Все тайны «Когалымавиа»: катастрофу мог спровоцировать хвостовой удар. Над синаем разбился российский самолет Крушение 31 октября




Самолет Airbus A321 рейса 9268 авиакомпании "Когалымавиа" (бренд Metrojet) разбился, пропав с радаров утром субботы, 31 октября. На борту самолета находилось 224 человека - пассажиры, дети, 7 членов экипажа, все они были россиянами. Лайнер выполнял "туристический" рейс между Шарм-Эль-Шейхом и Санкт-Петербургом.

Последние данные о катастрофе также можно прочесть в твиттере по хэштегу #КогалымАвиа и #7k9268 .

Власти Египта официально подтвердили авиакатастрофу и начали поиск обломков силами армии, турецкие же авиационные власти сообщили о входе лайнера в их воздушное пространство. При этом СМИ ранее заявляли, что лайнер продолжил полет, однако официальная пресса Каира заявляет - авиакатастрофа все-таки произошла, обломки лайнера находятся на Синае.

Красноречивее всего выглядит иллюстрация системы Flightradar, позволяющая отслеживать любые гражданские борты мира, на которых находятся специальные транспондеры. По данным Flightradar видно , что самолет "снижался со скоростью примерно 6000 футов в минуту (110 км/час)перед тем как сигнал был потерян" через 23 минуты после взлета.

Пресса также сообщает, что экипаж лайнера сообщил о неисправностях, некоторые журналисты говорят о том, что КВС и второй пилот запрашивали аварийную посадку - однако эта информация пока не подтверждается.

Отметим, что многие пилоты и авиационные эксперты, говоря об авиакатастрофах, напоминали - отказ двигателя (без разрушения двигателя или самолета) не приводит к падению лайнеров - они могут планировать даже со всеми выключенными двигателями до ближайшего аэродрома (также уже случалось в истории авиации - СМИ вспоминают и аварийную посадку Ту-204, и "планер Гимли").

"Самолет упал в закрытой военной зоне. Там проводятся контртеррористические операции",- сообщает ВГТРК.

Режим ЧС введен в северном синае в Египте в связи с крушением российского самолета, на место крушения выехали премьер-министр Египта, спасатели и военные.

Reuters сообщает, что, возможно, на месте катастрофы «слышны крики выживших пассажиров».

"ЭКИПАЖ РАЗБИВШЕГОСЯ РОССИЙСКОГО АВИАЛАЙНЕРА НЕСКОЛЬКО РАЗ ЗА НЕДЕЛЮ ЖАЛОВАЛСЯ НА ПРОБЛЕМЫ С ДВИГАТЕЛЕМ",- передают информагентства.

"Египетские экстренные службы начали вывоз тел погибших при крушении российского A-321 на Синайском полуострове",- сообщает AFP. Место катастрофы оцеплено и охраняется от мародеров.

"Найдены тела пятерых детей, упавший в Синае российский самолет развалился на две части",- заявило AFP.

Президент РФ Владимир Путин выразил самые глубокие соболезнования родственникам погибших в катастрофе самолета компании «Когалымавиа», приказав направить спасателей на место трагедии.

"Общий налет 48-летнего командира упавшего в Египте самолета составил 3682 часа. Из них в качестве командира воздушного судна Валерий Немов пролетал 1100 часов",- заявил Lifenews.ru.

"Как стало известно, до полетов на самолете типа А-321, Валерий Немов управлял ТУ-154. Переучивался пилот в учебном центре AmurAir, расположенном в Турции",- добавляет пресса, называя КВС профессиональным пилотом.

Стало извесно, что как минимум одна из пассажиров рейса выложила фотогрфию самолета и своего мужа с дочкой перед взлетом, написав "мы летим домой ".

"По данным египетской стороны, самолёт пытался зайти на посадку на аэродром Эль-Ариш",- сообщили в посольстве России.

"Как стало известно, из-под обломков российского лайнера, потерпевшего крушение в 100 километрах от Эль-Ариша на севере Синайского полуострова, вытащили около ста тел пассажиров",- сообщает Egypt Independet.

"Очевидцы говорят, что потерпевший крушение в Египте самолет горел в воздухе",- сообщил Коммерсант FM.

СМИ сообщили, что спасатели нашли на месте трагедии один из бортовых самописцев - черных ящиков.

Президент Владимир Путин объявил 1 ноября траур в связи с крушением российского лайнера в Египте,

Тела всех 17 детей обнаружены на месте крушения А-321 в Египте. Сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителя гражданской авиации.

Как выяснила «Газета.Ru», туристической компанией «Бриско», клиенты которой летели на разбившемся самолете, и авиакомпанией «Когалымавиа» владеют одни и те же лица.

