Сторожевые львы на адмиралтейской набережной. Львы на адмиралтейской набережной Львы дворцовой пристани карл иванович росси




Царь зверей на переправе

Крылатые создания

Дом со львами

Львы у Елагина дворца

Китайские львы Ши-Цза

Львиная стая

Львы на Дворцовой пристани

Петергофский лев

">

Северную Пальмиру населяют разнообразные существа: с набережных на прохожих взирают загадочные сфинксы, со стен дворцов раскрывают клювы разномастные совы, бьют хвостами драконы, замерли в тишине нетопыри, кони, малыш Чижик-Пыжик. Не обошлось и без львов – гигантских котов в культурной столице немало: гипсовых, мраморных, высеченных из гранита, ярких, блеклых, филигранных, простых, современных и насчитывающих не менее 200 лет. Но обо всем по порядку.

Согласно мифологии, лев – лидер и мудрый правитель, наделенный могуществом, отвагой, мужеством и величием. Он олицетворяет власть, огонь, дневное светило. Когда точно возникла мода на декорирование крова и улочек хищниками неизвестно: по одной из версий, эта страсть проявилась во времена правления Петра I, который встречал подобные каменные творения в Европе. Суеверные же европейцы в средневековье пришли к убеждению, что львы – отличные стражники, так как спят с распахнутыми глазами, а потому не пропустят под крышу бесов. Согласно другой теории, скульптурные изображения этих зверей стали распространены в девятнадцатом веке, когда русские зодчие обратили внимание на Итальянское искусство и творчество античных гениев, которые нередко высекали из камня пышные гривы, цепкие когти и могучие поджарые тела. Давайте вспомним, где в нашем краю можно встретить удивительных существ.

Царь зверей на переправе

«Мост со львами в Санкт-Петербурге?» - это про пешеходный Львиный мостик, переброшенный через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе. Построена речная переправа была в 1825 году. В этот же промежуток времени академик Павел Петрович Соколов взялся за создание алебастровых форм для будущих монументов. Каждый из благородных красавцев служит не только в качестве украшения: в двухметровых белоснежных статуях скрыты механизмы, удерживающие мостовой пролет и людей на нем. Устойчивость конструкции придают увесистые плиты, служащие основанием левушек.

Подвесная переправа пришлась по душе не только местным обывателям: спустя 10 лет немецкая компания Borsig возвела уменьшенную копию моста в Тиргартене – одном из парков Берлина. Разработкой проекта занимался градостроитель Людвиг Гессе. Увидеть это деревянное сооружение можно и в наши дни.

Крылатые создания

Любимые многими львы с крыльями в Санкт-Петербурге расположились на Банковском мосту. На самом деле, их зачастую называют грифонами, но находятся и несогласные с таким термином, ведь согласно преданиям, эти сказочные персонажи обладали головой птицы, а у скульптур на канале Грибоедова такой особенности нет.

Открытие Банковского моста состоялось спустя 25 дней после запуска Львиного мостка, к строительству изящной конструкции были привлечены те же архитекторы и ваятели. Принцип устройства такой же, что и у старшего собрата: изысканные пролёты держатся звеньями цепи, которые укреплены в изваяниях. Полюбоваться здесь можно не только волшебными львами-грифонами, но и пейзажами: с настила открывается великолепный обзор на храм Спаса на Крови, Казанский Собор и Дом Зингера, изумрудные насаждения вокруг серого гранита и спокойную, чуть зеленоватую рябь воды, в которой отражаются горделивые блюстители справедливости.

Дом со львами

О них писал еще Александр Сергеевич Пушкин в поэме «Медный Всадник»: «С подъятой лапой, как живые, стояли львы сторожевые». Разумеется, речь идет о потрясающих стражах, что держат лапой покатые каменные шары у Дома Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади. Уникальные особи, поражающие своим грациозным и величавым видом, родились в Италии: под южным солнцем над сотворением точеных линий работал мастер Паоло Трискорни.

В XXI столетии в элегантном дворцовом комплексе, который спроектировал прославленный архитектор Огюст Монферран, расположен отель класса делюкс, постояльцев которого каждую ночь стерегут благородные кошки.

