Катер Метеор: технические характеристики. Пассажирские суда на подводных крыльях. История советских судов на подводных крыльях Конструкция и технические характеристики




«Метео́р» , проект 342Э - серия речных пассажирских теплоходов на подводных крыльях, разработанных Ростиславом Алексеевым.

История

Т/х «Метеор»

Производились с 1961 по 1991 год на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. В нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с импортными двигателями и кондиционерами, которая также поставлялась в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» на заводе демонтирована, заложены теплоходы нового проекта А45-1.

Описание

Теплоход Метеор проекта 342Э - дюралевый, дизельный, однопалубный, двухвальный теплоход на подводных крыльях, предназначен для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по судоходным рекам, пресноводным водохранилищам и озерам в районах с умеренным климатом. Система дистанционного управления и контроля обеспечивает управление теплоходом непосредственно из ходовой рубки.

Пассажиры размещаются в трёх салонах, оборудованных мягкими креслами: носовом, среднем и кормовом - на 26, 44 и 44 места соответственно. Переход пассажиров из среднего в кормовой салон осуществляется по имеющей крышу палубе (на фотографиях видна как «горб»), с палубы двери ведут в туалет, машинное отделение и подсобное помещение. В среднем салоне находится буфет.

Крыльевое устройство состоит из носового и кормового несущих крыльев и двух закрылков, закрепленных на бортовых и днищевых стойках носового крыла.

В качестве главных двигателей на теплоходе установлены два дизеля типа М-400 (12ЧНС18/20) правого и левого вращения двенадцатицилиндровые, четырёхтактные, с турбонаддувом, с водяным охлаждением, реверсивной муфтой, номинальной мощностью 1000 л.с. каждый при 1700 об./мин, конвертированные из авиационных М-40. Движители - два пятилопастных гребных винта фиксированного шага ø 710 мм. Для обслуживания силовой установки и судовых нужд установлен комбинированный агрегат дизель-генератор-компрессор-помпа. Агрегат состоит из дизельного двигателя мощностью 12 л.с. при 1500 об./мин. со стартерным и ручным пуском, генератора мощностью 5,6 кВт, компрессора и вихревого самовсасывающего насоса. Механическая установка теплохода управляется с постов в ходовой рубке и в машинном отделении.

Источники электроэнергии

Основным источником электроэнергии в ходовом режиме являются два ходовых генератора постоянного тока мощностью по 1 кВт каждый при нормальном напряжении 27,5 В, установленные на главных двигателях. Имеется автомат параллельной работы генератора и аккумуляторных батарей. Для питания потребителей электроэнергии на стоянке установлен вспомогательный генератор постоянного тока мощностью 5,6 кВт номинальным напряжением 28 В.

«Метеор-236» на Лене

  • Первым капитаном СПК «Метеор» стал прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.
  • В центре Сормовского района Нижнего Новгорода на площади Буревестника была установлена модель «Метеора». В данное время модель перенесена в сквер перед Политехническим техникумом вблизи Сормовского парка.
  • Около Казанского речного техникума установлена модель «Метеора».

Теплоход Метеор-86

Судно VIP-класса!
В 2011 году был полностью обновлён салон судна, изменена отделка и планировка помещения (носовой и средний отсеки были объединены). Оснащён кожаными сиденьями с откидными деревянными столиками, есть гардероб и отдельные столы для проведения переговоров.
Пассажировместимость = 86 человек
На корабле функционирует бар, организовать питание на борту также можно путём развозки закусок с помощью специальных тележек (как в самолёте). Помимо этого, в наличии имеется прекрасно оборудованный клозет.
Окна затонированы, есть встроенная система кондиционирования.
Трюму теплохода также было уделено должное внимание: новые заклёпки, выпрямленные флоры, свежее лакокрасочное покрытие. Необходимый уход получила и обшивка судна.
Теплоход оснащён новейшим радионавигационным оборудованием по классу О2.0. Для ведения спецсвязи при сопровождении VIP-рейсов оборудована отдельная каюта.
Кроме того, была обновлена дизельная силовая установка: предприятие осуществило капитальный ремонт двух двигателей М419 (2200 л.с. в совокупности). Дополнительно установлен генератор Westerbeke на 220 В.

