, расположенном в зале Палаццо Коммунале, главное же – в двух замечательных церквях, Сант Агостино и Колледжата. В XV веке Сан-Джиминьяно окончательно попал под власть Флоренции, и тогда здесь стали работать флорентийцы Полайоло, Гирландайо, Гоццоли.

В северной части города высится среди идиллических домиков церковь Сант-Агостино. Когда мы притопали сюда, в церкви шла служба, поэтому мы тихо крались вдоль стен, стараясь не привлекать внимания ни женщины-священника, ни прихожанок – благообразных старушек с настояшими кружевными веерами. Фрески похожи на волшебные цветные картинки. Здесь Гоццоли, пожалуй, достигает своих вершин – то, что сделано им здесь, оставляет фрески в Пизе далеко позади. С этим может сравниться только поезд волхвов в капелле Медичи во Флоренции, во дворце Медичи-Рикарди.

Все еще под впечатлением от сказочных фресок мы осмотрели конвент Святой Чиары (S. Chiara), церковь и конвент Сан-Джироламо (S. Girolamo), церковь Святого Джакопо ин Темпио (S. Iacopo al Tempio), все XII-XIII века,

и вышли к еще одним городским воротам – S. Iacopo, они заметно проще, чем те, через которые мы вошли – примерно так черный вход отличается от парадного.

В восточной части города стоит посмотреть на средневековые фонтаны в ломбардском, готическом и романском стиле, созданные в XII- XIV веке, а если вы не посмотрели дом Святой Фины от площади делла Цистерне, то логично сделать это сейчас. Напомню, что здесь неподалеку друг от друга стоят романская церковь Святого Лоренцо на мосту (San Lorenzo in Ponte) и дом Святой Фины, покровительницы города, где она прожила с 1238 по 1253 год. Дальше через пьяцца Дуомо, еще раз сфотографировав башни со всех сторон, можно проследовать в западную часть города.

На западе расположена бывшая крепость XIV века, по которой радостно бегают ребятишки, а взрослые пытаются сосредоточиться на созерцании панорамы долины и яростно позируют «на фоне». Башни отсюда смотрятся не менее впечатляюще, чем с улиц города! В крепости расположился музей вина, где вам поведают историю виноделия и проведут дегустацию (правда, у нас на это времени уже не хватило). Еще одну интересную прогулку протяженностью чуть более 2 км можно совершить по городским стенам и бастионам, созерцая отсюда рощицы специально привезенных сюда и декоративно высаженных заповедных деревьев – они охраняются почти так же трепетно, как и городские башни.

На высокую башню в крепости на наших глазах группа испанцев втащила испанский флаг, громко распевая песни. Соберетесь туда – возьмите с собой флаг СССР – разговоров местному населению будет на полгода. Будут говорить: «Это было до того, как на Рокка водрузили советский флаг/флаг неизвестной страны».

Отсюда взор уносится над неизмеримыми пространствами к каким-то неизвестным горам и сумеречным вечерним долинам. Там далеко – Поджибонси и Чертальдо, там – Сиена, откуда мы приехали. Где-то здесь молодая флорентийка с загадочной улыбкой позировала для Леонардо да Винчи, в этих местах Никколо Макиавелли писал «Государя», и здесь же родился главный сатирик Средневековья Джованни Боккаччо…

Обратно я иду, всматриваясь в лица тех, кто идет навстречу – им еще только предстоит все это увидеть и от этого мне немножко завидно…

Вернувшись в Поджибонси, мы поняли, что наш билет, прокомпостированный в Сиене в 15.21, заканчивается в 21.21 (прокомпостированный билет на поезд, купленный в Италии, действует в течение 6 часов, при этом вы можете делать неограниченное количество посадок), а во Флоренцию мы прибудем только через полчаса. Можно было, конечно, понадеяться на извечный русский авось, и попытаться проехать зайцем, но это не наш метод. На пути следования к 21 часу оказалась большая узловая станция Эмполи (интересный, кстати, город, и в следующий приезд в Тоскану мы его обязательно исследуем), и мы вышли из поезда, дабы приобрести билет на участок Эмполи-Флоренция. Кассы к тому моменту уже были закрыты (судя по расписанию, они работают до 20 часов), и в здании вокзала одиноко стояли только два автомата по продаже билетов – оба исключительно на итальянском.