"Либо пожар в центральной/хвостовой части, либо пожар двигателя с распространением его по всей гондоле с последующем температурным разрушением крыла",- пишут на профессиональном форуме пилотов.

Местное племя бедуинов «Аль Таяха» увидело, как российский лайнер авиакомпании «Когалымавиа» потерпел крушение на Синайском полуострове. По словам кочевников, Airbus A321 вспыхнул в воздухе, в частности, они увидели, как горит один из двигателей самолета.

"Многие погибли в креслах, пристегнутыми ремнями безопасности", - представитель египетских спецслужб/Рейтерс

В офисе владельца авиакомпании «Когалымавиа» в Столешниковом переулке Москвы проходят обыски. Сотрудники правоохранительных органов изымают из офиса документы и электронные носители,- сообщают СМИ.

Авиационные власти Египта не исключают, что катастрофа с лайнером российской авиакомпании «Когалымавиа» в Египте произошла из-за теракта, передаёт CBS Extra. "Эта версия маловероятна, так как у террористов в регионе нет соответствующего вооружения - зенитно-ракетных комплексов, ведь самолёт находился на высоте более 6 тысяч метров", - заявляют специалисты.

"С Синая пару месяцев назад реактивными снарядами обстреляли территорию Израиля. В Сирии и Ливии исламисты захватили десятки комплексов С125 и С200. В Йемене перестрелки идут с применением Точек У, а саудиты по всей границе развернули Пэтриоты",- пишут в соцсетях.

"По словам представителя египетского комитета по расследованию авиационных инцидентов Аймана аль-Мугадема, пилот предупредил наземных диспетчеров, что на самолете возникла "техническая проблема" и ему нужно приземлиться как можно скорее",- сообщают "Известия".

Египетские власти сообщили, что в результате крушения российского самолета никто не выжил - сообщило агентство Рейтер.

Перед вылетом из Шарм-эш-Шейха разбившийся самолет прошел необходимую техническую проверку и какие-либо неисправности выявлены не были, заявил глава египетской компаний по аэропортам Адель Махгуб. "Был произведен технической осмотр самолета и подтверждена его летная годность", - подчеркнул он.

Ровно четыре года назад над Синайским полуостровом разбился самолет Airbus A320, который вез российских туристов из Египта на родину. Все пассажиры и члены экипажа погибли, так и не добравшись до дома. Среди погибших было 25 детей, в том числе маленькая жительница Гатчины Дарина Громова , которую россияне назвали Главным пассажиром. Выяснением причин крушения лайнера власти нескольких стран занимаются до сих пор. По количеству жертв катастрофа является крупнейшей в российской авиации. Но уже ничто не сможет вернуть ни в чем неповинных людей. сайт вспоминает жертв катастрофы и хронологию событий над Синайским полуостровом

Развитие событий

Самолет российской авиакомпании «Когалымавиа» прилетел в Шарм-эш-Шейх накануне трагедии. 30 октября он выполнил два пассажирских полета по маршруту Шарм-эш-Шейх - Самара - Шарм-эш-Шейх. Командир воздушного судна Дмитрий Жигалкович и второй пилот Юрий Юшко потом рассказывали, что полет проходил в штатном режиме, и никаких проблем в воздухе не возникало. 31 октября лайнер перешел под управление 48-летнего командира Валерия Немова и 45-летнего второго пилота Сергея Трухачева. Немов имел за плечами больше 12 тыс. часов летной практики, почти 4 тыс. из которых за штурвалом Airbus A321. Самолет прошел технический контроль в аэропорту Шарм-эш-Шейха и благополучно поднялся в воздух.

Фото: траектория полета рейса 7К-9268 / flightradar24.com

Чартерный рейс 7К-9268 маршрута Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург должен был прибыть в Северную столицу в 12:10, чуть больше, чем через пять часов полета. В 06:50 по московскому времени борт вылетел из египетского аэропорта и взял курс вдоль побережья залива Акаба. Через 12 минут самолет повернул влево на курс 340°, чтобы пересечь Синайский полуостров. Когда борт поднялся до высоты 9411 метров, его скорость резко начала падать. По данным сайта Flightradar24 , в 06:13 Airbus A320 начал терять высоту со скоростью 30 м/с. Примерно в 07:14 рейс 7К-9268 рухнул в центральной части Синайского полуострова. Обломки самолета разбросало в радиусе 13 км. Общая площадь поисков тел погибших и остатков лайнера составила 30 км. Все 224 пассажира погибли.

Первые сообщения о пропаже лайнера с радаров появились в российских СМИ около 10:20 по московскому времени. Первоначально сообщалось, что связь прервалась недалеко от кипрского города Ларнака. Международные издания Reuters и Sky News, со ссылкой на собственные источники, сообщали, что рейс рухнул. В это время родственников пассажиров начинают извещать о пропаже лайнера. Люди, в надежде на чудо, выезжают в Пулково, чтобы встретить задерживающийся рейс. Чартер 7К-9268 все еще значился на информационном табло, которое сообщало о задержке на десять минут..