Вконтакте

Самый красивый и известный теплоход на подводных крыльях «Метеор», построенный в 1959 году Горьковским судостроительным заводом «Красное Сормово», по сей день используется на реках нашей страны. «Метеор» - скоростной теплоход, перевозящий пассажиров по пресноводным озёрам и водохранилищам и судоходным рекам в светлое дневное время.

История развития судов на подводных крыльях

Впервые небольшое судно на подводных крыльях (СПК) было испытано во Франции на реке Сене в 1897 году русским подданным Шарлем де Ламбером. Однако мощности использовавшегося парового двигателя не хватило для поднятия судового корпуса над водой. В тоже время итальянский изобретатель Э. Форланини разогнал экспериментальное судно на многоярусных крыльях до 68 км/ч. В начале прошлого столетия испытания моделей СПК проводились изобретателями США, Британии, Германии, Швейцарии, Канады, Италии. В 1919 году судно Фредерика Бэлдвина HD-4, одобренное ВМС США, на двух двигателях установило мировой рекорд, развив по воде скорость 114 км/ч. Однокрылые модели британского кораблестроителя Д. И. Торникрофта имели длину около 7 метров и развивали скорость около 64 км/ч.

В 40-е годы конструкторское бюро Германии под управлением Ганса фон Шертеля построило крылатое судно, развивающее скорость до 74 км/ч с грузом на борту в 20 тонн. В 50-е годы Шертель, основав в Швейцарии компанию «Супрамар», построил деревянное судно на частично погружённых крыльях, которое первым в мире совершало коммерческие перевозки 32 пассажиров между городами Италии и Швейцарии. В 1956 году по лицензии «Супрамара» фирма «Родригес» начала серийное производство судов РТ-20 на подводных крыльях для использования в море. РТ-20, имея водоизмещение в 32 тонны, перевозило 72 пассажира через пролив Мессинский, развивая скорость около 62 км/ч. За 20 лет «Супрамар» разработал серию моделей на частично погружённых подводных крыльях и по его лицензии было построено более 200 судов в Италии и Японии.

В США в 60-е годы в разработке военных патрульных и ракетонесущих катеров участвовала фирма «Боинг». Быстроходные вооружённые корабли класса «Пегас» входили в состав флота США с 1977 года до 1993. С 1974 года «Боинг» произвёл около 20 морских гражданских судов «Джетфойл», перевозящих от 167 до 400 пассажиров на борту. Сегодня «Джетфойлы» по лицензии строятся японской фирмой «Кавасаки».

В 60-70-е годы прошедшего столетия ВМС Канады и Италии имели на вооружении быстроходные вооружённые катера на подводных крыльях.

Появление «Метеора»

В СССР большинство СПК было сконструировано под руководством талантливого инженера Ростислава Евгеньевича Алексеева. В 1941 году в дипломной работе «Глиссер на подводных крыльях» Алексеев Р.Е. описал принцип работы малопогружённого подводного крыла. Экзаменационная комиссия Горьковского политехнического института узнала о судне, не имеющем аналогов в истории кораблестроения.

В начале 50-х годов в Советском союзе строились военные торпедные катера на носовых подводных крыльях. На протяжении 1963-1967 годов были построены 16 сторожевых и 12 пограничных катеров на подводных крыльях по проекту «Антарес» и 2 противолодочных корабля «Сокол».

В 60-е годы было построено несколько единичных экспериментальных СПК «Стрела-1,2 и 3», «Чайка», «Буревестник», «Спутник», «Вихрь», «Тайфун». На службе у судового надзора и на спасательных станциях использовались катера на подводных крыльях «Волга». Советский союз экспортировал пассажирские СПК в десятки стран мира.