Как только я подумала, что придется покупать билет у кондуктора, переплатив 8 евро за каждый билет, к нам подошел плотный загорелый мужчина средних лет, с ног до головы в черном (этакий представитель семьи Сопрано) и предложил свою помощь, причем он ни слова не знал по-английски, мы очень плохо говорили по-итальянски, но билеты мы в итоге купили! Тут на перрон подошел поезд до Флоренции, и мы, рассыпавшись в благодарностях синьору, и радостно топоча, впрыгнули в готовый отправляться поезд, даже кондуктор растерянно отскочил в сторону от нашей стремительности:)

Между двумя большими итальянскими городами Флоренция и Сиена расположился уютный городок Сан-Джиминьяно (территориально и административно относится к городу Тоскана и его округу), сведения о котором стали появляться еще в период античности. Первое поселение, возникшее тут, было основано племенами этрусков.

Название Сан-Джимияно появилось благодаря стараниям епископа Модены, который стал расстраивать небольшой поселок, постепенно превращая его в неприступный оборонительный форт. В течение 12-13 гг. появились основные строения, жилые кварталы, планировки улиц, площади, башни. Большинство построек прекрасно сохранились до этих пор.

Уникальная средневековая архитектура гармонирует с природой, создающей вокруг города потрясающие живописные пейзажи.

Архитектурный облик города во многом определили колоритные башни, основная часть которых была построена в 12-13 вв. Общее их количество превышало 70 штук, из которых до наших дней сохранились только 14.

Гости Сан-Джиминьяно, в первую очередь, отправляются смотреть эти величественные сооружения, которые видно с разных точек города. Количество гостей города в несколько раз превышает число местных жителей, которых в городе всего 7100 человек . В 1990 г. Сан-Джиминьяно был взят под охрану ЮНЕСКО, благодаря наличию башен, отлично сохранившихся жилых комплексов и городской планировки эпохи средневековья.

Строения высятся над городом, напоминая о былом величии города, который в средние века славился виноделием и ткачеством. Из-за башен Сан-Джиминьяно называют иногда городом Башен, формирующих линию горизонта. В прекрасном состоянии до наших дней сохранилось 14 построек, из-за чего башни называют чертовой дюжиной. Самыми известными из них являются Торре Киджи, Торре Петтини, Торре Куньянези и т.д. Средняя высота башен равна 70 м. В конце 15 в. был принят закон, согласно которому высота строений не должна превышать башни, построенной возле Палаццо Коммунале.

Башни строили представители богатых семейств, которые хотели оставить свой след в истории города. В результате чего, Сан-Джиминьяно выглядел величественно, аристократично, придавая уникальности городу.

Башни выполняли и другую функцию – утилитарную . С окон на стены строений свешивали ткани, производством которых славился в средние века город. Длинные полотна лучше было вывешивать в вертикальном расположении, чем занимать пространство городских площадей.

Весь город – это музей старины, но в самом центре Сан-Джиминьяно сосредоточено огромное количество зданий, построенных людьми в 11-13 в., некоторые гораздо раньше. Старый центр отгорожен от остальной части улиц и кварталов города руинами крепостных стен, за которыми расположены винотеки, магазины, достопримечательности, жилые строения, рестораны, кафе. Памятники представлены храмами, палаццо, галереями, башнями и площадями, выстроенных в романском и готическом стилях.

Здания – светские и культовые – строились из особого серого камня, который назывался травертин. Из него делали фундамент и большую часть стен, а сверху украшали кирпичной кладкой.

Городские улицы

Старая часть, как и весь город опутаны сетью узких, крайне извилистых улочек, которые соединяют между собой городские кварталы, дома, хозяйственные постройки, палаццо.