Львы у Елагина дворца

У восхитительного Елагина дворца на гранитных постаментах разместились две чугунные скульптуры львов, лапы которых покоятся на полусферах. Издали они кажутся близнецами: копна косматых волос, таинственный полуоскал-полуулыбка, однако если рассмотреть фигуры поближе, то станут очевидны различия: они есть как в положении, так и во внешнем облике. Изготовлены были в 1822 году на Санкт-Петербургском казенном литейном заводе.

Китайские львы Ши-Цза

Эти необычные скульптуры окаменели на Петровской набережной неподалеку от домика Петра Великого. Массивные фигуры весом в 2,5 тонны родом из Маньчжурии: на свое новое место жительство они переехали в 1907 году, когда были преподнесены Петрограду в качестве подарка.

В Китае львы-лягушки обязаны стеречь семейный очаг, а потому высекаются и устанавливаются как минимум парой. Папа-лев, как глава династии, удерживает шар, символизирующий свет, знания, богатство, а его спутница, мама-львица, поддерживает малыша-львенка: раскрытая пасть супруги главы звериного царства отгоняет нечистую силу от своего чада, которому предстоит продолжить род.

Изначально предполагалось, что свободолюбивые хищники украсят храм-молельню генерала Чана в китайском Гирине, однако после смерти чиновника новоявленный губернатор решил преподнести в дар львов приамурскому генерал-губернатору Николаю Ивановичу Гродекову, который, в свою очередь, передал их в столицу Российской Империи.

Другими излюбленными восточными животными, поселившимися в Петербурге, являются шанхайские львы, подаренные городу на 300-летний юбилей. Живут они в Саду дружбы на Литейном проспекте.

Львиная стая

Самую большую популяцию этих грациозных представителей кошачьего семейства можно отыскать перед дачей Безбородко на Свердловской набережной. 29 львов соединены тяжелой чугунной цепью. Сам особняк был возведен еще в 1773-1777 годах, однако затем несколько раз перестраивался. Каменные стражи были установлены перед усадьбой в начале XIX века. Возможным автором изваяний принято считать Николая Александровича Львова.

Кстати, в 70-ых годах XX века у роскошной дачи проходили съемки фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». Герои кинокартины пытались найти клад подо львами! Помните этот момент?

Львы на Дворцовой пристани

Однако самыми популярными, по мнению краеведов, львами в городе являются отважные создания у павильона Адмиралтейства. Чугунные изваяния стоят на высоких пьедесталах, повернув друг к другу крупные лохматые головы. Пасти их оскалены то ли в страшном рыке, то ли в удовлетворенном урчании, торчат острые, устрашающие клыки... Мощные мускулистые телеса застыли в напряженной позе, по одной лапе с выпущенными когтями покоится на шаре.

Кстати, о шарах – многие из царственных зверей действительно изображаются со сферой под лапкой, и этому есть объяснение. Дело в том, что львы призваны охранять жилище человека от посягательства злых сил. Но что будет, если страж заснет? На такой случай и нужен шар: когда лев погружается в вожделенную дремоту и расслабляет конечность, шар начинает катиться. Почувствовав движение, Король всех животных сбрасывает оковы сна, чтобы и дальше блюсти свою службу.

Львы, которых можно увидеть на Дворцовой пристани, присутствовали еще в самых первых проектах этой локации, развитием которых в 1717 году занимался архитектор Луиджи Руска. Однако вылеплены скульптуры были только спустя сотню лет: в 1832 году мастер Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева создал известные ныне образы. В сентябре того же года они украсили пристань, где и стоят по сей день.