Экспериментальный теплоход «Метеор» в ходе испытаний в ноябре 1959 года прошел свой первый путь - от Горького до Феодосии. После зимовки в мае 1960 года «Метеор» вернулся в Горький. Успешный испытательный рейс судна позволил выставить пассажирский теплоход «Метеор» экспонатом на выставке речного флота в Москве для представления руководству Советского Союза. Демонстрация первого теплохода «Метеор» главе СССР Н.С. Хрущёву проходила под совместным управлением Р.Е. Алексеева и знаменитого авиаконструктора А.Н. Туполева.

Серийное производство теплохода «Метеор»

Речной флот Советского союза располагал самым многочисленным парком крылатых судов. Более 1000 быстроходных катеров и теплоходов на подводных крыльях использовалось на реках и озёрах нашей Родины. Поднятые на крыло речные суда увеличили скорость и стали привлекательным транспортом для местных пассажирских перевозок и быстрых поездок между городами. Речные путешествия привлекали советских жителей комфортом, скоростью и экономичностью.

С сентября 1961 года серийное производство теплоходов «Метеор» проводилось в Татарстане Зеленодольским судостроительным заводом имени А. М. Горького. За 30 лет более 400 теплоходов серии «Метеор» было спущено на воду. Увеличение пассажиропотока требовало новых более вместительных и комфортабельных теплоходов. И в мае 1962 года из акватории завода вышел «Метеор-2», поднимающий на борт с баром и кафе 115 человек.

Нижегородское конструкторское Бюро по СПК им. Р.Е. Алексеева разработало модификацию теплохода «Метор-2000», оборудованную импортными двигателями и комфортабельным салоном с кондиционерами. С 2007 года линия, производившая «Метеоры», реконструирована под производство новых теплоходов серии А45-1.

Описание СПК «Метеор»

Однопалубный дюралевый речной теплоход на подводных крыльях «Метеор» оснащён дизельным двигателем. В автономном режиме, без дозаправки, теплоход доставляет пассажиров на расстояние не более 600 км по судоходным рекам и пресноводным озёрам России. Туристические экскурсии или деловые междугородние поездки на теплоходе «Метеор» осуществляются только в светлое дневное время. Дистанционный контроль за движением судна из ходовой рубки осуществляется командой из 3 человек.

Три пассажирских салона на 124 человека, расположенные в носовой, кормовой и средней частях теплохода, оборудованы мягкими комфортными креслами и единой аудиосистемой для передачи информации пассажирам. В среднем салоне имеется бар, а в носовом салоне живописные окрестности проплывают за огромными панорамными окнами. Через палубу судна осуществляется проход между пассажирскими салонами, к туалету, в подсобное помещение и машинное отделение.

Технические характеристики теплохода «Метеор»

Эксплуатируется теплоход «Метеор» на скорости 60-65 км/ч, хотя может разогнаться на просторе до 77 км/ч. При длине судна 34,6 м и ширине при размахе крыльев 9,5 м пустой теплоход имеет водоизмещение 36,4 тонны, а при полной загрузке - 53,4 тонны. Во время стоянки высота судна составляет 5,63 м, а осадка 2,35 м. Во время движения на крыльях «вырастает» до 6,78 м и оседает на 1,2 м.

Высокий расход топлива теплоходом "Метеор" - существенный недостаток крылатого судна. Первые модели теплохода расходовали в час примерно 225 л дизельного топлива. Использование новых современных моторов сокращает этот показатель до 50 л в час.

Двигатель «Метеора»

Главными двигателями на теплоход устанавливаются 2 двенадцатицилиндровых четырёхтактных дизельных мотора типа М-400, имеющих турбонаддув, реверсивную муфту и водяное охлаждение. Номинальная мощность каждого двигателя при 1700 об/мин составляет 1000 лошадиных сил. Вспомогательными движителями является пара пятилопастных гребных винтов 710 мм в диаметре. Судовые нужды обсуживаются агрегатом, состоящим из:

  • Дизельного двигателя, имеющего мощность 12 лошадиных сил при 1500 об/мин.
  • Генератора (5,6 кВт).
  • Компрессора.
  • Самовсасывающего вихревого насоса.