Появление узких улиц в средневековых городах, подобных Сан-Джиминьяно, не было феноменом. Но в этом населенном пункте проходы межу домами и зданиями узкие настолько, что по ним ходить вдвоем невозможно. Такая планировка была вызвана тем, что в местности дули сильные ветра, которые вызывают пожары. Кроме того, необходимо было остановить продвижение врагов в случае захвата города.

Руины крепости и ворот

Крепость в Сан-Джиминьяно появилась немного позже, чем основные строения. Сооружение было возведено в середине 14 в., благодаря стараниям флорентийцев. По своей форме и функциональному предназначению это был военный бастион, названный Сан-Франческо.

Форт должна была защищать Дорогу франков, а также окрестности Флоренции. Крепость была сложена из травестина, как и большая часть строений в городе. К сожалению, постоянные военные действия в окрестностях Тосканы и Флоренции отрицательно сказались на состоянии крепости. Сейчас ее руины заросли густо травой и деревьями, в результате чего остатки Сан-Франческо смотрятся очень живописно над городом.

Оригинальное название – Торре дель Дьяволо или Башня Дьявола. Входит в состав дворцового комплекса палаццо Кортези и центральной площади города Чистерны. Расположена башня на северном крае площади. Попасть в строение можно было через портал, который имел высоту в два яруса. В средние века этот портал был одновременно и проходом на Золотую улицу ремесленников.

На самой вершине башни находятся отверстия, сохранившиеся от деревянных балок. Наличие последних было необходимо для строительства галерей, по которым населения перемещались из одной комнаты в другую. И выходить на улицу совсем было необязательно. Одно из окон башни – узкое и длинное, что говорит об оборонительной функции Чертовой башни. В подножья есть колодец, который вплотную примыкал к сооружению.

Местоположение: Piazza Della Cisterna — 6.

Называется Пьяцца делла Чистерна, которая появилась в Сан-Джиминьяно раньше других пьяцца. Имеет довольно оригинальную треугольную форму, что отличает ее от площадей, которые строились в средние века.

По периметру делла Чистерна окружена зданиями – домами, хозпостройками, палаццо, который имеет яркие черты романского и готического стилей. В центре площади расположен колодец, который в эпоху средневековья был центральным местом, откуда жители получали воду для питья.

Северная часть пьяцца делла Чистерна плавно переходит в пьяццу Дуомо. Ее украшением и жемчужиной города является Коллегиальная церковь. Ранее храм носил статус кафедрального, но из-за небольшого количества жителей собор свое положение потерял.

На площади есть несколько уникальных средневековых построек – палаццо Комунале, Пополо, церковь Сант-Агостино, часовня Фина. Стены указанных зданий украшены уникальными фресками 13-15 вв.

Или Городской музей, который находится в залах двух Палаццо – Фикарелли и Гамуччи. В помещениях выставлена уникальная экспозиция, представляющая реконструкцию города периода средневековья.

Городской музей состоит из десяти галерей-выставок. В соседнем палаццо, который некогда принадлежал семье Пропозитура, был открыт музей религии и религиозного искусства. Приобщиться к истории города, его античному прошлому, можно во время посещения Археологического музея.

Об этом учреждении стоит упомянуть отдельно. Найти музей пыток и истязаний очень легко. У самых крепостных стен стоит палач. Никто не знает манекен это или человек, одетый в наряд средневекового палаца. В нескольких залах музея можно осмотреть орудия пыток этрусков и римлян, средневековых истязаний флорентийцев и тосканцев. Гид обязательно обращает внимание на сооружения, которыми были убиты многие знаменитые люди того времени.

Местоположение: Via San Giovanni — 123.

Очень интересная и колоритная достопримечательность города. Фестиваль проводится в Сан-Джиминьяно каждый год, начиная с эпохи средневековья.

Суть праздника состоит в том, чтобы местные жители переодеваются в традиционные наряды, а потом шумной толпой несутся по улочкам города. Так ежегодно отмечается время собранного урожая, а также начало турнира конных рыцарей и старинного турнира – сражение на палках.