«Я в тот день была как раз в аэропорту и застала людей, которые ждали этот самолёт. Я тогда прилетала на учебу, и у меня были проблемы с получением багажа. Я прилетела, а тот рейс — нет. Помню номер этого самолёта на табло с красной надписью «задержан». Только уехала с аэропорта, как буквально через 15 минут объявили о крушении. Через несколько часов начали появляться в сети фотографии с аэропорта. Я смотрю, а там все эти люди, многих из которых я видела на входе, или в «Старбаксе», или еще где. Люди, которые пришли ждать своих родных»

Вскоре надежды родственников рухнули: египетские власти сообщили, что обломки самолета обнаружены в 50 км от Нехеля, в провинции Северный Синай. Руководство аэропорта совместно с Росавиацией разбили мобильные медицинские штабы. Людям оказывали психологическую помощь. Начинал работу штаб по чрезвычайным ситуациям. Спасатели постоянно информировали родственников. Но последние уже начинали понимать, что родных уже не вернуть.


Фото: обломки рейса 7К-9268 / life.ru

Расследование

Когда информация о крушении подтвердилась, МЧС отправило в Египет пять спецбортов, для доставки тел погибших на родину. Черные ящики, которые практически не пострадали, удалось отыскать в день трагедии. Расшифровкой занималась египетская сторона. В расследовании принимали участие представители шести стран: России, Египта, США, Германии, Франции и Ирландии. Также в комиссию вошли консультанты компании «Airbus».

Найденные за 13 км от места крушения обломки дали повод утверждать о разрушении самолета в воздухе. В связи с этим начали появляться версии о возможном подрыве самолета. Причем не исключалась версия как взрыва бомбы в салоне, так и ракетного удара с земли. Однако Египет называл любые версии преждевременными и неподкрепленными фактами. 16 ноября глава ФСБ Александр Бортников заявил, что самолет взорвался в результате теракта. На телах пассажиров силовики обнаружили остатки взрывчатых веществ, произведенных не в России. Египетские власти заверили, что примут исследование ФСБ во внимание, но никаких выводов делать не стали. Ответственность за теракт взяла на себе одна из группировок, подконтрольная ИГИЛ (запрещенная в России организация). Экспертиза обломков лайнера показала, что бомба взорвалась в пределах 30-31 рядов. Предположительно она была заложена на месте 31А. Однако в сентябре 2016 года эксперты заявили, что бомба была спрятана в хвостовой части самолета среди детских колясок.


Фото: обломок рейса 7К9268 / vebus.ru

До сих пор власти африканской страны не возбудили дело по статье «Терроризм». В июле 2017 года источник, близкий к российско-египетским переговорам о авиабезопасности, рассказал «РИА-Новости» , что Египет не хочет расследовать дело по статье «Терроризм», чтобы не выплачивать компенсации родственникам погибших. В этом случае станет понятно, что катастрофа произошла из-за недоработки местных служб безопасности.

Жертвы

От взрыва, ожогов и падения с огромной высоты погибли 224 человека. На борту находились преимущественно граждане России — 219 человек. Также с отдыха летели четыре гражданина Украины и один гражданин Белоруссии. Самому старшему погибшему было 77 лет, самой младшей — всего 10 месяцев. 48 человек, не вернувшихся домой, были из Ленобласти. 1 ноября 2015 года в России был объявлен траур, который продлился три дня. В Ленобласти до 4 ноября отменили все развлекательные мероприятия.

Среди погибших были дети, внуки, мужья и жены, отцы и матери. Многие из пассажиров выложили в сеть фотографии перед полетом. Кто-то полетел в Египет с семьей, кто-то отметить годовщину свадьбы, а кто-то, чтобы сделать предложение любимой девушке. Были и те, кто впервые полетел на отдых заграницу. Но никому не было суждено вернуться в родной дом.

Самая известная публикация — это фотография дочери четы Громовых. Маленькая Дарина впервые полетела с родителями в теплый Египет. Мама девочки Татьяна Громова подписала фотографию «Главный пассажир». Под этим именем запись распространилась по всему миру и стала символом трагедии. Дарина была самым маленьким пассажиром самолета. Ее тело нашли в 35 км от места крушения.

Супруги Ольга и Юрий Шеины полетели в Египет, чтобы отметить десятилетие совместной жизни. С собой они взяли троих детей: 11-летнюю Женю, 10-летнюю Лену и 3-летнюю Настю. Ольга за несколько минут до посадки выложила на свою страницу во «Вконтакте» фотографию мужа с младшей дочерью. Подпись к фотографии гласит: «Мы летим домой». Родной дом Шеины так и не увидят.


