Первый полет в самолете: пошаговая инструкция и полезные советы. Приоткрываем завесу: как пилоты управляют самолетом "одной левой" Какие преимущества дает собственный самолет




Некоторые люди не летают на самолетах только потому, что они ни разу этого не делали. Это не страх опасности, не боязнь высоты, а просто паника перед чем-то неизвестным. И многие не понимают, какого удовольствия они себя лишают, ведь летать очень приятно и интересно, а главное - быстро. И во многих случаях это единственный способ добраться в нужное место. Не стоит пренебрегать техническим прогрессом, ведь уже далеко в прошлом лошади и кареты, недели и месяцы пути.

Лично меня поначалу пугали не самолеты, а аэропорт. Как в него попасть, куда бежать, как ничего не перепутать и вообще... Давайте представим, что вы оказались в аэропорту впервые. Порядок действий будет примерно одинаков, разве что досмотр и паспортный контроль в некоторых случаях меняются местами.

Первый раз в аэропорту

Во сколько нужно приехать? Регистрация на рейс начинается за два часа до вылета. Почему так рано? Нужно успеть пройти большое количество процедур, требующих времени. Можно приехать еще раньше на всякий случай. Но лучше не позже, особенно, если вы летите в первый раз.

Вход

В нашей стране, в отличие от многих других, усилена антитеррористическая безопасность. Поэтому старайтесь закладывать время, которое вы потратите на то… чтобы зайти внутрь аэропорта. Часто там возникают очереди. Вас уже там осмотрят и просканируют ваши вещи, даже если вы просто пришли в качестве провожатого. Выйти обратно можно, но попасть обратно в аэропорт получится только снова через досмотр.

Табло и зона регистрации

Табло вылета и прилета - это, пожалуй, самый романтичный объект в аэропорту, причем даже не раз воспетый. На табло указываются номер, пункт назначения, время вылета рейса. Обязательно сверяйте номер рейса. Однажды мы чуть не запутались с рейсами - , которые отправлялись с разницей в 15 минут.

Иногда в одно и то же время могут отправляться несколько рейсов, тоже следите. Еще путаницу вносит то, что часто авиакомпании отправляют совместные рейсы. Не ориентируйтесь на название авиакомпании, и даже иногда время не показатель. Направление и номер - вот то, что вам нужно увидеть. Также на табло обозначается, на какую стойку регистрации нужно идти и в каком состоянии регистрация: открыта ли она или, не дай бог, закончилась. Регистрация на рейс, как я уже говорила, начинается за 2 часа до вылета и заканчивается за 40 минут до него.

Подготовка багажа

Ни на одном «добром» портале я не нашла полезной инфы о подготовке багажа.

Обычно про запрещенные предметы и вес багажа «умные» лайфхакеры пишут где-то в абзацах про досмотр, не учитывая то, что с багажом мы расстаемся значительно раньше, и это подразумевает совсем другую последовательность действий.

Багаж летит отдельно от вас

Вы можете лететь и без багажа, а положить все вещи в ручную кладь, если это позволяет авиакомпания. Так обычно делаю я, это значительно ускоряет расставание с аэропортом по прилете. В таком случае ваш чемоданчик или рюкзак должен подходить по определенным габаритам и не превышать норму по весу.

Габаритный и негабаритный багаж

Габаритный - подходящий по стандартным размерам. Выражаясь русским языком, стандартный чемодан или сумка. Негабаритный подходит по весу, но не по размеру, и оформляется отдельно. Кстати, теряется чаще всего именно негабаритный багаж.

Если вас волнует эта тема, то смело заходите на сайт авиакомпании и проверяйте, что у них можно, а что нельзя. Иначе никак. Ибо разные авиакомпании по-разному относятся к багажу. Понятное дело, что такие предметы, как гитара, огромная коробка или плазменный телевизор сложно назвать габаритным багажом. За оформление негабаритного багажа отдельных денег не попросят.

Дополнительное место

Вы можете докупить дополнительное место для багажа, это стоит отдельных денег. Но читерство никто не отменял, к примеру, золотая карта «Аэрофлота» позволяет провозить бесплатно два багажа одновременно, ну и в принципе такая карта - это труЪ и зависть.

Упаковка

Чемоданы обычно забрасывают в самолет достаточно варварским образом, поэтому если вам хочется продлить жизнь своему походному другу, вы можете его упаковать за отдельную плату. Багаж обмотают специальной пленкой специально обученные люди в специальных местах. Найти их несложно.


Если вы везете что-то ценное, желательно обмотать багаж. В аэропорту обычно бывает несколько паковален с разной ценой. Естественно, самые дорогие расположены ближе всего к центральному входу. Вас обмотают примерно за 700 рублей, или 10–15 EUR. Помимо официальных упаковщиков есть еще «человеки-пауки», которые предложат такую же услугу в 2–3 раза дешевле. Немного побродите по аэропорту, многозначительно взирая на паковальни, и эти предприимчивые хитрецы найдут вас сами.

Перевес

Если у вас (о ужас!) перевес, то готовьте денежку. Ну и времени на оформление дополнительного багажа и перевеса понадобится от 20 до 40 минут точно.

Ваш багаж должен проходить по габаритам и весу, как я уже говорила, допустимым в определенной авиакомпании, а также в него желательно положить все, что нельзя брать на борт, то есть жидкости, аэрозоли, и острые предметы.

Ощупайте себя. Деньги, паспорт, прочие документы и посадочный талон необходимо буквально приклеить к себе. Ни в коем случае не оставляйте деньги в багаже (есть и такие случаи), а без паспорта вы в принципе далеко не улетите. Лучше всего хранить такие необходимые предметы в маленькой сумке или кармане, в общем, при себе.

Регистрация

Можно зарегистрироваться на рейс из дома заранее. Это дает определенные преимущества. Например, можно выбрать лучшие места в самолете.


Регистрация - это элементарно, Ватсон. При регистрации на регулярный рейс обычно не просят ничего, кроме паспорта: у сотрудников уже есть все данные, ибо Большой Брат давно следит за тобой... Один единственный раз испанцы попросили распечатку моего электронного билета, потому что в их базе мое имя написали не с той буквы. Но это скорее исключение, чем правило. На регистрации вы временно прощаетесь с вашим багажом. Багаж ставится на ленту и взвешивается. После всего этого вам выдается посадочный талон с указанием вашего гейта (выхода), вашего места в самолете и бирка для получения багажа. Ни в коем случае не теряйте посадочный. Теперь он ваш царь и бог.

Возможно, вас спросят, что вы берете в самолет. Вносимые вами на борт пожитки именуются ручной кладью. Вот чего не должно быть в ручной клади:

  • Жидкостей . Некоторые думают, что на борт в принципе нельзя пронести ничего жидкого, но это не так. До 100 миллилитров любого жидкого вещества спокойно можно провозить с собой.
  • Острых, колющих и режущих предметов . Если в вашей ручной клади оказались ножнички, штопоры и ножи, то скорее всего вас попросят расстаться с ними на досмотре. Про диабетиков узнавали. Шприцы можно. Но при наличии (цитата) «справки от врача в свободной форме».
  • Аэрозолей . Все лаки, пшикалки и брызгалки должны лететь в багажном отделении.

Ручная кладь может весить до 10 килограммов. Требования к габаритам у всех авиакомпаний примерно одинаковые. Есть даже специальные чемоданы, подходящие под размеры ручной клади. На самом деле, если вы летите регулярным рейсом, на борт можно пронести почти все. Однажды мы везли огромную корзинку, гигантские пяльца, размером с хулахуп и… соломенные снопы. Они были легкие, но объемные, за ними нас почти не было видно. Однако сотрудники «Аэрофлота» отнеслись к снопам лояльно, даже пожелали нам хорошо провести мероприятие.