Этих львов, надо отметить, неоднократно увозили на реставрацию: туристы да и сами петербуржцы любят забираться статуям на спины. Так, одна из последних внеплановых реконструкций приходится на 2006 год, когда по торсу одного из зверей пошли множественные трещины: вероятно, неуклюжий седок проломил тонкий лист меди, из которого сделаны львы. К месту происшествия оперативно прибыли «спасатели»: реставраторы, одетые в белые врачебные халаты, осмотрели своего нетривиального «пациента», бережно перебинтовали изувеченное тулувище, а затем с помощью крана погрузили на «КАМАЗ», который был замаскирован под машину «скорой помощи». Пока памятник вынужден был проходить оздоровительный курс в мастерской, его место заняла желтая пластиковая копия – лев «Бонифаций». Когда же заместитель был продан, то на пустующее пространство водрузили чудо из воздушных шаров.

Изображение этой парочки «придворных» львов можно найти на монетах 2003 года, которые были отчеканены к 300-летию основания Санкт-Петербурга.

Петергофский лев

Еще один знаменитый лев является частью центрального фонтана Петергофа – «Самсона, раздирающего пасть льву». Однако то, что мы видим, не является оригиналом монументальной статуи: она была утрачена в ходе разрушительной Великой Отечественной войны. Восстановленный ансамбль, над которым трудились скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов, был открыт в 1947 году.

Разумеется, это не все хищные обитатели нашего края: несколько безмолвных экспонатов также можно обнаружить перед зданием номер 12 на Адмиралтейском проспекте, у Русского музея, на Западной стрелке Елагина острова и в других кварталах.

Стоит добавить, что, как и в случае со многими другими мистическими существами, со львами связано множество сказаний и суеверий. Так, например, в обществе бытует поверье, что если поцеловать льва, то он подарит вам удачу в любви и занятиях! А некоторые из них способны исполнять желания: достаточно потереть львиную лапку или нос, обойти вокруг статуи, а затем шепнуть ей о самой заветной мечте.

Санкт-Петербург

Все пути ведут…на Дворцовую пристань! Да, да, а как же иначе? Ведь именно здесь находится одна из наиболее знаменитых и загадочных львиных пар северной Пальмиры, пользующаяся неизменной популярностью гостей города на Неве и заслуженной любовью коренных петербуржцев. В отличие от многих представителей львиного семейства града Петра Великого, этим сторожевым львам суждено было войти в историю и быть увековеченными не только словом, но и кистью. Именно их царственные изваяния запечатлели на своих полотнах «Дворцовая пристань» и «Вид на Неву от Зимнего дворца» известные художники ХІХвека В. Садовников и А. Беггров. Не стал исключением и век ХХ, открывший миру А. Остроумову-Лебедеву, иллюстрации которой к поэме А. Пушкина «Медный всадник» по сей день будоражат умы читателей, и С. Хаджибаронова, чей «Лев у Дворцового моста» стал еще одним свидетельством немалой популярности венценосных медных скульптур.

Людовик Франц Карл - Набережная Невы у западного фасада Зимнего дворца

История их появления полна загадочных совпадений и таких перипетий событий, что их впору было расследовать Тайной полиции Его Императорского Величества. Не претендуя на хлеб насущный главных сыщиков империи, мы все же возьмем на себя смелость приоткрыть завесу тайны и поведать читателю некоторые особенности строительства Дворцовой пристани и ее знаменитых львов.

Проектируя пристань-лестницу между зданием Адмиралтейства и Зимним дворцом, придворный архитектор Л. Руска планировал украсить спуск к Неве изящными женскими фигурами в сопровождении лежащих львов. Однако проект «верхами» одобрен не был. Помилуйте, господин Руска, но никаких женщин! И если уж львы, так львы сторожевые, а не мирно похрапывающие под шум волн, разбивающихся о твердыню гранита. Ведь после разрушения вокруг Адмиралтейства фортификационных сооружений судостроительный центр Петербурга, да еще и расположенный неподалеку от царской резиденции, необходимо беречь как зеницу ока!

Сторожевые львы появились в проекте декоративного решения Дворцовой пристани, принадлежавшем знаковому для истории Петербурга архитектору К. Росси, который предложил использовать в оформлении несколько скульптурных групп: коней с водничими для верхних уступов спуска и львов, опирающихся на шар (знакомый силуэт, не правда ли?), — для нижних. Проект был одобрен, но… Созданная В. Демутом-Малиновским модель «Коня с водничим» была далеко не столь успешна. Взамен поступило предложение установить на пристани конные группы наподобие украшавших Елисейские поля работ французского скульптора Г. Кусту. В Париж был направлен соответствующий запрос и даже получен ответ, но предварительный расчет стоимости отливки этих исполинских статуй свел на нет все старания архитектора. 32 тысячи рублей за группу – такова цифра, поставившая крест на блистательной идее оформления пристани у Адмиралтейства.