Фото: личный архив Ольги Шеины

Армен Вишнев полетел в Египет, чтобы отметить свой день рождения. За несколько дней до трагедии, 26 октября, ему исполнилось 27 лет. Он работал в Федеральном таможенной службе под Петербургом, в Пушкине. Мама Армена рассказала журналистам, что одним из последних сообщений он призвал ее не скучать. Армен пообещал привести с собой памятный подарок.

Житель Волхова Дмитрий Богданов повез на море отдыхать своих детей — 10-летнего Антона, 22-летнюю Настю и 24-летнюю Леру. Мама большой семьи за несколько лет до этого умерла от рака. Дети написали на своих страницах в соцсети «Прощай, Россия!», «Прощай, холодная Россия» и «Дождливый Питер, давайдосвиданья». Они никогда вновь не увидят родину.

Молодая пара Александра Черновая и Евгений Явсин отправились в первую совместную поездку за границу. Александру на отдыхе ждал сюрприз: Евгений специально копил деньги на путевки, чтобы сделать любимой предложение на море.


Фото: личный архив Александры Черновой

В катастрофе погибла Евгения Мурашова из Пскова. В Египет она полетела со своей мамой Ириной Пикалевой. Дома у Евгении осталась 8-летняя дочь. За несколько дней до своей трагической гибели она выложила на своей странице аудиозапись под названием «Я знаю, что уже не вернусь».


Фото: скриншот со страницы Екатерины Мурашовой

Вместе со всеми этими невинными людьми погибли сотни других. Сотни, а то и тысячи родственников остались с разбитыми сердцами. Многие из них до сих пор не смогли опознать своих близких, а значит, хранят крупицу надежды в своем сердце. Неопознанные останки жертв Синайской катастрофы захоронили в братской могле на одном из мемориальных кладбищ Санкт-Петербурга.

Память

На Румболовой горе во Всеволожске на вторую годовщину трагедии «Сад памяти». Финансировали проект из областного бюджета и бюджета Всеволожска. На гранитной плите увековечены имена всех погибших пассажиров рейса 7К-9268. Также в этот день все колокола храмов Петербурга пробьют 224 удара, в честь каждого погибшего человека.


Фото: «Сад памяти»

В Петербурге 28 октября открыли памятник «Сложенные крылья». Мемориал поставили на месте захоронения неопознанных пассажиров «Аэробуса». В небо запустили 25 белых шаров, символизирующих погибших в катастрофе детей.


Фото: «Сложенные крылья» / Администрация Санкт-Петербурга

По всей стране ежегодно проходят акции памяти жертв катастрофы на Синаем.

После трагедии активисты создали благотворительный фонд «Рейс 9268» . Фонд поддерживают администрация Ленинградской области, администрация Петербурга, Российский союз спасателей и Гильдия Кузнецов. В феврале 2016 года, при содействии фонда, более 80% семей родственников погибших письменно поддержали идею строительства храма и памятника в память о погибших пассажирах и экипаже рейса 9268. Храм великомученика Димитрия Солунского построят в МФК «Балтийская жемчужина».


Фото: Эскизный проект храма святого великомученика Димитрия Солунского в МФК «Балтийская жемчужина» / flight9268.ru

31 октября 2015 года российский самолет Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа" (Metrojet), выполнявший рейс 9268 Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, на Синайском полуострове в Египте.

На борту самолета находились 224 человека , в том числе 217 пассажиров (58 мужчин, 134 женщины и 25 детей — из них 212 человек — граждане Российской Федерации, четыре человека — граждане Украины, один гражданин Белоруссии) и семь членов экипажа.

В самолете летели в основном жители Санкт-Петербурга. В Россию также возвращались жители соседних регионов — Ленинградской области, Новгорода, Пскова, Карелии, несколько человек из других субъектов Федерации. Все находившиеся на борту погибли. Катастрофа стала крупнейшей в истории российской и советской авиации.

Самолет Airbus-А321 авиакомпании "Когалымавиа" (Metrojet), в котором туроператора Brisco, 31 октября в 06.51 мск вылетел из Шарм-эш-Шейха (Египет) в Санкт-Петербург и пропал с экранов радаров через 23 минуты. По данным египетского управления гражданской авиации, лайнер следовал на высоте 9,4 километра, затем резко снизился на 1,5 километра, после чего исчез с радаров.

О судьбе самолета не поступала достаточно долго. Лайнер пропал с экранов радаров в районе Кипра, поэтому в течение получаса не могли определить точное место возможного крушения.

Для поисков российского самолета была военная авиация Египта. Армия обороны Израиля службам Египта, направив свой разведывательный самолет для участия в поисковой операции.