Помимо специального чемодана на борт можно взять достаточно большую сумку или рюкзак. Так как в командировки мы везем на себе кучу реквизита, то все личные вещи обычно помещаются в небольшую сумочку.

Досмотр

На досмотре можно потерять достаточно много времени, так как там будут люди, спешащие не только на ваш рейс. Вы берете специальный лоток и укладываете на него все: ручную кладь, вещи, гаджеты, ноутбук (в Европе его просят доставать из сумки и называют его лэптоп, на минуточку!), все металлические предметы и обувь, если она на толстой подошве или каблуке. Здесь легко расстаться с жидкостями или аэрозолями, если их объем превышает норму. Например, вы пытаетесь протащить литр шампуня - скорее всего его изымут. Крема, гели, токсичные вещества, острые предметы - скажите им «адьос», если не переложили в чемодан. Так мы расстались с «Энтеросгелем» в аэропорту Хитроу, там было очень строго.


Вся эта история связана, опять же, с антитеррористической безопасностью, подобные правила были введены в 2007 году. На борт (еще раз) - не больше 100 миллилитров жидкости в совокупности, то есть можно взять с собой маленький крем, спрей от насморка, пробник духов и жидкость для линз, в общем, кучу жидкостей, но главное, чтобы в сумме их было не больше сотни мл. Да, и желательно забыть про шутки о наркотиках и оружии. В аэропорту шуток не понимают.

Если вы не хотите терять кучу времени и делать себе нервы, а также смущать тетенек с грустными лицами и сканерами в руках, то в принципе не стоит навешивать на себя все железные украшения, оставшиеся от бабушки-цыганки, ремни с массивными пряжками и надевать обувь на толстой подошве или каблуке: разденут и разуют как нечего делать. А это, согласитесь, не самая приятная процедура. Вот, кстати, ссылка на дико смешное видео , где товарищ не понял, что от него хотят, и просканировался вместе со своим багажом.

Паспортный контроль

Паспорт и посадочный талон держите при себе, лучше в руке. На паспортном контроле также лучше избежать глупых шуток. Фотографировать зону паспортного контроля запрещено. Поэтому, если что-то вдруг показалось вам забавным (например, ваше собственное лицо, и вы запилили себяшку), вас попросят удалить фотографии.

Официальное лицо в будке может задавать вопросы. Например, о цели путешествия. Будет листать ваш паспорт в поисках виз и штампов. Мне несколько раз делали замечания, что, дескать, я все время не смотрю на пограничника, а ковыряюсь в телефоне (лучше ни на что постороннее не отвлекаться от этого важного процесса), и про то, что паспорт подмочен (да, я однажды уронила его в Куру в , и несколько печатей расплылись). Да и просто вы можете не понравиться. Кстати, если у вас биометрический паспорт или виза, возможно, вас попросят приложить палец к инфракрасному считывателю.

Зона ожидания

При повторном прочтении собственного текста я живо заменила слово «желательно» на «обязательно». Вам строго обязательно нужно сразу же найти ваш гейт (выход). Иногда это бывает непросто. Иногда между гейтами ездят специальные поезда, как в мадридском Барахасе или лондонском Хитроу. Иногда пишут страшные цифры: сколько к выходам идти. Иногда это бывает цифра 15, то есть минут. Но выдыхайте: в российских аэропортах такого не встречалось. На вашем билете будет указан номер выхода и бординг тайм, то есть время начала посадки. Лучше не уходить от греха подальше от нужного выхода далеко, иначе можно пропустить важную информацию. Выход может поменяться, рейс может задержаться, да мало ли что еще. Контролируйте ситуацию.


Обычно в зоне ожидания что-то есть. Например, «Дьюти-фри». Что такое «Дьюти-фри» не нужно объяснять русскому туристу, который как правило начинает готовиться к отпуску, распивая спиртные напитки из этого блестящего, вкусно пахнущего и сияющего маркета. Поверье, что в «Дьюти-фри» дешевле, является лишь поверьем. Например, алкоголь и вкусняшки зачастую дороже, чем в супермаркетах, сигареты продают только блоками, косметика соответствует рыночной стоимости. Однако в чем не стоит сомневаться, так это в качестве продукции. Покупать хороший парфюм, профессиональную косметику, подарочные упаковки конфет лучше в «Дьюти-фри». Кстати, при покупке вас попросят предъявить ваш посадочный, поэтому не убирайте его далеко.


Ну и, конечно же, в зоне ожидания есть всякие кафешки. Если только вы не в берлинском Тегеле, например, который больше похож на место, где в «Икее» пакуют покупки. Недешевое удовольствие кушать там, но обычно я беру воду в автомате. В самолете сухой воздух и хочется пить. Купленное в этой зоне что-либо годно для проноса на борт.

Посадка в самолет

В зависимости от аэропорта ваш путь от гейта на борт может быть таким:

  • телескопический трап,
  • автобус,
  • пешком.

Если аэропорт маленький, то вы можете пойти пешком, обычно небольшое расстояние. Автобус иногда приходится ждать, в них жарко и тесно. Идеально, если вы идете по телескопическому трапу - это такой воздушный мост из аэропорта в самолет.


Если у вас много ручной клади, лучше вставайте в очередь на гейт пораньше, чтобы успеть занять багажные полки. Иногда рядом с вами может не быть свободных мест, поэтому придется искать пустую полку вдали от своего кресла. В умных аэропортах существует разделение по группам, чтобы не создавались очереди на гейт. В таком случае номер вашей группы также указан на посадочном талоне. Но лично я любитель ждать до последнего: вскакиваю на гейт, когда основная масса людей уже зашла в самолет.

Первый раз в самолете

И вот вы такой счастливый сидите в самолете и, возможно, трясетесь от страха, что вот-вот эта махина взмоет в воздух. Мгновенно это не произойдет. Какое-то время вы будете упаковываться. Какое-то время экипаж будет готовиться. Потом красивые стюардессы начнут показывать, как и что нужно делать в экстренной ситуации. В это время самолет начнет двигаться к взлетной полосе. Раньше я всегда любила момент взлета, когда железная птица разгоняется так, что вас вжимает в кресло, и потом отрывается от земли, а теперь я часто засыпаю еще до взлета. Главное, если страшно, примите удобную позу. Удача, если у вас есть с собой подушка под голову, потому что внешний комфорт и внутренний неотделимы.

Места

Что касается мест внутри самолета, то здесь действует простой закон: чем ближе вы к голове, тем меньше вас будет трясти в турбулентности. Турбулентность, или болтанка - это колебания самолета, вызванные вихревыми потоками ветра, нисходящим и исходящим. Это нестрашно. Обычная болтанка, возникающая при пролете через некоторые виды облаков, ничем не опасна. Самолет спроектирован так, чтобы выдерживать возникающие при этом перегрузки. В общем, когда трясет самолет - это не техническая поломка, и не пилот сошел с ума, это просто временное явление, которое нужно принять и простить. И не стоит настраивать себя на ужас: много раз летала так, что не трясло вовсе. Поскольку в начале самолета тряска ощущается меньше, бизнес-класс расположен именно там.

Что касается «у окна или не у окна», то здесь момент спорный. Если вы ни разу не летали, то вам, возможно, кажется, что увлекательная картинка в иллюминаторе творится на протяжении всего перелета. Однако это не так. Самое интересное - это взлет и посадка, когда вы видите город, превратившийся в игрушечный. А далее самолет набирает высоту и поднимается выше облаков. За окошечком будут однообразные слепящие белые облака, если летите днем, или бесконечная темь, если ночью. Если вы не являетесь большим любителем воткнуться лбом в стену и захрапеть, то окно незачем. Нет ничего плохого в том, чтобы выбрать место у прохода, - удобно ходить в туалет, не перешагивая через спящих соседей.