Что же делать? Как же быть? После перекрестной переписки архитектора К. Росси, ответственного за возведение и украшение Дворцовой пристани, директора Александровского чугунолитейного завода М. Кларка, ответственного за отливку грозных сторожевых львов, и министра Императорского двора светлейшего князя П. Волконского, ответственного за всех и вся, было принято решение изготовить львов методом дутья или чеканки из листовой меди. Спустя всего три месяца сторожевые львы Дворцовой пристани приступили к несению службы, вышагивая на чугунных постаментах с волютами, отлитых по проекту архитектора И. Шарлеманя. Авторство медных стражей принадлежит… А, собственно говоря, кому? Именно с этого вопроса и начинается запутанная история знаменитой львиной пары, следы которой уводят в Петергоф.

Многие экскурсоводы, проводя доверчивых туристов по гранитным берегам Невы и демонстрируя вздыбившиеся на пьедесталах мощные фигуры со впившимися в массивный шар когтистыми лапами, с уверенностью называют в качестве автора великолепных пышногривых царственных животных скульптора И. Прокофьева. Но так ли это на самом деле?

При всем почтении к Ивану Прокофьевичу, нам придется возразить против личного принятия мастером участия в оформлении Дворцовой пристани. Ибо один из известнейших художников России ХІХ века отошел в мир иной уже в феврале 1828 года, а вопрос о внешнем виде львов стал на повестку дня только осенью. А уж о том, что окончательное решение по их отливке было принято лишь спустя 4 года – в 1832, и говорить не приходится. Любознательный читатель может предположить, что львы были задуманы скульптором несколько ранее. Но последнее творение профессора И. Прокофьева датируется 1822 годом, после которого он не работал в связи с постигшим его параличом правой стороны тела вследствие тяжелейшего апоплексического удара.

Так откуда же взялось утверждение об авторстве потрясающих воображение львов Дворцовой пристани? В рассказах экскурсоводов удивительным образом переплетаются имя скульптора И. Прокофьева, схожесть львов Дворцовой пристани со львами флорентийской площади Piazzadellasignoria и утверждением, что сторожевая пара была отлита по уже имевшимся на Александровском чугунолитейном заводе моделям. При этом мало кто задумывается, что изложенные факты несколько противоречат друг другу.

Чтобы внести ясность, нам придется вернуть читателя к переписке между архитектором К. Росси, директором чугунолитейного завода М. Кларком и князем П. Волконским. Одна голова – хорошо, а две – лучше. Так, по всей видимости, думали К. Росси и П. Волконский, задумав поставить на пристани сторожевую пару, прототипом которой послужили обитавшие в Петербурге у Военного министерства львы работы семейства Трискорни, напоминавшие тех самых пресловутых флорентийцев с Piazzadellasignoria.

Но М. Кларк «наполеоновские планы» развенчал, уведомив, что в связи с изменением размеров львов необходимо изготавливать под них новые гипсовые модели, что приведет к существенному удорожанию проекта. В то же время на заводе есть модели таких львов, но несколько меньших. Так может, министерство примет решение в пользу уже существующих? И министерство приняло, несмотря на все возражения К. Росси, утверждавшего, что размеры не впечатляют. Возражениям не вняли, поскольку ранее по тем же формам были отлиты львы Елагина дворца, Русского музея, дворца в Стрельне и аракчеевского имения в селе Грузино, а недовольства по поводу размеров стражей ни венценосное семейство, ни его окружение доселе не выказывало.