Обломки А321 были обнаружены в центре Синайского полуострова в горах между районами Эль-Кантала и Эль-Лаксима близ города Эль-Хасна. Для идентификации самолета на место обнаружения были отправлены экстренные службы Египта, где проводилась масштабная поисково-спасательная операция.

По согласованию с Каиром к ликвидации последствий крушения лайнера была привлечена группировка сил и средств Российской единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в количестве более одной тысячи человек и 250 единиц техники, из них от МЧС России — более 660 человек и 100 единиц техники, а также психологи МЧС России.

На месте были организованы поисковые работы с применением беспилотных летательных аппаратов и данных космического мониторинга, обследовано более 40 квадратных километров территории.

В день авиакатастрофы были найдены и в Каир два бортовых аварийных самописца А321 — речевой и параметрический.

В связи с крушением российского самолета в Египте президент России Владимир Путин об объявлении в стране 1 ноября 2015 года траура. Власти Петербурга до 3 ноября, а Ленинградской области — до 4 ноября.

Следственным комитетом РФ по факту авиакатастрофы российского самолета в Египте сначала было по статье "Нарушение правил полетов и подготовки к ним", затем еще одно по статье "Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". Позже они были в одно производство.

По поручению президента правительство России в связи с катастрофой во главе с министром транспорта Максимом Соколовым. Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) была под руководством исполнительного директора комитета Виктора Сороченко.

Каир сразу после катастрофы все заинтересованные страны о возможности принять участие в расследовании трагедии. Была создана специальная , в нее вошли специалисты из пяти стран: России, Египта, Франции (государства — разработчика самолета), Германии (государства — изготовителя лайнера) и Ирландии (государства регистрации). Главой комиссии по расследованию катастрофы был назначен Айман аль-Мукаддам.

1 ноября 2015 года генеральный прокурор Египта Набиль Ахмед Садек в расследовании причин катастрофы с российским самолетом на Синайском полуострове. По словам посла РФ в Каире Сергея Кирпиченко, у России и Египта есть , в соответствии с которыми российским специалистам открыт доступ практически всюду, куда они хотят попасть в рамках расследования крушения А321.

Группа следователей и криминалистов центрального аппарата Следственного комитета России по согласованию с компетентными органами и совместно с представителями Республики Египет в соответствии с нормами национального и международного права участвовали в осмотре места авиакатастрофы в Египте.

Глава ФСБ РФ Александр Бортников во время совещания в Кремле об итогах расследования причин крушения российского самолета сообщил, что в результате исследования личных вещей, багажа и частей самолета, потерпевшего крушение в Египте, были выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства. Он случившееся как теракт.

В свою очередь египетские власти . Глава МИД Египта Самех Шукри сообщил, что это уголовное дело рассматривает теракт как одну из версий.

В марте 2016 года Международная комиссия по расследованию катастрофы российского самолета А321 заявила о том, что от Следственного комитета России и передала его в генпрокуратуру Египта для завершения юридических процедур. Сама комиссия, несмотря на передачу дела в следственные органы госбезопасности страны, продолжит техническое обследование обломков лайнера.

В середине апреля генеральный прокурор Египта Набиль Садек о о катастрофе российского самолета в Высшую прокуратуру государственной безопасности страны. Решение главы надзорного ведомства, отмечалось в тексте заявления, было принято на основании данных доклада Следственного комитета России, "в котором указывается на подозрение о наличии криминального следа".

В июне директор ЦРУ Джон Бреннан, выступая в сенате Конгресса США, сообщил, что американская разведка о причастности к взрыву на российском пассажирском самолете А321 египетской группировки "Ансар Бейт аль-Макдис", присягнувшей на верность запрещенному во многих странах террористическому движению "Исламское государство" (ИГ), а 4 августа минобороны Египта заявило о ликвидации лидера этой террористической группировки.

28 августа комиссия по расследованию катастрофы начала "выкладку" фрагментов конструкции самолета в авиационном ангаре в городе Каир, куда они были доставлены с места катастрофы. после ее завершения была определена точка, с которой началось разрушение корпуса лайнера.

По сообщениям СМИ, при анализе выкладки собранных фрагментов A321 в ангаре каирского аэропорта эксперты , что террористы поместили взрывное устройство в хвосте судна, взрыв вызвал отделение хвостовой части и неуправляемое пикирование. По их сведениям, Россия почти завершила доклад о причинах катастрофы, однозначно указав на террористический след: было использовано мощное взрывное устройство с часовым механизмом, которое спровоцировало сильную взрывную волну и возгорание.

Следствие по делу о катастрофе российского А321 над Синайским полуостровом . 24 октября стало известно, что комиссия по расследованию, сформированная генеральной прокуратурой Египта, отправила двенадцать обломков лайнера в научную лабораторию по сплавам для проведения детального исследования.