Отлично, если вы летите в полупустом самолете. После взлета, когда разрешено бродить по салону, загляните в хвостовую часть: там могут оказаться три свободных кресла. Я называю это «плацкарт». На них можно растянуться, накрыться пледом и поспать. Никто вам слова дурного не скажет - проверено.


Особый шик при регистрации - получить места у аварийного выхода. Просите, и дадут, если они еще свободные. В большинстве самолетов расстояние до следующего кресла очень дальнее, а столик выдвигается из подлокотника. Конечно, на вас будет большая ответственность - спасать пассажиров в случае экстренной эвакуации, поскольку вы там будете самый первый к выходу. Но зато вы можете вытянуть ноги и балдеть.

Еда

Все зависит, конечно же, от авиакомпании и особенности рейса. Если у вас есть возможность зарегистрироваться заранее, то, возможно, вам было также предложено выбрать меню. Крупные международные авикомпании предлагают специальное меню: кошерное или вегетарианское. Не пробовала заказывать меню заранее, но знаю, что так можно.

Однажды брала вегетарианский обед на борту British Airways. Салат с киноа, авокадо и тофу были гораздо вкуснее, чем обычный обед, в который входила черствая булочка с майонезом. Впрочем, в любом случае не ждите от эконом-класса кулинарных изысков. К сожалению, бизнес-классом лететь не довелось, но посвященные знают, что там вкусно, особенно если это «Аэрофлот». К счастью, у последних вкусно даже в экономе, иногда перепадала и красная рыбка.


Самая смешная самолетная еда в моей жизни была организована «дочкой» немцев Lufthansa, компанией Air Berlin. К сожалению, они перестали летать из Москвы. Я на всю жизнь запомнила прекрасный сухой паек, состоящий из очень острых чипсов и стакана сока. А самый ужасный обед был у Air Moldova: какой-то невнятный сэндвич.

Если вы летите днем или вечером, шансов поесть получше гораздо больше: ночью и ранним утром можно максимум рассчитывать на булочку. Конечно, и от времени перелета многое зависит. Обыкновенная пропорция - это чем дольше лететь, тем больше еды дадут. В любом случае, самолетная еда не претендует на что-то невероятное, поэтому, если у вас есть возможность что-то захватить в самолет, захватите. К шоколаду и печенькам обычно нет претензий.


И, конечно, стоит сказать, что на высоте нам естся и пьется совсем не так, как на земле, еда кажется вкуснее. Кстати, есть целый стереотип о том, что чаще всего в самолете пьют томатный сок. Мол, он кажется нам вкуснее, чем на земле, и лучше утоляет жажду. В самолете хочется пить постоянно, так как, повторюсь, воздух в салоне очень сухой. К тому же, сытный томатный сок имеет более насыщенный вкус, который нам нравится. Лучше всегда запастись бутылочкой воды, главное, не перед зоной досмотра, а после: купленную в зоне ожидания воду можно пронести на борт. А что касается алкоголя, почти на всех международных рейсах есть и вино, и шампанское, и пиво. Бортпроводники могут просто вам не предложить сие. Но если есть острое желание подвыпить, спросите, и вам организуют баночку неплохого пива - проверено на себе у British Airways.

Взлет и посадка

Если ваш самолет поднялся в воздух, и все прошло успешно, можете расслабиться до момента посадки. По статистике, 90 % неисправностей самолета происходят именно при взлете и посадке. Именно поэтому певица Елка страстно желает, чтобы пилот «хорошо взлетел и крайне удачно сел». При взлете и посадке просят пристегнуть ремни, привести кресло в вертикальное положение, убрать столики и открыть шторки. Все это делается для того, чтобы при экстренной ситуации было меньше препятствий для осуществления программы по спасению.


Когда со мной первый раз летел знакомый, ему очень сильно не нравились маневры самолета, когда борт поворачивает и оказывается одним крылом ниже, а другим выше. Если вы это увидели и испугались, знайте, что ничего страшного в этот момент не происходит, просто самолетик поворачивает.

Если вы летите на курорт, то скорее всего вы начнете снижаться прямо над синью вод. Опять же, паника в таком случае излишня, аэропорты курортов действительно находятся прямо на берегу. Суша появится, не переживайте!


Некоторые считают, что мягкость посадки зависит от авиакомпании или типа самолета. Ничегошеньки подобного, всем рулит пилот, вернее пилоты, так как обычно управление делится между ними поровну. Лучше всего меня посадила в черногорский недолюбленная, разоренная и всячески печально известная авиакомпания «Когалымавиа», когда у них был контракт с оператором TUI.

Важная деталька: рассчитывайте время правильно. Как только самолет приземлится, какое-то время он будет ехать по взлетной, кружить по аэропорту, пока не остановится. Еще какое-то время пройдет, прежде чем вас выпустят из самолета. Еще примерно полчаса (или больше) займет паспортный контроль на международном рейсе и получение багажа на любом. Поэтому не стоит заказывать такси ко времени прилета.


Не стоит тут же вскакивать и бежать из самолета. Даже можно не вставать. Какое-то время вы будете ждать, когда откроются «двери в новую страну».

В аэропорту страны прибытия

Далее вас ждет почти все то же самое, что и при вылете: трап или автобус, паспортный контроль и получение багажа. Вставайте в очередь, где написано All Passports, и вам поставят печать (наконец-то!) с названием аэропорта. Далее идем по стрелочкам к багажу, который уже наверняка соскучился по вам так же, как и вы по нему. Над багажной лентой обычно пишут номер рейса и откуда прилетел самолет, так что ошибиться сложно. К тому же, очень редко бывает, что два и больше самолета прилетают минута в минуту, поэтому наверняка вам туда, где стоит больше всего людей. Если аэропорт уж очень большой, то есть и табло, на котором указано, где искать багаж.


Если лента прокрутилась уже стопятьсот раз, а ваш чемодан так и не появился, да еще и все пассажиры ушли, то здесь что-то не так. Тогда вы идете к представителям своей авиакомпании с корешком посадочного (именно на нем бирка с номером вашего багажа) и скорее всего все решается благополучно. Ну и далее вы, заштампованные, обагаженные и счастливые можете направляться к выходу (по стрелочкам) и начинать покорять новые земли!

Надеюсь, вы смогли узнать об авиаперелетах что-то новое и теперь с наслаждением предвкушаете тот момент, когда бортпроводник объявит, что ваш самолет готов к взлету.

Частный самолёт на территории нашей страны всё ещё остаётся большой роскошью даже для бизнесменов, однако первые тенденции уже хорошо просматриваются, и не исключено, что в ближайших 5 лет, количество людей владеющих частными самолётами возрастёт. Однако, как известно, самолёт это не автомобиль, о котором кажется уже всё известно, и выбирать ту либо иную модель воздушного судна весьма трудно, особенно учитывая довольно ограниченный бюджет. Тем не менее, существует 5 основных вещей, на которые следует обратить своё внимание при приобретении самолёта.

  1. Бюджет . При покупке самолёта важно учитывать не только те средства которые пойдут на погашение стоимости воздушного судна, но и те, которые придётся потратить при регулярном обслуживании самолёта. Большинство переплат, а это около 100-120% приходится на обслуживание самолётов, особенно учитывая тот факт, что частный бизнес здесь не совсем хорошо развит, и потому запчасти, комплектующие и расходные материалы, будут обходиться гораздо дороже, чем может показаться на первый взгляд. Если же стоит выбор о том, будет ли лучше, переплатить за стоимость самолёта несколько тысяч и сэкономить впоследствии на его обслуживании, то знайте, это будет очевидно правильный шаг.

  1. Безопасность . Покупая свой собственный самолёт, обратите внимание на его характеристики. Конечно, куда более эффективным выбором будет покупка мощного и быстрого легкомоторного самолёта, но в тоже время помните и о том, что летать за его штурвалом придётся именно вам, и именно от ваших навыков будет зависеть ваша безопасность. Если ранее с быстрыми моделями вам не приходилось сталкиваться, то лучше отказаться от покупки подобных.