Последние выходные июля каждый год в Сан-Джиминьяно проходит оригинальное действие, которое называется Фестиваль искусств. Точно дату начала проведения мероприятия историкам установить не удалось, но случилось это либо в 1920, либо в 1924 году. В течение двух дней проводятся концерты, спектакли, выступают звезды итальянской оперы, показываются фильмы. Фестиваль проводится на руинах бастиона Сан-Франческо.

Иногда строение называют Подеста или Народный дворец, который с 13 в. выполняет функции городской ратуши. Здесь проходили все заседания муниципалитета города. Рядом с палаццо находится коллегиальная церковь Санта Мария Ассунта.

Оба здания располагаются на центральной площади города. Палаццо, как и церковь, признаны самыми старыми строениями в городе, вокруг которых развивалась остальная часть Сан-Джиминьяно.

Дворец украшен уникальными фресками мастеров художественных школ Тосканы, Сиены, Флоренции. Сейчас в палаццо находятся музей и художественная галерея.

Это католическая коллегиальная церковь Сан-Джиминьяно. Иногда храм называют Колледжата ди Санта Мария Ассуанта. Строительство, скорей всего, началось в середине 11 в. Освящение в честь святого Геминиана состоялось в ноябре 1148 г.

Внутреннюю роспись стен храма выполняли такие мастера средневекового зодчества, как Л. Мемми, Б. ди Фреди и другие. Малая базилика, как и остальные здания в старой части города, взяты под охрану ЮНЕСКО. Значение храма возросло в 12 веке, превратив в кафедральный собор. Связано это было с тем, что через город проходила знаменитая Дорога франков – путь паломников в Рим.

Это паломнический путь, который вел в Рим через Сан-Джиминьяно и соседние города. Дорога франков считалась второй по популярности среди паломнических дорог в Рим.

По дороге англичане и французы ходили в итальянскую столицу, а итальянцы перемещались в северную часть Европы, где находился город Кентербери. Сейчас местные историки могут показать заросли, где некогда пролегал этот великий паломнический путь, сведения о котором в источниках стали появляться в 9 в.

В 1282 правительство выпустило закон, запрещающий сносить старые дома только с целью построить на их месте еще более прекрасные. С того дня на протяжении целого века город достиг своего наибольшего расцвета и упадка, избежав радикальных изменений. Средневековый городок, привлекающий сегодня тысячи туристов со всего мира, выглядит совсем как в те времена. Правда, из 72 башен (по одной на каждый знатный род), построенных в средневековье, осталось лишь 13. В остальном город производит очень сильное историческое впечатление. страдает от массового туризма, от постоянных потоков людей, которые приезжают и уезжают. А городок требует неторопливого осмотра: лучше выбирайте межсезонье или будние дни.

Собор Сан Джиминьяно

Тот, кто приехал в после Флоренции, Пизы или Сиены, возможно, будет не особо впечатлен внешним видом Собора. Скромный романский фасад 12 в., тем не менее, не противоречит прекрасному интерьеру.

Разделенная на три нефа, церковь Санта Мария Ассунта сохранила некоторые свои шедевры: в верней части задней стены изображены Мучения Святого Себастьяна работы Беноццо Гоццоли, а в центре – своеобразный Страшный суд Таддео Бартоло. Вдоль правой стены тянутся Истории Нового Завета учеников Симоне Мартини, вдоль левой – Истории Ветхого Завета Бартоло Фреди. Поперечный неф скрывает еще два шедевра: деревянное распятие 1200 и Капеллу Санта Фина (см. пункт 2).

Капелла Санта Фина в Сан Джиминьяно

Санта Фина из прожила непростую жизнь. После смерти матери она решила молиться до самой смерти, вытянувшись на деревянном столе. Согласно легенде, ее забрал к себе Великий Святой Григорий, так как умерла и обрела вечную жизнь она именно в его день.

Это и рассказывает своими фресками Гирландайо в одноименной капелле Собора. Эта сцена изображена на правой стене, а на левой – похороны святой, на которых произошло три чуда: старая кормилица исцелилась от паралича, к плачущему ребенку вернулось зрение, а в колокола всех башен позвонили ангелы.