Устройство крыльев включает в свою конструкцию несущие (носовое и кормовое) стальные крылья и два закрылка из магниево-алюминиевого сплава, установленных на стойках носового крыла.

Электроэнергию в ходовом режиме подают два установленных на главных двигателях генератора постоянного тока с мощностью каждого по 1 кВт. Во время стоянки используется вспомогательный генератор, а также теплоход оснащён автоматом параллельной работы генератора с аккумуляторными батареями.

Безопасность на борту теплохода

Все устройства и механизмы теплохода контролируются системой управления судна. Плавное движение и надёжная работа двигателей гарантируется регулярным тщательным техническим обслуживанием пассажирских судов. Палуба и салоны для пассажиров защищены от непогоды прочной крышей. Удобные кресла и безопасность на теплоходе «Метеор» располагают к увлекательным путешествиям и речным прогулкам с семьёй или в кругу друзей.

Будни «Метеора» сегодня

Несмотря на то, что теплоходы на подводных крыльях «Метеор» уже не производятся, эти суда и сегодня используются для пассажирских перевозок на территории Росси, стран СНГ и дальнего зарубежья. В сложные 90-е годы многие речные судоходства, оставшись без работы, были вынуждены продать «Метеоры» в туристические компании Греции, Китая и Вьетнама. В Италии, Венгрии, Румынии, Чехословакии до сего дня используются произведённые в СССР теплоходы «Метеор» и другие суда на подводных крыльях.

В России регулярные рейсы действуют в период навигации по маршрутам Иркутск - Братск по Ангаре, из Петрозаводска до Шалы, Кижей и Великой Губы по Онежскому озеру, по Ладоге до Валаама из Сортавала. Между городами судоходных рек Волги, Дона, Лены, Амура и Камы пассажиры с удовольствием пользуются теплоходами, а не электричками и поездами.


На первый взгляд он выглядит, как космический катер из "Звездных войн". На деле же этот ржавеющий корабль был сделан более 40 лет назад. В период холодной войны подобные суда на подводных крыльях с огромной скоростью бороздили реки в Советском союзе, вызывая всеобщий восторг и восхищение пассажиров.


Создатели советских пассажирских судов на подводных крыльях использовали технологию, при которой после достижения определенной скорости корпус корабля поднимался над поверхностью воды. Это уменьшало лобовое сопротивление и позволяло развивать невероятную скорость до 150 км / ч.




Эти суда называли "Ракетами", "Метеорами", "Кометами", "Спутниками" (неудивительно, ведь в то время шло активное развитие космической программы), а некоторые из моделей даже оснащались турбинами от самолетов.



Отцом современных судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолетов является советский изобретатель Ростислав Алексеев. Именно по его чертежам было построено почти 3000 судов для российских и украинских рек. На протяжении многих лет было введено много различных моделей, которые получили названия, вдохновленные советской космической эрой ("Спутник", "Комета", "Восход").



Но затем наступил крах Советского Союза и производство судов на подводных крыльях прекратилось. Они были выведены из эксплуатации и многие из них сегодня ржавеют на судовых кладбищах, одно из которых находится в лесу недалеко от города Пермь.



Другие суда были проданы разным странам. К примеру, во Вьетнаме катера на подводных крыльях "Восход", построенные в 1970-х годах, эксплуатируются до сих пор, ежедневно курсируя между островом Кат Ба и городом Хайфон. Другие бывшие советские "Ракеты" по-прежнему "летают" над реками в Канаде, Греции, Нидерландах, Таиланде, Турции и Китае.