Но так причем же здесь И. Прокофьев, если все эти львы являются копиями пары, установленной на одной из красивейших площадей Флоренции?! Наверняка спросит наш уважаемый читатель. Дело в том, что все представители «львиной гвардии» Его Императорского Величества, начиная от львов Елагина дворца и завершая львами Дворцовой пристани, отлиты по формам золоченных бронзовых львов Львиного каскада Петергофа, авторство которых как раз и приписывалось некоторыми источниками профессору И. Прокофьеву.

Весьма занимательно, что при этом все те же источники в материалах по строительству и декоративному оформлению Михайловского и Елагина дворцов о фамилии скульптора успешно забывают и констатируют факт копирования львов флорентийских. Предположительно, вывод об авторстве профессора Петербургской Академии художеств был сделан на основании данных отчета по проводимым для Петергофа работам в журнале Академии, в котором упоминалось о доставке из литейной мастерской львиных форм и форм тритонов работы И. Прокофьева.

Однако по нашему разумению, Иван Прокофьевич «пал жертвой» документальной неразберихи. Уже в следующем отчете Академии четко обозначено, что профессор трудился только над тритонами, в то время как по отношению ко львам вместо автора указывается лишь общее количество гипсовых форм – 15 ящиков. По удивительному стечению обстоятельств, в Академию художеств незадолго до этих событий прибыло именно 15 ящиков гипсовых форм флорентийских львов с Piazzadellasignoria. Вместе с формами статуй Геркулеса и Флоры, также отправившихся на Львиный каскад. Случайны ли такие совпадения?.. Более того, львов Львиного каскада не включают в творческое наследие скульптора даже биографы И. Прокофьева (а ведь гордиться, мягко скажем, есть чем!).


Подводя итоги нашего, надеемся, не слишком утомительного расследования, остается лишь сделать вывод, что И. Прокофьеву принадлежит бесчисленное множество непревзойденной красоты барельефов и скульптур, но ко львам Дворцовой пристани этот замечательный мастер свою руку вряд ли приложил.

Если же уважаемому читателю после ознакомления с этим небольшим экскурсом в историю сторожевых львов Петербурга захочется иметь в своем доме такую же грозную пару, камнерезная мастерская ArtMart поможет воплотить возникшее желание в жизнь. И представляя новых обитателей дома изумленным гостям, можно будет сказать: «Это такая запутанная история…».

Статуи львов были установлены на Дворцовой пристани как украшение в 1832 году. Сейчас пристань со львами находится на Адмиралтейской набережной у восточного павильона Адмиралтейства (рядом с Дворцовым мостом). По мнению краеведов и блогеров, эти львы являются самыми знаменитыми львами Санкт-Петербурга. После последней перестройки пристань со львами, находясь рядом с Дворцовым мостом, составляет единый архитектурный ансамбль с его южным спуском. Фигуры львов выполнены методом чеканки из листовой меди, они изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева. На том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя для львов отлиты чугунные пьедесталы с волютами.

Описание

Дворцовая пристань представляет из себя широкий гранитный лестничный спуск к Большой Неве. Наверху лестницы, возвышаясь над уровнем берега находятся гранитные пьедесталы львов. Монотонность вертикального параллелепипеда пьедестала разделена неширокими выступами. Сам лестничный спуск с боков ограничен парапетом набережных, который плавно переходит в пьедестал. Львы стоят на чугунных постаментах, повернув друг к другу тяжёлые лобастые головы. Грозные морды животных своеобразны и выразительны - львы изображены с полураскрытой оскаленной пастью и страшными клыками. На силу и ловкость хищника указывают широкая грудь, могучие лапы и стройное мускулистое тело с подтянутым животом. Львы опираются на шар передней лапой с выпущенными изогнутыми когтями.

Идея установки львов на Дворцовой пристани появилась в первом проекте Луиджи Руска (1717) и прошла красной нитью через все варианты оформления. Осенью 1828 года была предпринята попытка прояснить вопрос о декоративных статуях львов для пристани. Во всех исторических документах указывается, что рассматривалась установка точной копии флорентийских львов.