  1. Цель . В действительности, перед тем как тратить большое количество денег на покупку частного самолёта, задайте себе вопрос, действительно ли вам нужно это транспортное средство. Зачастую куда проще пользоваться услугами частных компаний, что и гораздо безопаснее и дешевле. Если же вы уверены в своём выборе, то уточните конкретную цель, для чего вам необходимо воздушное судно – если речь идёт о прогулках по воздуху со своей семьёй, то нет смысла тратиться на форсированные модели с кучей дополнительных возможностей.

  1. Хранение . Обязательно позаботьтесь о том, где вы будете хранить свой частный самолёт. Многие не задумываясь, ответят, что даже без крыши, с ним ничего не случится, однако помните, что воздушное судно это чрезвычайно сложный агрегат, весьма привередливый к погодным условиям. На первое время можно арендовать ангар в аэропорту, однако расходы в этом случае будут весьма большими, что явно вас не удовлетворит.

  1. Обслуживание . Обязательно уточните перед покупкой самолёта о возможностях его обслуживания в вашем регионе. Если же ничего подобного в радиусе нескольких сотен километров от вас нет, то лучше присмотреть себе иной летательный аппарат или же вовсе отказаться от него, так как перелёт в несколько тысяч километров для обслуживания вашего самолёта, вряд ли дёшево вам обойдётся.

Руководствуясь этими 5 простыми принципами, вы сможете разобраться в том, действительно ли вам нужен частный самолёт, а кроме того, будете знать, на что следует обратить внимание при его покупке.

Выбор моей профессии был предопределён с детства: отец был лётчиком. В то время многие сверстники мечтали об авиации, а я - всем на зависть - всегда мог сходить с папой на аэродром или попасть внутрь самолёта.

Сразу после школы я поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации. На тот момент это был единственный вуз в стране, который готовил бортинженеров для ТУ-154. После учёбы я пять лет работал по профессии: сначала бортинженером в подразделении «Аэрофлота» в Караганде, затем принял предложение поработать представителем одной из казахстанских авиакомпаний в Германии. Но в 2000 году моя лётная карьера закончилась. Началась земная: сначала в отделе пассажирских перевозок в «Ист Лайн», а через два года ушёл в бизнес-авиацию, там дорос до управляющего VIP-перевозками в авиакомпании «Авиаэнерго». И в мае 2005 года открыл свой бизнес вместе с коллегой Дмитрием Ахмедовым.

Как устроен рынок

На рынке есть авиационные брокеры, которые занимаются управлением частными воздушными судами. Наша компания - в их числе. Некоторые владельцы бизнес-джетов отдают нам свои самолёты в управление: хозяин совершает полёты два-три раза в месяц, в остальное время воздушное судно сдаётся в аренду. По запросу клиента мы можем также организовать перелёт на бизнес-джетах авиакомпаний или своих коллег по рынку, управляющих самолётами.

Бизнес-джеты, как правило, базируются в московских аэропортах. Большинство из них - во Внуково, далее по количеству - Шереметьево, Домодедово и Остафьево. Но есть случаи, когда самолёты припаркованы в европейских аэропортах - в Риге или Хельсинки. Это связано с тем, что стоимость базирования за границей дешевле. И если владелец самолёта летает на нём не очень часто, то дешевле подлететь из Европы, нежели платить за базирование и обслуживание в наших аэропортах.

Сейчас на рынке бизнес-авиации около ста компаний. Крупных игроков порядка пятнадцати. Остальные - мелкие фирмы, сопровождающие пару-тройку клиентов. По нашей статистике, 70 % клиентов на рынке - это корпорации.
Так как их сотрудники в основном летают в командировки, все продвигают свои услуги обычными маркетинговыми инструментами - реклама в интернете и активные продажи.

Стоимость полёта зависит от поставщика, маршрута, заказчика и других факторов. Средний чек
- 30–40 тысяч евро

Мы выступаем как брокеры и берём только комиссию; перелёт и топливные сборы оплачиваются отдельно. Прибыль в нашем бизнесе не очень высокая: маржинальность порядка 4–5 %. Так, с каждого полёта получается около 1 000–
1 500 евро. Стоимость полёта зависит от поставщика, маршрута, заказчика и других факторов. Средний чек - 30–40 тысяч евро. Из полной стоимости перелёта около 30–35 % авиакомпания потратит авиакеросин, 17–20 % - на сборы в аэропортах, 1–2 % - на аэронавигационное обслуживание в районе аэропортов и по маршруту полёта, 15–17 % - на бортовое питание, 10–12 % - на зарплату экипажу. Остальное приходится на эксплуатационные расходы лайнера, аренду офиса и другие сопутствующие траты.

Самое запрашиваемое на сегодня направление - Москва - Лондон. Далее идут европейские города, такие как Женева и Ницца. По России популярность набирает Сочи: возможно, это было связано с Олимпиадой.

Как заказать самолёт

Мы работаем только с российскими клиентами. Были пару заказов от иностранцев, но это единичные случаи. Когда поступает звонок от клиента, то мы сразу уточняем маршрут, дату, время, количество пассажиров и багажа. Выясняем и предпочтения по питанию. Скажем, если человек предпочитает еду определённого ресторана, то наш курьер может доставить её к вылету. Правда, обычно этим занимается кейтеринговая компания. Дополнительно с клиентом обговаривается цвет салона.

После менеджер начинает искать подходящий самолёт. Мы не сотрудничаем с какими-то определёнными авиакомпаниями, а работаем со всеми. Главное - чтобы у них было нужное судно. Наш сотрудник может позвонить, сделать запрос по электронной почте или в специальной программе. Вся информация записывается и анализируется. В расчёт берём лучшую цену, год выпуска самолёта, надёжность авиакомпании-партнёра. В итоге мы предлагаем клиенту на выбор 5–10 вариантов. Обычно люди, которые нам звонят, не знают, какую модель хотят. И наша работа в том, чтобы ему это объяснить.

Чаще всего просят Challenger, он у многих на слуху. Но не всегда такой выбор оправдан. Есть клиенты, которые знают марку и хотят именно её. Всё зависит от статуса и финансов. Если уровень министра, его заместителя, то они изначально не полетят на недорогом самолёте, это будет от Challenger и выше. Global 6000 - самый популярный самолёт среди элитных. Бизнес-джеты на базе Вoeing или Airbus заказывают редко. Отличаются они не только роскошью салона, но и просторностью: если обычно в таком самолёте помещаются 160–170 человек, то для частных полётов его переоборудуют под 19 мест. Чаще всего на таких самолётах летают их собственники, авиакомпании подобные не закупают.
В аренду их сдают неохотно, владелец не отдаст его незнакомому человеку. Поэтому здесь приходится подключать связи. Один из самых популярных и доступных бизнес-джетов - это Cessna. Часто клиенты летают и на самолётах марки Hawker, но он уже чуть дороже. Мы летаем и на вертолётах. Но их популярность не такая большая, они занимают меньше 5 % от общего числа наших полётов.

Минимальное время, за которое мы можем организовать рейс, - четыре часа после того, как заказчик сказал: «Да, я согласен лететь». Самый ответственный момент наступает, когда рейс подтверждён, счета выставлены и оплачены.
С этого момента начинается работа по подготовке и выполнению рейса, большая часть которой приходится на авиакомпанию. Они подают заявку на рейс в аэропорт вылета и прилёта, получают разрешение на пролёт над тем или иным государством. Наша роль состоит в том, чтобы общаться с клиентом и быстро получать от него всю необходимую информацию.