После катастрофы полеты в Египет из РФ и турпоток были . Россия заявила о необходимости обеспечения безопасности в аэропортах Египта для возобновления авиасообщения между странами. Полеты в эту страну также приостановил целый ряд европейских авиакомпаний. Власти Египта прилагают большие усилия по повышению мер безопасности в курортных местах и аэропортах, желая восстановить турпоток. За месяцы, прошедшие с момента трагедии, с инспекцией безопасности египетских аэропортов в Каире, Хургаде и Шарм-эш-Шейхе побывало множество иностранных экспертных делегаций.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Авиакатастрофа А321 над Синаем, случившаяся 31.10.2015, стала самой крупной катастрофой на территории Египта и наиболее масштабной трагедией в авиационных крушениях. Самолет Аэробус А321-231, принадлежащий компании «Когалымавиа» использовался туроператором «Бриско» и вез туристов рейсом 9268 Шарм-аль-Шейх-С.-Петербург. Жертвами крушения стали 224 человека

Сведения о рейсе

Самолет

Airbus A321-231 был произведен в 1997 году. Затем судно передали владельцу – лизинговой корпорации ILFC, которая предоставила его в аренду компании MEA (Ливан). Авиалайнеру был присвоен номер F-0HMP, его вместимость составляла 149 чел. В Ливане он использовался 6 лет, и в 2003 году был возвращен ILFC.

Факт. За время использования в MEA произошла одна поломка – при посадке в Египте пилоты слишком высоко подняли нос лайнера, и хвостовая часть задела взлетную полосу. После этого воздушное судно было отремонтировано.

В 2003 году самолет был снова передан в аренду корпорации Onur Air (Турция). Борт судна был модернизирован, его вместимость увеличилась до 220 чел. В 2007 году авиалайнер был передан в сублизинг фирме Saudi Arabian Airlines (Саудовская Аравия), а в 2010 — Cham Wings (Сирия). В 2012 авиалайнер был сдан в аренду ООО «Когалымавиа».

Согласно информации лизинговой компании, самолет обслуживался на соответствующем нормам уровне, вовремя осуществлялся технический контроль и проверки. 26.10.2015 был проведен еженедельный техосмотр, 18.03.2014 самолет проходил заводской контроль. За все годы использования лайнер выработал 46-48% своего номинального ресурса рейсовых перелетов.

Экипаж и пассажиры

На судне работал российский экипаж, включая:

  • 2 опытных пилотов,
  • 5 бортпроводников.

Среди пассажиров, находившихся в момент катастрофы на борту самолета, было 192 чел. взрослых и 25 детей. Самый старший из них был в возрасте 77 лет, самой младшей девочке было 10 мес. При крушении все люди умерли. Фото погибших были размещены на нескольких официальных сайтах.

Список пассажиров погибших над Cинаем

Большая часть жертв катастрофы проживала в северо-западных регионах РФ, также в самолете было 4 гражданина Украины и 2 из Беларуси.

В списке погибших при падении самолета, были:

  • А.Копылов – замглавы администрации города Пскова,
  • Д. Громова (10 мес.), чье фото стало символом авиакатастрофы.

Хронология событий

Предшествующие обстоятельства

30.10.2015 года аэробус A321-231 совершил 2 нормальных рейса по запланированным маршрутам: Шарм-аль-Шейх-Самара-Шарм-аль-Шейх. Конечная высадка пассажиров в аэропорту была завершена в 15:30, и у представителей выполнившего ее экипажа претензий к состоянию оборудования не было. Судно прошло плановое техобслуживание, и утром 31.10.2015 года заступил новый экипаж (В. Немов и С. Трухачев), и началась подготовка к последующим рейсам — Шарм-аль-Шейх-С.-Петербург-Шарм-аль-Шейх.

Компания «Когалымавиа» была членом международного объединенного холдинга, специализирующегося на туризме – «TH&C», в него входила и компания «Бриско», заказавшая рейс из Египта в Северную столицу.

Катастрофа

В 5:50 по местному времени Египта (6:50 по Москве) самолет вылетел из аэропорта Шарм-аль-Шейха, взял курс на север вдоль берега залива и постепенно поднялся до 6,4 км. Через 12 минут полета лайнер повернул налево, чтобы миновать Синайский полуостров и достичь Средиземноморья, пилоты намеревались набрать высоту 9,75 км.

На 23-ей минуте полета авиалайнер набрал скорость 755 км/ч и поднялся 9,4 км, когда ситуация вышла из нормального режима. Судно стало падать со скоростью 1,8 км / мин. В 04:13 по ГЕС запись бортового самописца прервалась, на фоне постороннего шума. После 24 минут полета самолет разбился на территории Синая и мгновенно был разрушен.