Модели львов

Сохранилась трёхсторонняя переписка между Карлом Росси, директором Санкт-Петербургского Александровского чугунолитейного завода М. Е. Кларком и министром императорского двора П. М. Волконским. Сначала Росси запросил Кларка о возможности изготовления таких статуй, а затем, видимо получив ответ, 20 октября пишет П. М. Волконскому: Донесение министру императорского двора: - 20 октября 1828 года В ответ министр предложил скульптору осмотреть и измерить мраморных львов Трискорни, которые находятся у подъезда дома военного министерства, с целью …постановления на пьедесталах у спусков к Неве Архитектор выполнил указания министра: осмотрел и даже зарисовал мраморных львов, но по результатам работы высказал своё категорически отрицательное отношение к навязываемому ему варианту: Высказывание Карла Росси: После этого в оформлении Дворцовой пристани наступил довольно длительный перерыв, причины которого историкам остались неизвестными.

Сейчас пристань со львами находится на Адмиралтейской набережной у восточного павильона Адмиралтейства (рядом с Дворцовым мостом). По мнению краеведов и блогеров, эти львы являются самыми знаменитыми львами Санкт-Петербурга .

После последней перестройки пристань со львами, находясь рядом с Дворцовым мостом, составляет единый архитектурный ансамбль с его южным спуском. Фигуры львов выполнены методом чеканки из листовой меди, они изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева . На том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя для львов отлиты чугунные пьедесталы с волютами .

Описание

Дворцовая пристань представляет из себя широкий гранитный лестничный спуск к Большой Неве . Наверху лестницы, возвышаясь над уровнем берега находятся гранитные пьедесталы львов. Монотонность вертикального параллелепипеда пьедестала разделена неширокими выступами. Сам лестничный спуск с боков ограничен парапетом набережных, который плавно переходит в пьедестал.

Лев в символике

Льва называют «Царём зверей». Традиционный символ мощи, воплощающий силу солнца и огня.

Лев в мифологии

В египетской мифологии - символ божественной власти и царского достоинства, у ассирийцев и греков львы считались спутниками богинь, в раннехристианском искусстве лев поочередно символизировал святого Марка, святого Иеронима и даже самого Христа - как «льва от колена Иудина».

Модели львов

Сохранилась трёхсторонняя переписка между Карлом Росси , директором Санкт-Петербургского Александровского чугунолитейного завода М. Е. Кларком и министром императорского двора П. М. Волконским .

Сначала Росси запросил Кларка о возможности изготовления таких статуй, а затем, видимо получив ответ, 20 октября пишет П. М. Волконскому:

Донесение министру императорского двора:

(на заводе хороших мастеров нет, а) …от искусства приготовления таковых моделей зависить будет совершенство фигур… гораздо бы лучше заказать сделать оные модели известным художникам

В ответ министр предложил скульптору осмотреть и измерить мраморных львов Трискорни , которые находятся у подъезда дома военного министерства , с целью

Архитектор выполнил указания министра: осмотрел и даже зарисовал мраморных львов, но по результатам работы высказал своё категорически отрицательное отношение к навязываемому ему варианту:

Высказывание Карла Росси:

…львы сии по малости их для сего назначения будут казать безобразие

После этого в оформлении Дворцовой пристани наступил довольно длительный перерыв, причины которого историкам остались неизвестными.

Создание скульптур

…государь хочет знать, сколько будет стоить отливка двух львов по имеющейся в заводе модели…

Эти доводы Кларка сдвинули дело с мёртвой точки: медные львы для Дворцовой пристани были созданы. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева . Чугунные пьедесталы с волютами отлиты для львов на том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя .

Государь повелел сделать двух львов чеканкой и четыре постамента из чугуна для львов и ваз

Львы установлены на Дворцовой пристани как украшение в сентябре 1832 году .

Сохранность и реставрация

Первые сведения о снятии львов с постаментов относятся к -1914 годам и связаны со строительством Дворцового моста . Историки логично предполагают, что снятые львы были отреставрированы.

Сохранность львов позволила им продолжить украшать Дворцовую пристань в то время, как самые пострадавшие памятники отправились на реставрацию.

Скульптуры были отправлены в реставрационные мастерские в начале 1950-х годов : сперва один, а за ним и другой были отправлены на восстановление и вскоре снова украсили Дворцовую пристань.