Весь персонал, который находится на борту, - это работники авиакомпании. Раньше было принято отправлять в рейс флайт-менеджера, который следил за комфортом клиентов. В то время были популярны бизнес-джеты, переделанные из советских самолётов, там было много места. К тому же авиакомпании были немного диковаты, нужно было за ними поглядывать. Сейчас на маленьких бизнес-джетах лишний человек - это некомфортно. И уровень авиакомпаний тоже стал значительно выше.

Кто летает на бизнес-джетах

Клиенты постоянно меняются. Сейчас у нас нет ни одного из тех клиентов, которые были вначале. Причины у всех разные, но в основном бизнесмены покупают самолёт и летают самостоятельно. Либо решают, что им нет смысла тратить средства на брокеров, и берут сотрудника в штат, который будет организовывать полёты.

Недавно у нас был клиент, который заявился на рейс в шубе на голое тело, а во время перелёта сломал стол в самолёте

У нас бывали разные случаи. На заре бизнес-авиации могли позвонить ночью пьяные мужики из бани с заявкой: «А давайте завтра мы в Усть-Каменогорск полетим». Но это обычно ничем не заканчивается. Сейчас по ночам работаем тогда, когда в это время летит рейс. Нужно быть на связи, чтобы всё проконтролировать.

Недавно у нас был клиент, который заявился на рейс в шубе на голое тело, а во время перелёта сломал стол в самолёте. Пришлось из собственного кармана компенсировать порчу и платить авиакомпании тысячу долларов. Был клиент, который мог заказать за 10–12 тысяч долларов перелёт Москва - Санкт-Петербург и при этом убеждать нас, чтобы мы ни в коем случае не заказывали бортовое питание. А на рейс прийти с клетчатой авоськой, в которой сок и ещё какой-то провиант. Пару раз мы собак на вязку возили по России.

Менеджер всегда заранее предупреждает об объёмах багажника. Но мы часто слышим: «Нас двое, а салон на десятерых, давайте занесём оставшиеся чемоданы в него». Это противоречит авиационным правилам, нарушать которые капитан не позволит. Потому как если возникает аварийная посадка, экипаж должен всех эвакуировать за 90 секунд, а если салон будет завален коробками и чемоданами, то они при аварийной посадке могут кого-то придавить или просто мешаться.

У клиента, конечно, не отменишь «а вдруг влезет». «А вдруг» у нас было недавно. Клиент вылетал из Италии. О размерах багажника был предупреждён. Но на рейс заявился с коробками продуктов и был очень удивлён, почему его не пускают с ними в салон. Пришлось что-то из содержимого его чемоданов оставить. Это довольно частый случай: выбрать самолёт с маленьким багажным отделением, сказать, что полетят четыре-пять человек, а на вылет привезти с собой полдома скарба.

Как влияет кризис

В среднем у нас бывает около десяти клиентов в месяц. Всплеск активности наблюдается перед Новым годом, на ноябрьские или майские праздники. Года два назад было больше корпоративных массовых полётов. Сейчас их всё меньше, у нас соотношение в продажах 50 на 50: деловые перелёты и частные полёты на отдых.

Недавно в отчёте европейского агентства была информация, что за последнее время продажи в бизнес-авиации упали на 19 %. Хотя у нас перед Новым годом количество заказов резко увеличилось, несмотря на кризисный период. Либо люди хотели закрыть рублёвые бюджеты, либо мы общались с теми, на кого кризис существенно не повлиял. Конечно, сокращение мы ещё заметим: спад от 15 до 50 % может быть запросто.

Частный самолет или вертолет - уже не экзотика. Вложив деньги в недвижимость и экзотические машины, состоятельные люди обратили свои взоры на летательную технику. Одни покупают ее ради престижа, другие - из спортивного интереса. Сколько стоят "авиаигрушки" и во что обходится их содержание?

Почему люди летают

У меня сейчас восемь самолетов L-29, один L-39 (это реактивные) и один десятиместный L-410, - говорит Павел Ш., президент одного из банков. - Я получаю огромное удовольствие и от полетов, и от ремонта своей техники. На реактивных самолетах летаю на пилотаж по программе мастера спорта, и если мне нужно будет попасть в другой город, то, конечно, полечу на своем самолете. Не думаю, что кто-то покупает самолет, чтобы сделать жизнь удобней. Ведь для перелета из точки А в точку Б можно воспользоваться чартером, который организует авиакомпания. Дешевле и никаких хлопот. Личный самолет - это скорее дорогая игрушка для людей, увлеченных авиацией.

Как утверждает Владимир Д., бизнесмен и совладелец одного из аэроклубов, летная техника - не автомобиль и держать ее на даче для воскресных вылетов (хотя есть любители, которые так и делают, нарушая все законы) глупо и бессмысленно. Содержание летающего самолета в среднем обходится в $1000-1500 в месяц. Самолеты и вертолеты требуют постоянного технического обслуживания, необходимы условия для взлета и диспетчерская служба, а это возможно только на аэродроме. Поэтому большинство авиаторов арендуют стоянку в аэроклубах и обычно сами являются членами клуба. Владелец платит за стоянку и обслуживание, а клуб платит владельцу за использование самолета, сам собственник летает бесплатно. Час полета на самолете обходится от $100 до $500 в зависимости от модели. Но при этом персональный самолет все равно остается дорогой игрушкой. И все эксперты единодушно утверждают: приобретение никогда не окупится.

Что, где, почем

Купить новенький самолет или вертолет сегодня не сложно. Достаточно в интернете изучить сайты компаний, торгующих летной техникой, есть все на любой вкус и кошелек. В России работают авторизованные дилеры, продающие технику известных иностранных компаний Evrocopter, Bell, McDonnel-Douglas.

Самые распространенные самолеты отечественного производства - четырехместный Як-18Т, двухместный Як-52, десятиместные Як-40 и L-410. Подавляющее большинство - ранее списанные машины, которые продаются по остаточной стоимости авиапредприятиями либо частными лицами, которые, в свою очередь, прикупили где-то списанную технику. Наша промышленность уже 50 лет как серийно не производит самолеты для малой авиации, выпускают лишь отдельные партии, как правило, на заказ.

Конечно, можно купить и новый Як-18Т на заводе за $80 000, но никто этого не делает, - говорит Павел. - Зачем, если есть бэушные самолеты за $25 000.

Как считает Андрей Пальчевский, создатель аэроклуба "Капитан Нестеров", покупать отечественную технику, тем более списанную, не только бессмысленно, но и опасно.

Мы безнадежно отстали в производстве легких самолетов и вертолетов, и можно сказать, что наша техника, которая вылетала уже все положенные ресурсы, существует вне рынка, - говорит Андрей. - Люди покупают отечественные машины просто от безысходности: иностранный самолет дорогой, а наш, списанный, со старым двигателем можно купить дешево. Но летать на таких машинах небезопасно.

Летательные аппараты нового поколения изготавливают сегодня не из алюминия, как прежде, а из пластика. Кроме того, современные самолеты и вертолеты оснащены по последнему слову техники. Например, имеются навигационная и противообледенительная системы, на некоторых машинах есть автопилот и кислородные маски. Современные легкие самолеты могут иметь на борту спасательную парашютную систему - в случае неполадок самолет приземляется на парашюте.

Самые известные и покупаемые у нас самолеты иностранного производства - американские Cirrus ($500 000) и Cessna (от $100 000). Недорогие самолеты чешского производства, например двухместные Evrofoks, Koala, Lambada, стоят от $40 000, но это легкие аппараты, которые не могут взять на борт лишнего топлива или пассажира, они годятся для обучения. Кроме того, летать на них при сильных порывах ветра довольно опасно.

Турбовинтовые самолеты - более высокого класса. В отличие от поршневых, экономичные, скоростные и надежные, они могут летать на высоких эшелонах, т.е. на 5000 м и более. Скорость у них гораздо выше, кабина герметичная, и стоят они уже по-другому, например, самолеты швейцарского производства Pilatus или марки Socata франко-германского производства обходятся в $1,5-2 миллиона.