Один богатый россиянин даже превратил одно из судов в личную роскошную яхту. Другое судно было превращено в модный бар в украинском Каневе.

«Метеор-193» был построен на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького в 1984 году. Экспортный вариант, построенный для продажи в Бразилию. Был оснащён чехословакими авиационными креслами. Проработал в Казани до 1997 года, принадлежал Волжскому объединённому речному пароходству, а позднее - компании «Татфлот», и в 2004 году был установлен в качестве памятника перед Казанским речным техникумом имени Михаила Девятаева в честь столетия этого учебного заведения.

Адрес и координаты объекта: Казань, ул. Несмелова, 7, Казанский речной техникум (ныне - Казанский филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»). Памятник на Викимапии .

Фотографии памятника датированы августом 2011 года.

Вид с носа:

Вид на носовой салон:

Корма:

Носовое крыльевое устройство:

Кормовое крыльевое устройство:

Ходовая рубка:

История создания


Судно на подводных крыльях «Метеор» - второй крылатый пассажирский теплоход, разработанный конструктором Ростиславом Алексеевым в 1959 году. История создания этих судов берёт своё начало в начале 1940-х, когда ещё студентом Алексеев заинтересовался темой и защитил дипломный проект на тему «Глиссер на подводных крыльях». В те годы конструкция не привлекла внимание высшего руководства военно-морского флота, но заинтересовала главного конструктора завода «Красное Сормово», на котором во время войны Алексеев работал мастером-испытателем танков. Алексееву выделили небольшое помещение, обозначив его как «гидролаборатория», и разрешили три часа в день посвящать любимой теме. Начались разработка и испытания моделей катеров на подводных крыльях, поиски оптимальной конструкции. В 1945 году на катере А-5 собственной конструкции Алексеев своим ходом дошёл до Москвы, чем, наконец, привлёк внимание военных и получил задание на оснащение подводными крыльями торпедного катера 123К, которое с успехом выполнил (отработав очередную модернизацию своего ноу-хау на катере А-7 и попутно ознакомившись с конструкцией трофейного немецкого СПК TS-6) и получил за него в 1951 году Сталинскую премию.

Ростислав Алексеев:


Параллельно этому конструктор разработал проект первого речного пассажирского судна на подводных крыльях «Ракета». Но с воплощением проекта в жизнь всё оказалось не так просто: инженеру пришлось годами обивать пороги министерств, бороться с чиновничьими инертностью, консерватизмом, скепсисом, выбивать финансирование... Реальная работа над «Ракетой» началась только зимой 1956 года, а спущен на воду теплоход был в 1957 году. С большим успехом прошла его демонстрация на Всемирном фестивале молодежи и студентов, затем в течение года шла опытная эксплуатация «Ракеты» на линии Горький–Казань, а с 1959 года судно пошло в серию. Свершилась революция в перевозках пассажиров по реке: крылатый теплоход был почти впятеро быстрее обычного водоизмещающего.

Первая «Ракета» на Волге, 1958 г. (фото из коллекции Денверского Университета):


Вслед за успешной «Ракетой» появился «Метеор» - судно крупнее, вдвое вместительнее и быстрее первенца, да ещё и способное справиться с большей по высоте волной. Оно брало на борт до 120 пассажиров и могло развить скорость до 100 км/ч (реальная эксплуатационная скорость была всё-таки ниже - 60–70 км/ч). Первый «Метеор» осенью 1959 года сходил в испытательный рейс из Горького в Феодосию, а в 1960 году был представлен в Москве руководству страны и общественности в качестве экспоната выставки речного флота.