Соборная площадь Сан Джиминьяно

Если Собор – религиозный символ города, то Народный дворец (Palazzo del Popolo) – светский. Вместе они образуют Соборную площадь.

Дворец Коммуны (или Мэрии) расположен слева от площади, между главной башней и Ложей Коммуны. Последняя собирала власти на публичные церемонии. Сегодня во дворце находится Гражданский музей (Il Museo Civico di San Gimignano). По правде говоря, это новое здание мэрии – с 1337, а до этого она располагалась в старом дворце перед Собором.

Гражданский музей Сан Джиминьяно

Гражданский музей находится внутри Народного дворца, который уже на подступах сияет красотой водоема 1361 и фресками.

Сразу за лестницей – зал Данте, названный в честь поэта, останавливавшегося в городе по делам гвельфского объединения. Зал расписан Липпо Мемми в 1317. После этого идет зал Тайных собраний, откуда, через главную башню, можно выйти в картинную галерею с шедеврами Пинтуриккьо, Беноццо Гоццоли, Филиппино Липпи.

Площадь водоема в Сан Джиминьяно

Так необычно живописная, расположенная на вершине холма, вокруг которого вырос город, площадь – обязательный пункт для посещения.

Она берет свое название от восьмиугольного колодца, вырытого по воле мэра Гуччо Малавольти, чей герб (лестница) выбит на камнях. Гармоничная и умиротворенная, она, без сомнения, является самой прекрасной в и одной из прекраснейших в Тоскане. Если Соборная площадь – религиозный о политический центр, то Площадь водоема – торговый центр, так как здесь располагались многочисленные лавочки, разворачивался рынок и турниры. Дальше по улице Кастелло (via Castello) просматривается замок Тортоли (palazzo Tortoli) с окнами 13 в., башня Пуччи, Гостиница Водоема (Albergo della Cisterna), Дворец Ридольфи (palazzo Ridolfi), башни и дома Беччи и Куньянези, дворец Пеллари (palazzo Pellari) и дворец Ардингелли (palazzo Ardinghelli) с двумя башнями. С другой стороны площади высится Башня Дьявола (Torre del Diavolo), названная так потому, что, как рассказывал ее хозяин, однажды, когда он вернулся домой, башня стала выше: кто же еще мог такое сотворить в его отсутствие, если не сам дьявол? Если сделаете остановку на площади, купите мороженое в джелатерии Дондоли, известной во всем мире.

Музей пыток в Сан Джиминьяно

Если вы желаете узнать о всех возможных способах пытать человека и обладаете крепкими нервами – вам в Музей пыток (Museo della Tortura).

Вообще, музеев два: первый размещается на трех этажах и рассказывает об истории методов пытки в разных странах, демонстрирует орудия, фото и дает подробные объяснения и живописные демонстрации на манекенах. Второй, повыше, посвящен смертной казни. Цена на билет высоковата – 10 евро – но люди платят за уникальность места.

Церковь Святого Августина (Chiesa di Sant’Agostino)

Маленькая сокровищница произведений искусства, церковь, тем не менее, обычно незаслуженно выпадает из программы вечно спешащего туриста. И напрасно.

Ее свод расписан Себастьяно Маинарди и изображает докторов Церкви (Амброджо, Августино, Джироламо и Грегорио), а пол выложен плиткой Андрэа Роббья. Два шедевра церкви – Коронование Марии работы Поллайоло на главном алтаре и Истории жизни Святого Августина, цикл фресок Беноццо Гоццоли в хорах.

Крепость Монтестаффоли (Rocca di Montestaffoli)

Была построена для обороны города от атак Сиены. От древней цитадели мало что осталось, однако посмотреть на место стоит. Единственная башенка сохранилась у подножия комплекса, с нее открывается прекрасный вид на окрестности. Сегодня здесь проводят фестивали и праздники, в частности, турнир на палках (Giostra dei Bastoni) на третьих выходных июня.