Вертолеты значительно дороже самолетов - Evrocopter стоит $1,5-2 миллиона, распространенные учебные машины Robinson R22 (двухместный) - $250 000 и четырехместный R44 - $450 000.

Можно значительно сэкономить, если приобрести сборные модели самолетов - так называемые киты (от английского kit - набор "сделай сам"). Серьезно заболевшие небом так и делают. Конструктор обойдется в три раза дешевле готового самолета. Но его сборка - серьезная работа, и за один день самолет не построишь. Пилоты-любители тратят на это несколько месяцев, а то и год.

Как учатся управлять самолетом и сколько это стоит

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ПИЛОТИРОВАТЬ НЕБОЛЬШОЙ СПОРТИВНЫЙ САМОЛЕТ

Прежде всего перед вылетом на земле дают элементарные знания, что это вообще за птица - самолет, - рассказывает Максим Макарцев, директор аэроклуба "Максим". - Ученик знакомится с техникой безопасности и документами, регламентирующими летную работу. Остальная теория вместе с практикой - в процессе полета. Для того чтобы получить удостоверение пилота-любителя, нужна летная подготовка в объеме 42 часов, из них от 9 до 13 часов самостоятельных полетов. Сюда входят также знание теории, необходимые навыки пилотирования в районе аэродрома, полет по маршруту, дальность которого не менее 200 километров, с посадкой на двух незнакомых аэродромах, полеты по приборам.

Основное время ученик с инструктором летает круги над аэродромом, отрабатывая взлет и посадку (это самое сложное на первом этапе), потом делает несколько полетов в пилотажные зоны. При этом во время полета ученик осваивает радиообмен, овладевает искусством ведения визуальной ориентировки (чтобы найти свой аэродром), отрабатывает действия при особых случаях (например, отказ двигателя).

Когда все это будет хорошо отработано, инструктор может отправить ученика в первый самостоятельный полет. Но прежде нужно пройти медкомиссию в одном из летных медицинских учреждений. После самостоятельного вылета (даже если ученик слетал только один круг) можно считать себя состоявшимся летчиком.

Правда, этого мало, - продолжает Максим Макарцев. - Надо еще научиться летать по маршрутам, для чего изучают штурманскую подготовку, метеорологию, радионавигацию.

Самолет, в отличие от автомобиля, нельзя остановить у обочины, чтобы свериться с картой. Поэтому в любой момент полета пилот должен знать место и курс своего самолета, точное время прохождения следующего пункта маршрута, данные радиосвязи на всем протяжении маршрута, не говоря уже о местонахождении аэродрома назначения и запасных аэродромов. Мало того, и аэродром назначения тоже должен быть в курсе, каким маршрутом вы летите. Для этого в накануне поданной заявке о полете указываются маршрут и запасные аэродромы.

Если инструктор считает, что новоиспеченный летчик успешно справился со всеми заданиями, то документы на него передают в Федерацию любителей авиации, и квалификационная комиссия выдает удостоверение пилота-любителя по определенному типу самолета.

Обучение проходит в основном на наших самолетах - Як-18Т и Як-52, их в клубах больше всего. Но чем больше появляется иностранной техники, тем больше у нее поклонников.

Главное преимущество иностранных самолетов - их надежность, - рассказывает Павел Левченко, директор летной школы "Капитан Нестеров". - Двухместный ультралегкий самолет P96 Golf (Италия) оснащен спасательной парашютной системой, имеющей минимальную высоту открытия 33 метра. В случае необходимости весь самолет с экипажем опускается на землю под куполом парашюта. Это самая удобная машина, с которой обычно начинают обучение. Но можно начать и на двухместном учебно-тренировочном самолете DA20-100 Katana (Австрия), он также предназначен для первоначального обучения. Пилоты-любители со стажем с удовольствием освоят четырехместный Cirrus SR22 (США). Это самолет, оборудованный по последнему слову техники. Он имеет автопилот, противообледенительную систему, систему предупреждения столкновения и многое другое. Кроме того, он также оборудован парашютной системой спасения.

Курс обучения на иностранном самолете также составляет 42 часа, из которых 9 часов - самостоятельные полеты.

Прежде чем принять решение, курсант совершает бесплатный 30-минутный ознакомительный полет, после чего решает, будет ли он учиться, - говорит Павел Левченко.- Если решение принято, то он становится членом клуба и может начинать обучение. В школе есть специальные тренажерные классы, где можно потренироваться в управлении на компьютере.

СКОЛЬКО СТОИТ НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ САМОЛЕТОМ

В зависимости от типа самолета час полета стоит от $150 до $400. Поначалу ученики летают по 30 минут, для начинающих этого достаточно. Во многих аэроклубах ученики платят членские взносы. Летать и учиться могут только члены клуба. В некоторых аэроклубах, где также предусмотрено членство, не все так строго - летать могут все, кто пришел, но члены клуба имеют скидки на полеты - 15-20 процентов. В среднем полный курс обучения (из расчета $180 за час) обойдется в $7560. Это при том, что ученик старательный и способный и ему не понадобятся дополнительные часы на обучение.

Научиться летать может любой человек, достигший 15 лет

Если нет денег на частный самолет, а летать все равно охота, можно пройти курс первоначальной подготовки в аэроклубе или школе, которых в последнее время появилось великое множество. Что они собой представляют и кто в них может учиться?

Большинство аэроклубов по подготовке пилотов-любителей находятся в Подмосковье. Только на территории аэродрома Мячково, недалеко от Люберец, работает около 30 клубов. Есть аэроклубы на аэродромах в Серпухове (Дракино), Подольске (Дубровицы), Волоколамске (Алферово), в Егорьевске, в Ступине, где в основном базируются парашютисты, в Кимрах (Борки, Тверская область). Новый аэродром открылся в Яхроме, где обучают летать на легких самолетах класса "ультра лайт". Работают клубы и по всей России - в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, во Владимирской области. А вертолетные площадки появляются как грибы после дождя. Точное число клубов по России назвать сложно, специального учета никто не ведет.

История создания у каждого клуба своя. Кое-что осталось от советских времен, это те, что принадлежали ДОСААФ. Но они переживают не лучшие времена, финансирования нет, поэтому развиваться не на что. Подавляющее большинство клубов - частные, причем полностью созданные заново, покупать досаафовские хлопотно и невыгодно. У каждого клуба есть свои самолеты, которые либо принадлежат акционерам клуба, либо частным владельцам, арендовавшим стоянку.

Каких только самолетов не увидишь в аэроклубах! И современные реактивные L-39, и ископаемые Ан-28, хватает и иностранной техники - от старенькой Moravia до свеженьких Cirrus. Новичков же в основном обучают на проверенных временем самолетах Як-18Т, Як-52, американских "цесснах" и итальянских "гольфах", которых, правда, совсем немного.

Аэроклубы сами подбирают летчиков и техников, следят за техническим состоянием машин, обеспечивают бензином. Чтобы летчик имел право обучать новичка, у него в удостоверении пилота должна стоять об этом служебная отметка. По нынешним правилам летчик обязан иметь аж два удостоверения: первое - выданное Государственной службой гражданской авиации (ГСГА) и удостоверение Федерации любителей авиации (ФЛА). Документы по содержанию ничем не отличаются, разве что обложка у них разного цвета. Кроме того, пилоты-инструкторы проходят медкомиссию и летную проверку на подтверждение права на обучение.

Аэропорт предоставляет клубам необходимые услуги (стоянку, взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки, обслуживание), понятное дело, не бесплатно.

Желающих научиться управлять самолетом сегодня предостаточно. Самостоятельные полеты может выполнять человек, достигший 15 лет, верхнего возрастного предела не существует. Учатся летать и мужчины, и женщины, причем в отличие от автомобильного мира в авиации к женщине за штурвалом относятся очень трепетно. Как говорят сами пилоты-инструкторы, приходят и богатые бизнесмены, и люди среднего достатка, и совсем бессребреники, заболевшие небом. Всех объединяет одно - желание летать как птица.