Поисковые службы нашли остатки катастрофы среди горных массивов полуострова в 50 км от города Нехель. Обломки самолета и фрагменты тел погибших были разбросаны в радиусе 13км, на территории общей площадью 30 км.

Реакция

Президент РФ В.В. Путин выразил слова соболезнования близким и родственникам жертв трагедии. На главу Правительства Д.А. Медведева была возложена обязанность создать комиссию по расследованию причин авиакатастрофы. В. Путин призвал найти и ликвидировать виновных в трагедии террористов.

Соболезнования близким и родственникам погибших, а также всем россиянам, высказали:

  • президенты и премьер-министры боле 50 стран мира,
  • Папа Римский,
  • генеральные секретари,
  • главы религиозных сообществ РФ.

Для родственников погибших пассажиров были открыты «горячие линии»: по телефону можно было узнать всю информацию о пострадавших близких.

Скандальный французский журнал «Шарли Хебдо» выпустил на своих страницах 3 карикатуры, иллюстрирующих авиакатастрофу, вызвавшую резкую негативную критику со стороны российского руководства и общественности. Иллюстрации были названы «кощунственными», «жестокими» и «издевательскими по отношению к жертвам трагедии».

Факт. Представители французского МИДа ответили, что все журналисты имеют право свободно высказывать личное мнение, но оно не всегда совпадает с позицией официальных руководителей страны.

20.11.2015 Совбез ООН выпустил заявление, в котором осудил теракты, в том числе катастрофу над Синаем.

Траур

1.11.2015 года стал днем траура для россиян. В Северной столице состоялся трехдневный траур, в Ленинградской области – четырехдневный.

Расследование причин трагедии над Синаем

Расследование падения самолета осуществлялось совместными усилиями нескольких стран мира, включая Египет и РФ, а также представителей «Эйрбас» и IASA.

1.11.2015 началось следствие: анализ информации, содержащейся в бортовых самопишущих устройствах, которые практически уцелели, и исследование останков погибших. В России было возбуждено дело по статьям 263 и 238 Уголовного кодекса России.

То, что остатки авиалайнера нашли на большой территории площадью около 30 км, позволило сделать вывод, что трагедия произошла на большой высоте.

7.11.2015 года официальное руководство Египта высказалось о результатах расшифровки, из которых следовало, что в завершении записи были слышны посторонние громкие звуки. В конце полета зафиксирована высота 9,415 км и скорость около 520 км / ч, судно двигалось под руководством автоматического пилота, которому нужно было набрать высоту.

На тот период озвучивалось несколько версий причин авиакатастрофы:

  • изношенность оборудования воздушного судна;
  • воспламенение топливного бака;
  • повреждение литиевой батареи лайнера.

16.11.2015 года была получена информация, что самолет разбился из-за террористического акта – сработало СВУ, расположенное в задней части аэробуса, общей мощностью 1кг тротиловом эквиваленте. Такой вывод был сделан после того, как на фрагментах самолета, личных вещах и телах погибших были найдены остатки взрывоопасных веществ не российского изготовления.

Факт. 17.11.2015 года было размещено публичное объявление, что за помощь в поимке виноватых в авиакатастрофе террористов будет выплачено денежное вознаграждение в 50 млн. долл.

Анализ остатков самолета показал, что СВУ сработало в задней части судна, в 30-32 рядах.

14.12.2015 года специальная комиссия, организованная руководством Египта, заявила об окончании расследования авиакатастрофы и готовности отчета по ней. В нем указывалось, что в процессе анализа причин трагедии не найдено ничего, свидетельствующего о теракте. Это объясняется тем, что в обратном случае косвенной причиной катастрофы стала бы недоработка службы безопасности аэропорта Египта.

В начале 2016 года действующий глава Египта признал, что авиалайнер потерпел крушение в результате террористического акта.

Причина катастрофы

03.11.2015 из источников в оборонном ведомстве США стало известно, что американский спутник заметил яркую вспышку, соответствующую по месту и по времени аварии аэробуса А321. Никаких доказательств поражения его ракетой не было зафиксировано, так как наблюдался бы температурный след. Воспламенение в воздухе свидетельствовала о том, что трагедия не могла произойти при посадке.

Через несколько дней после авиакатастрофы одна из террористических групп в составе «ИГИЛ» объявила о своей причастности к инциденту. Однако официальное руководство Египта в качестве предполагаемой причины трагедии называла неисправность оборудования.

Ряд представителей СМИ, российские и египетские руководители транспортных ведомств отвергали гипотезу взрыва, называя ее пропагандой.

5.11.2015 года разведывательные службы Соединенных Штатов и Великобритании поддержали неофициальную версию о террористическом акте на основе перехваченных от боевиков «ИГИЛ» сведений о закладке на самолете бомбы.