Что поесть в Сан Джиминьяно

Вино Верначча и шафран – два продукта, типичных для и известных во всем мире. Шафран, желтое золото, не раз выступал здесь в качестве эквивалента денег: им расплачивались за долги, нажитые в продолжительных войнах с Сиеной и Флоренцией.

Ценность этой специи можно понять, представив, сколько цветов нужно, чтобы сделать один кг шафрана: 150000! Верначча, белое сухое вино, производимое в , воспевали Данте, Боккаччо, Людовик Черный и Лоренцо Великолепный. Среди местных блюд – классические тосканские гренки с печенью птицы, местная колбаса и пекорино, первые блюда с мясом кабана и вторые, преимущественно мясные блюда.

Как добраться в Сан-Джиминьяно

Сан-Джиминьяно – прекрасный образец средневековой архитектуры посреди великолепных пейзажей Тосканы. Здесь сохранилось множество исторических сооружений – башен, дворцов и музеев. Посещение города будет любопытным для всех, кто интересуется архитектурой, историей и искусством.

Сан-Джиминьяно расположен на полпути между Флоренцией и Сиеной и часто становится отдельным пунктом для посещения в путешествии по Тоскане. В Сан-Джиминьяно нет своей ж/д станции, поэтому добраться сюда можно только на автобусе или на машине.

Флоренция – Сан-Джиминьяно

Расстояние между Флоренцией и Сан-Джиминьяно составляет порядка 60 км. Среди способов добраться на общественном транспорте самым востребованным остается автобус. Правда, прямых маршрутов между Флоренцией и Сан-Джиминьяно нет. Сначала необходимо будет доехать до городка Poggibonsi, а затем уже оттуда непосредственно до Сан-Джиминьяно. Автобусную станцию во Флоренции можно найти поблизости от ж/д вокзала, там же, в билетной кассе можно приобрести билет до Сан-Джиминьяно (покупать отдельный билет на станции Poggibonsi не надо). Прокомпостировать билет необходимо до посадки в автобус. Перевозки осуществляет компания Tiemmespa . Время в пути от Флоренции до Poggibonsi составит примерно 50 минут, ещё 25-30 минут потребуется, чтобы доехать из Poggibonsi в Сан-Джиминьяно.

Для того, чтобы добраться в Сан-Джиминьяно из Флоренции, можно также воспользоваться опцией аренды авто. Прокат авто в Италии – услуга достаточно популярная в связи с развитой транспортной инфраструктурой и возможностью посмотреть большое количество достопримечательностей. Для Тосканы, где сосредоточено множество живописных мелких городков, аренда авто особенно востребована. Во Флоренции можно найти офисы проката различных компаний. Флоренцию и Сан-Джиминьяно соединяет автотрасса Raccordo Autostradale Firenze-Siena (57 км, время в пути – 1 час 10 минут).

Забронировать нужный класс авто во Флоренции заранее можно на специализированных сервисах , , и других. Для оформления машины в прокат потребуются загранпаспорт, международное водительское удостоверение и банковская карта для оплаты услуг и блокировки депозита.


Allie_Caulfield/Площадь Цистерна, Сан-Джмининьяно

Отели Сан-Джиминьяно

В Сан-Джиминьяно наибольшей популярностью пользуется съем апартаментов. Что касается отельного фонда, то здесь можно найти около 15 отелей различной категории звездности. Также имеются такие опции, как гостевые дома и гостиницы по типу «постель и завтрак». Наивысшие оценки от гостей города получили такие варианты проживания, как:

Hotel Bel Soggiorno 3* — отель расположен в «сердце» Сан-Джиминьяно, основные достопримечательности находятся в пешей доступности. На территории отеля можно найти ресторан тосканской кухни. Гости могут остановиться в номерах различной вместимости, включая семейные номера. В зависимости от типа номера, завтраки могут быть включены в стоимость или оплачиваться дополнительно. Вай-фай предоставляется бесплатно. Поблизости находится платная общественная парковка. На стойке регистрации оказываются услуги хранения багажа;