Складывается впечатление, что скоро в любой город километров за 300-600 на самолетах будут летать, как сейчас на машинах ездят, причем быстрее и без пробок. Но от реальности это пока далеко. Во-первых, слетать на маленьком самолете за 300-400 километров совсем недешево. Например, полет из Москвы в Санкт-Петербург на четырехместном самолете ЯК-18Т обойдется приблизительно в $1000 (сюда входят стоимость летных часов, бензин и аэропортные сборы). Во-вторых, накануне (минимум за день) полета необходимо подать заявку и получить разрешение на полет. А в-третьих, в отличие от автомобиля научиться пилотировать самолет все-таки сложнее, и это понимают все, даже самые амбициозные ученики.

Что должен страховать владелец частного самолета

Полеты - дело рискованное. А где риски, там и страхование - и добровольное, и обязательное. О том, какие полисы необходимо купить владельцу частного самолета, рассказывает ДМИТРИЙ ЗОТОВ, главный специалист департамента страхования авиационных рисков Страхового дома ВСК.

После того, как самолет будет зарегистрирован, его можно принять на страхование воздушного КАСКО. То есть судно будет защищено от ущерба. Цена полиса зависит от вида воздушного судна и ряда других условий, но в целом если на самолете не проводятся учебные полеты, то тариф составит от 1,5 до 2,5% стоимости машины. Например, для современного самолета Cirrus, который стоит от $500 тыс. до 1 млн, за полис КАСКО нужно заплатить $10 000-20 000 в год. Полис для российского Як-18Т или более современного СМ-2000 обойдется в $2000-2500.

Как и в любом виде страхования, есть ситуации, когда страховое возмещение не выплачивается. Ущерб воздушному судну не будет возмещен, если пилот нарушил руководство полетной эксплуатации (например, перегрузил самолет) или условия технической эксплуатации (заправил не то топливо, не выполнил регламентные работы на самолете), совершил вылет без разрешения или лицензии, либо самолет использовался в учебных целях, а договор этого не предусматривал.

Помимо добровольной страховой защиты самолета от ущерба, должны быть обязательно застрахованы жизнь пилота и ответственность владельца судна перед пассажирами и третьими лицами. Для страховой суммы 100 000 рублей полис страхования жизни пилота стоит 750-1500 рублей. Ответственность перед третьими лицами не должна быть меньше 200 рублей на 1 кг взлетного веса. Например, весит машина на взлете 2 тонны, лимит ответственности 400 000 рублей. Такая страховка будет стоить 1200-1400 рублей в год, а ответственность перед пассажирами - 650 рублей в год за каждое пассажирское место.

БЛИЦОПРОС

ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ САМОЛЕТОМ? ЧТО ВАМ ЭТО ДАЕТ?

АНТОН СЫЧЕВ, кредитный инспектор Сбербанка:

Это воплощение каких-то детских устремлений. Меня всегда привлекала большая авиация, и, как только появилась возможность, я сразу начал учиться. Что касается ощущений, то на первом месте для меня стоят не эмоции, а возможность заниматься чем-то интересным в свободное время. Хотя на следующей неделе у меня будет первый самостоятельный вылет по кругу, и я волнуюсь.

ВАДИМ АНДРОНОВ, депутат Московской областной думы:

Я считаю, что человек в жизни должен попробовать все. Чем больше у тебя занятий, тем более полноценна твоя жизнь. Полеты интересны и как спорт, и как путешествие, и как новое мироощущение. Нет ничего лучше неба.

АНДРЕЙ БИЛЬЖО, художник:

Я хотел бы научиться летать, хотя автомобиль не вожу и очень боюсь высоты. Но один раз я держался за штурвал, и ощущение это было очень приятное. Испытывал смешанные чувства: страх, желание совладать с этим страхом, силу и мощь самолета, чувствовал плечо второго штурмана, и вообще ощущение неба. Все, что описывали романтики, - правда!

ОЛЬГА МАХОВСКАЯ, старший научный сотрудник Института психологии РАН: "Почему люди не летают, как птицы, а хотели бы..."

Психоаналитическое объяснение желания летать состоит в стремлении человека вернуться в однородную среду внутриутробного существования, где ничего не жмет, не давит, полная защищенность и великолепная амортизация. То есть люди думают, что хотят летать, а на самом деле хотят плавать, как космонавты в космосе или эмбрионы в животике у мамы. Но поскольку Фрейд открыл нам страшную тайну уже после того, как появились первые летательные аппараты, отступать было поздно. Уже ученику Фрейда Юнгу пришлось объяснять фантастические сны с летающими аппаратами и невероятными эквилибрами активностью коллективного бессознательного, желанием группы вооружиться против неизвестного врага из космоса. Кстати, исследования показали, что пресловутые полеты во сне чаще бывают у мальчиков, чем у девочек.

Специальных правил регистрации для любительской авиации нет

Недавно Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) приняла новые Федеральные авиационные правила. По ним все самолеты и вертолеты должны быть зарегистрированы и сертифицированы в ГСГА с соблюдением единых требований для всех летательных аппаратов вне зависимости от массы и модели и, главное, цели их использования. То есть собственники, пусть даже мотодельтапланов, обязаны регистрировать летательный аппарат так же, как и профессиональные авиакомпании свои самолеты. А все потому, что специальных правил для любительской авиации нет.

По Воздушному кодексу малая авиация, к которой также относится летная техника "частников", - это часть гражданской авиации. Все воздушные суда должны быть зарегистрированы в госреестре, а владелец - получить свидетельство "эксплуатанта воздушного судна". Кроме того, техника должна быть сертифицирована для полетов. Собственнику самолета или вертолета сделать это практически невозможно. Авиаторы выходили из положения, летая под эгидой Федерации любителей авиации (ФЛА), которая регистрировала летательные аппараты в собственном реестре и брала на себя функции органа, регулирующего полеты. На сегодняшний день приказом ГСГА эти правила объявлены как временный порядок, разрешающий полеты любителям, который будет действовать до 1 января 2005 года. За это время чиновники намерены утвердить порядок регистрации для малой авиации.

Регистрационные строгости властей любители авиации понимают и разделяют: с увеличением количества частной летательной техники растет вероятность ее коммерческого использования. А здесь уже послабления в оформлении самолетов и вертолетов чреваты угрозой для жизни людей. Но, как считают эксперты, если авиатор не собирается работать в качестве воздушного такси, а летает для себя, регистрационные правила должны быть отдельные и не столь жесткие. Скорее всего деятельность ФЛА будет продлена на год, пока не появятся новые правила для любителей авиации. Несмотря на нелегальность своего положения, частный авиапарк продолжает увеличиваться.

Стоимость полетов из подмосковного аэродрома на самолете типа Як-18Т (из расчета $150 за час)

Примечание. В стоимость не включен аэропортовый сбор, который может составлять от 300 до 1500 рублей.

С какой скоростью, и на какой высоте проходят прогулочные полеты?

Обычно прогулочные полеты проходят на высотах от 200 до 600 метров. Но можно понять самолет на высоту до 3000 м. Выбор высоты и скорости зависит от цели полета и желания пассажиров. Во время экскурсионных полетов мы выбираем оптимальную высоту, чтобы пассажиры могли рассмотреть ландшафт, почувствовать особенности полета на небольшом самолете. Кроме того, предельная высота полета может зависеть от требований диспетчерских служб, в чей зоне ответственности проходит полет.
Скорость крейсерского полета, на которой проходит большинство прогулочных полетов: 180-220 км/час. Максимальная скорость, которую могут развить наши самолеты - 300 км/час.

Насколько безопасны прогулочные полеты?