По предположениям зарубежных спецслужб, высказанных различным СМИ, СВУ было установлено террористами, подчиненными «ИГИЛ», в багажный отсек перед самым вылетом.

16.11.2015 на Совете президента РФ В.В. Путина версию о взрыве самодельного устройства подтвердил руководитель ФСБ России А.Бортников.

13.09.2016 специальная комиссия точно определила, где была расположена бомба: в отделе негабаритного багажа в хвосте самолета. Для установки СВУ боевики воспользовались помощью работника аэропорта Шарм-аль-Шейха: перед самым полетом был заложен пакет со взрывчатым веществом, после чего его прикрыли колясками и чемоданами.

Последствия катастрофы

После трагедии многие авиационные компании, включая «Когалымавиа», прекратили полеты над Синаем до выяснения точных причин крушения.

С 4 по 6 ноября 2015 года Правительства Великобритании, Ирландии, России, Германии и других европейских стран приостановили регулярное авиационное сообщение над Синайским полуостровом.

16.11.2015 года В.В. Путин объявил, что Россия и дальше будет искать и причины катастрофы, нужно объединить усилия и наказать виновных в трагедии.

Факт. После катастрофы в Египте вышел приказ об усилении авиационных ударов по террористической организации ИГИЛ.

Заключение

Авиакатастрофа над Синайским полуостровом стала крупнейшей в истории российской пассажирской авиации. 23 октября 2017 года в С.Петербурге был установлен памятник по погибшим над Синаем. 31 октября 2017 года во Всеволожске был заложен мемориал погибшим.

31 октября 2015 года российский самолет Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа" (Metrojet), выполнявший рейс 9268 Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, .

По поручению президента правительство России в связи с катастрофой во главе с министром транспорта Максимом Соколовым. Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) была под руководством исполнительного директора комитета Виктора Сороченко.

Каир сразу после катастрофы о возможности принять участие в расследовании трагедии. Была создана специальная комиссия по расследованию, в нее : России, Египта, Франции (государства — разработчика самолета), Германии (государства — изготовителя лайнера) и Ирландии (государства регистрации). Главой комиссии по расследованию катастрофы был назначен Айман аль-Мукаддам.

1 ноября 2015 года генеральный прокурор Египта Набиль Ахмед Садек участие специалистов РФ в расследовании причин катастрофы с российским самолетом на Синайском полуострове.

Группа следователей и криминалистов центрального аппарата Следственного комитета России по согласованию с компетентными органами и совместно с представителями Республики Египет в соответствии с нормами национального и международного права участвовали в осмотре места авиакатастрофы в Египте.

17 ноября 2015 года глава ФСБ РФ Александр Бортников во время совещания в Кремле об итогах расследования причин крушения российского самолета , что в результате исследования личных вещей, багажа и частей самолета, потерпевшего крушение в Египте, были выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства. Он .

В свою очередь египетские власти призвали не торопиться с выводами. Глава МИД Египта Самех Шукри сообщил, что в рамках расследования уголовного дела .

В марте 2016 года Международная комиссия по расследованию катастрофы российского самолета А321 о том, что получила официальный доклад от Следственного комитета России и передала его в генпрокуратуру Египта для завершения юридических процедур. Сама комиссия, несмотря на передачу дела в следственные органы госбезопасности страны, продолжила техническое обследование обломков лайнера.

В середине апреля генеральный прокурор Египта Набиль Садек о передаче дела о катастрофе российского самолета в Высшую прокуратуру государственной безопасности страны. Решение главы надзорного ведомства, отмечалось в тексте заявления, было принято на основании данных доклада Следственного комитета России, "в котором указывается на подозрение о наличии криминального следа".

В июне директор ЦРУ Джон Бреннан, выступая в сенате Конгресса США, что американская разведка располагает данными о причастности к взрыву на российском пассажирском самолете А321 египетской группировки "Ансар Бейт аль-Макдис", присягнувшей на верность запрещенному во многих странах террористическому движению "Исламское государство" (организация, запрещенная в РФ), а 4 августа минобороны Египта заявило о ликвидации лидера этой террористической группировки.

По настоянию Следственного комитета России международная комиссия по расследованию авиационного происшествия . В результате проведенных работ была и установлен факт воздействия высокоэнергетических элементов на обшивку самолета по направлению "изнутри-наружу" и "взрывной декомпрессии" в полете.

В октябре 2016 года комиссия по расследованию, сформированная генеральной прокуратурой Египта, двенадцать обломков лайнера в научную лабораторию по сплавам для проведения детального исследования.

Работа по определению причин крушения . До настоящего времени у сторон нет понимания того, что произошло с самолетом, каким образом взрывное устройство попало на борт самолета, кто его пронес. Также нет установленных подозреваемых и их пособников из числа сотрудников аэропорта.