Внеплановая реставрация

Медного льва отправили на срочный ремонт в реставрационные мастерские. Необходимые для этого средства были предоставлены Российской партей жизни , проект курировал председатель Совета Федерации , лидер партии Сергей Миронов .

Вывоз льва на реставрацию был оформлен как театральное действо . «Врачи»-реставраторы в белых халатах осмотрели больного льва, они перебинтовали его и краном погрузили на «КАМАЗ », задрапированный под машину «Скорой помощи». На опустевшем постаменте льва заменили люди, одетые львами.

Реставрация продолжалась около 3 месяцев и обошлась в сумму около 300 тысяч рублей.

На период реставрации место скульптуры вначале заняла пластиковая копия - «солнечный» лев Бонифаций , расписанный участниками «Юношеской восьмерки». Впоследствии этот лев был продан на аукционе за 1,5 млн. рублей, деньги были перечислены на счета Научно-практического центра по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным детям и беременным женщинам.

Позже на постаменте находилась фигура льва, собранная из воздушных шариков.

В 2007 году в рамках той же инициативы была отремонтирована вторая скульптура. Восстановление обошлось в 262 тыс. рублей и было закончено к сентябрю 2007 года. На постамент была водружена плоская копия льва.

Реставрационные работы

Технология реставрации покрытия включает в себя расчистку, грунтовку и непосредственно реставрацию. Особенностью реставрационных работ в Санкт-Петербурге является то, что очень важно качественно обработать скульптуры, так как лакокрасочное покрытие в нашей среде держится не более трёх-четырёх лет. в процессе проведения работ были выявлены следы предыдущих реставрационных работ - на скульптурах обнаружилось много слоев краски. Кроме того, после расчистки на фигурах львов оказалось много дырок и вмятин.

Кроме комплекса восстановительных работ, было выполнено укрепление конструкции внутренним трубчатым каркасом. В оболочках полых скульптур были прорезаны отверстия и установлены латунные трубки.

Реставраторы убеждены в прочности созданной конструкции:

Теперь скульптуры будет сложно сломать, конечно, если не лупить по ним 10-ти килограммовой кувалдой!

Команда реставраторов состояла из четырёх человек, столько же участвовало в демонтаже. Срок проведения работ составил около месяца.

Львы в искусстве

Само месторасположение львов, на парадной Дворцовой пристани , окружённой зданиями Адмиралтейства и Зимнего дворца , обращённой к Неве , обусловила внимание к ней со стороны деятелей искусства.

Два льва на Адмиралтейской набережной у Дворцового моста самые известные львы Петербурга. Они установлены справа и слева от спуска к Неве. Адмиралтейство с момента постройки города было играло важную роль в его жизни. Здесь на Неву спускались корабли, через эти ворота поставлялись сырье и материалы. Скульптуры львом, изготовлены в 1832 году в Петербурге на Алексадровском чугунолитейном заводе, внутри пустые, и выполнены методом чеканки из листовой меди. По модели скульптура И. П. Прокофьева их изготовил мастер И. Пранг. Чугунные пьедесталы по рисунку архитектора Л. Шарлеманя были отлиты на том же заводе. Во время Великой Отечественной войны львы оставались на своих местах. Они практически не пострадали. Согласно одной из легенд о Петербурге, место вокруг Адмиралтейства имеет необычную ауру, необычную энергетику, поэтому здесь полезно гулять для здоровья. Возможно эта необычная энергетика спасала львов от фашистских снарядов в суровые военные годы 1941-1945. Однако в 2006 году специалисты
обнаружили повреждения знаменитых скульптур. Спина скульптуры ближнего к Дворцовому мосту льва не выдержала многочисленных любителей посидеть на его спине и прогнулась. Специалисты предложили установить внутри скульптуры прочный каркас. В
2007 году была отреставрирована скульптура второго льва.
При реставрации петербургских скульптур очень важно тщательно обработать поверхность, потому что лакокрасочное покрытие держится 3-4 года в условиях петербургского климата. /
Сергей Скрябин, Россия, Калининград/