Прогулочные полеты на современных самолетах, прошедших тщательный технический контроль и имеющих Сертификат летной годности, который подтверждает установленный уровень безопасности в Гражданской авиации РФ, по праву считаются намного безопаснее, чем путешествие на автомобиле.
На борту самолета имеется необходимое аварийно-спасательное оборудование, соответствующее требованиям Гражданской авиации. Даже в случае возникновения аварийной ситуации, пассажиру будет обеспечен максимальный уровень безопасности.

Какой полет выбрать в первый раз?

Если Вы летите на самолете впервые, лучше выбрать спокойный прогулочный полет по маршруту.
Для тех же, кто чувствует в себе силы и смелость, чтобы испытать необычные новые ощущения, мы предлагаем полет в зону с выполнением фигур простого пилотажа. При этом Вы сможете почувствовать положительные и отрицательные перегрузки, узнаете, какие элементы отрабатывают будущие летчики на занятиях по пилотированию.

Что нужно взять с собой в полет?

Для путешествия на самолете не требуется ни специальной формы, ни снаряжения.
Оптимально подойдет удобная одежда и обувь, не стесняющая движений.
Для того, чтобы запечатлеть самые интересные моменты Вашего воздушного путешествия, обязательно возьмите в полет фотоаппарат и видеокамеру.

Где хранить и обслуживать собственный самолет?

Хранить самолет можно на любом аэродроме или посадочной площадке с оборудованным местом стоянки. Обычно такие места регистрируются в установленном порядке, и должны иметь паспорт аэродрома или паспорт посадочной площадки. Персонал для обслуживания самолета должен иметь соответствующее свидетельство и допуск к обслуживанию самолета.

На каком топливе летают самолеты?

Самолеты Як-18Т и Корвет имеют поршневые бензиновые двигатели и летают на авиационном или автомобильном бензине с октановым числом не ниже 92. Кроме того, существуют самолеты с поршневыми дизельными двигателями, с турбовинтовыми и реактивными двигателями. Они работают на авиационном керосине.

Можно ли в первом полете управлять самолетом самостоятельно?

Да, в первом же полете по Вашему желанию после не большого теоретического брифинга Вы сможете управлять самолетом в режиме горизонтального полета под контролем пилота-инструктора.

Чем отличаются отечественные самолеты от импортных?

Отечественные самолеты по отношению к импортным обладают рядом преимуществ, как экономических, так и эксплуатационных. Например:

  • отечественное топливо дешевле зарубежного;
  • для российских самолетов легче достать взаимозаменяемые запчастей и оборудование;
  • с ремонтом и обслуживанием зарубежной техники возникает много проблем из-за отсутствия деталей и материалов, а также специалистов по ремонту и т.д.

На какой минимальной высоте от земли может лететь самолет?

Минимальная высота полета в пилотажных зонах для отработки техники пилотирования по инструкции посадочной площадки БЕЛООМУТ может быть не менее 50 метров. Большинство же полетов проходят не ниже расчетной безопасной высоты, которая зависит от рельефа, искусственных препятствий на местности и других факторов.

Можно ли фотографировать во время полета?

Во время полета разрешается фото- и видеосъемка. Обязательно возьмите с собой фотоаппарат или видеокамеру, а лучше то и другое. Пилот укажет Вам самые красивые места для съемки.

Есть ли какие-то ограничения по состоянию здоровья для совершения полетов?

Для полетов в качестве пассажира ограничений нет, а для учебных полетов и получения удостоверения пилота существуют ограничения и требования к состоянию здоровья, описанные в Федеральных авиационных правилах (ФАП) МОГА-2002. С ними Вы можете ознакомиться в нашей библиотеке.

Когда можно летать на самолете без сопровождения инструктора?

По программе практической подготовки уже через 15 летных часов Вы сможете выполнить первый самостоятельный вылет при наличии у Вас действующей медицинской справки (ВЛЭК).

Какие преимущества дает собственный самолет?

Являясь владельцем самолета, Вы, прежде всего, можете самостоятельно на нём перемещаться. И конечно получать удовольствие от полётов в любое удобное для Вас время. Имея собственный самолет, Вы можете выполнить полет на любой аэродром и приземлиться на любую посадочную площадку, или даже на участок земной или водной поверхности, если возможности самолета это позволяют и у вас есть соответствующий допуск. Пилотировать собственный самолет Вы можете только при наличии пилотского удостоверения. На базе аэроклуба «Аист» действует школа пилотов, выпускники которой получают удостоверение пилота гражданской авиации.

Какие аэропорты могут принять частный самолет?

Частный самолет может совершить посадку в любых аэропортах, на любых аэродромах и посадочных площадках. Чтобы совершить посадку на каком-либо аэродроме, необходимо за час до вылета подать Флайт-план, иметь свежую аэронавигационную и метеорологическую информацию по предстоящему полету.

Куда можно полететь в Подмосковье?

В Подмосковье очень много интересных и красивых мест для совершения обзорных экскурсий на самолетах. Выбор маршрута зависит, прежде всего от Вашего желания, от погоды и времени года. Пилот может предложить Вам оптимальный маршрут, исходя из выбранной Вами продолжительности полета (15, 25, 30, 60 или более минут). Если Вы уже решили, где бы хотели пролететь, то можете спланировать маршрут самостоятельно.
Если вы хотите совершить перелет с посадкой, это тоже возможно. Обсудите маршрут полета с пилотом заранее, так как посадка на другом аэродроме требует согласования с диспетчерскими службами и получения разрешения.

Какие перегрузки испытывает человек во время полета?

Во время полета по желанию могут быть продемонстрированы перегрузки от +3 до -1,5, которые безопасны для неподготовленного организма человека. При положительных перегрузках Вы ощутите увеличение веса тела и «вдавливание в сиденье». При перегрузке +3 Вам покажется, что Ваш вес увеличился втрое. При отрицательных перегрузках Вы почувствуете так называемое состояние «невесомости», которое испытывают космонавты, находясь на орбите.

Возможно ли посадить самолет вне аэродрома?

Посадка вне взлетно-посадочной полосы, как правило, осуществляется при возникновении аварийной ситуации. Например, при отказе двигателя возможно безопасно посадить самолет вне аэродрома. Но в штатной ситуации для сухопутных самолетов необходима спланированная площадка или подготовленный аэродром, для гидро-самолетов подходит любой участок водной поверхности соответствующих размеров в соответствии с Руководством по летной эксплуатации (РЛЭ) самолета.

Чем отличается полет на ЯК-18Т от полета на большом пассажирском самолете?

На легком спортивном самолете можно сполна испытать чувство полета, чего нет в путешествии на пассажирских самолетах. Наши полеты проходят на небольших высотах, что дает возможность разглядеть все подробности ландшафта. С переднего сиденья открывается прекрасный обзор. Кроме того, Вы сможете увидеть, как пилот управляет самолетом, как происходит взлет и посадка, услышите команды диспетчера в шлемофоне, сможете вести переговоры во время полета, и даже управлять самолетом самостоятельно. Легкий самолет очень маневренный, что дает дополнительные возможности для обзора и выполнения фигур пилотажа. Вы сможете ощутить различные перегрузки, в том числе невесомость.

За сколько дней до предполагаемой даты полета можно купить подарочный сертификат?

Вы можете приобрести сертификат в любое время, но не менее чем за сутки до предполагаемой даты полета. Пожалуйста, согласуйте с нами дату и время полета по телефону или по электронной почте.

Как сдается квалификационный экзамен на получение удостоверения пилота?

Экзамен состоит из двух частей: практический и теоретический.
Практический экзамен принимается в аэроклубе пилотом-инструктором. В ходе него проверяются навыки пилотирования, полученные во время обучения.
Теоретический экзамен сдается письменно в Авиационно-учебном центре (АУЦ) в Москве.