Hotel L`Antico Pozzo 3* — отель расположен в историческом здании в центре Сан-Джиминьяно. При отеле работает бар. Остановиться можно в номерах различной вместимости, включая семейные номера. В зависимости от типа номера, завтраки могут быть включены в стоимость или оплачиваться дополнительно. Вай-фай предоставляется бесплатно на всей территории отеля. Стойка регистрации работает круглосуточно, оказываются услуги хранения багажа;

Hotel Sovestro 3* — отель находится в живописном месте в окрестностях Сан-Джиминьяно. До центра города – около 2 км. Поблизости расположен ресторан тосканской кухни. На территории отеля работает сезонный бассейн. Остановиться можно в одно, двух и трехместных номерах. В зависимости от типа номера, завтраки могут быть включены в стоимость или оплачиваться дополнительно. Вай-фай предоставляется бесплатно. Также на территории имеется бесплатная частная парковка. Стойка регистрации работает круглосуточно;

Casa Torre Margherita – данная гостиница по типу «постель и завтрак» находится в стенах исторического особняка, в самом центре Сан-Джиминьяно. Для гостей отеля открыта панорамная терраса для отдыха. Остановиться можно в номерах различной вместимости, завтраки включены в стоимость проживания. Вай-фай предоставляется бесплатно. Рядом находится платная общественная парковка;

Locanda La Mandragola – гостиница расположена в здании виллы, в окружении сада, поблизости от исторического центра города. К услугам гостей предлагается терраса с видом на город. Гости могут остановиться в двухместных номерах. В зависимости от типа номера, завтраки могут быть включены в стоимость или оплачиваться дополнительно. Вай-фай работает бесплатно. Частная парковка поблизости предоставляется за дополнительную плату.


Cédric Liénart/Панорама Сан-Джиминьяно

Достопримечательности Сан-Джиминьяно

Основные достопримечательности Сан-Джиминьяно – исторические. Здесь сохранилось множество памятников эпохи Средневековья, которые и привлекают многочисленных туристов, посещающих Тоскану. Осмотр, конечно, стоит начинать с исторического центра. Когда-то в Сан-Джиминьяно находилось более 70 башен различной высоты – этаких небоскребов наших дней. Сегодня до нас дошли только 15 из них, но и это позволят представить себе архитектуру средневекового города. Кстати, чтобы увидеть город с высоты птичьего полета, можно подняться на одну из башен. Отличным видом располагает башня Bell Tower . С её обзорной площадки виден не только сам Сан-Джиминьяно, но и живописные тосканские поля.

Также непременно стоит посетить Соборную площадь . Здесь стоит довольно аскетичный по меркам тосканских городов собор, а также располагается ещё 4 башни, самая высокая из которых — Torre Grossa . Примечательно, что все башни были построены в период 11-14 веков, и сохранились до наших дней в аутентичном состоянии.

В Сан-Джиминьяно можно найти и средневековые палаццо. Двумя самыми популярными среди туристов считаются Palazzo Nuovo del Podesta и Palazzo del Popolo . Дворцы были построены в 13-14 вв., сейчас внутри размещаются художественные галереи с полотнами тосканских мастеров.

В городе находится достаточно много музеев, в основном, художественных. Но также есть и музей миниатюр, который является частью Городского музея Сан-Джиминьяно . Здесь представлена уникальная экспозиция – макет средневекового города, который когда-то располагался на месте современного Сан-Джиминьяно. Музей открыт для посетителей ежедневно, с 10 до 19.30, в зимнее время – с 11.00 до 17.30.

В целом, можно сказать, что Сан-Джиминьяно – самобытный и уникальный уголок тосканской культуры. Здесь сохранилось множество достопримечательностей эпохи Средневековья, причем осмотреть историческое наследие можно как вживую, так и на макете музея. Сан-Джиминьяно является прекрасным пунктом для осмотра по пути из Флоренции в Сиену.


Paul Barker Hemings/Виды Сан-Джмининьяно Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.