Эскизы Р. Алексеева (из книги «От замысла к воплощению»):


Головное судно серии (фото из архива Е.К. Сидорова):

Два фрагмента советской кинохроники тех времён, в которых речь идёт о новом диковинном судне:


С 1961 года «Метеор» пошёл в серию. «Метеор-2» был спущен на воду в сентябре 1961 года, а 7 мая 1962 года, в канун Дня Победы, ведомый легендарным летчиком, Героем Советского Союза Михаилом Петровичем Девятаевым, покинул акваторию Зеленодольского судостроительного завода им. А.М. Горького, где строили эти суда. Приписан он был к Казанскому речному порту. Следующий «Метеор» ушёл в Москву, следующие - в Ленинград, Волгоград, Ростов-на-Дону… За несколько лет суда серии распространились по рекам и водохранилищам всего Советского Союза.

«Метеор-47» на канале им. Москвы (фото из проспекта «Канал имени Москвы»):

«Метеор-59» на Волге (фото из архива В.И. Полякова).

Сухогруз «Партизанская слава» доставляет «Метеор-103» в Комсомольк-на-Амуре с Чёрного моря (фото из журнала «Морской флот»:

Всего с 1961 по 1991 год было построено почти 400 судов, и распространились они не только по всему СССР, но и по миру: «Метеоры» работали в Югославии, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Нидерландах, Германии.

С приходом экономики Союза в упадок и наступлением эры рынка скоростные перевозки пассажиров по рекам стали массово сокращаться и закрываться: нерентабельно. Государственные субсидии сошли на нет, топливо, масло, запчасти стали дорогими, да и пассажиропоток оскудел: многие пассажиры обзавелись личным транспортом, опустели деревни, которые крылатые теплоходы связывали с городами, появились конкуренция со стороны автобусных маршрутов. В итоге за несколько лет многие суда на подводных крыльях порезали на металлолом. Некоторым советским «Метеорам» повезло больше, они не попали «под нож», а были проданы за рубеж, и теперь трудятся в Китае, Вьетнаме, Греции, Румынии.

Греческий «Falcon I»Греция - бывший украинский «Метеор-19»:

Вьетнамский «Greenlines 9», бывший украинский «Метеор-27»:

«Chang Xiang 1», Китай:

«Метеор-43» уехал в Румынию и переимновался в «Amiral-1»:

В России же сейчас работает лишь несколько десятков «Метеоров»: основная часть - на туристических маршрутах в Санкт-Петербурге и Карелии, несколько штук ещё возят пассажиров по Волге (в Казани, Ярославле и Рыбинске), десятка c полтора в сумме наберётся на северных реках.

«Метеор-282» на Оби (фото Анатолия К):

Ярославский «Метеор-159» прибывает в Тутаев (фото Дмитрия Макарова):

Казанский «Метеор-249» (фото Meteor216):

«Метеор-188» на Лене (фото Владимира Куницына):

«Метеор-242» в Кижских шхерах (фото Дмитрия Макарова):

«Метеор-189» на Малой Неве (фото Seven_balls):


Серийный выпуск «Метеоров» прекратился в 1991 году, но со стапелей Зеленодольского судостроительного завода сошло ещё несколько теплоходов. В частности, в 2001 и 2006 году были построены два «Метеора» для ОАО «Северречфлот» . Кроме того, в нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с немецкими двигателями Deutz и кондиционерами, и несколько таких судов было продано в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» была окончательно демонтирована, а им на смену пришли глиссирующие суда проекта проекта А145.

Китайский «Chang Jiang 1» проекта «Метеор-2000»:

А вот судьба красноярского «Метеора-235» сложилась необычно: с 1994 по 2005 годы он отслужил в Енисейском речном пароходстве, после чего был продан, а ещё через несколько лет, снова сменив хозяев, был модернизирован на Красноярском судоремонтном заводе по проекту 342Э/310, превратился в яхту-люкс и был перекрещён в «Верный»; по слухам, это был личный «Метеор» губернатора Красноярского края. Его легко узнать по футуристичному облику и сомнительной эстетической ценности внутренней отделке с обилием шкур «под леопарда».





Конструкция и технические характеристики


«Метеор-193» - судно проекта 342Э, разработанного ЦКБ по СПК (главный конструктор - Ростислав Алексеев) в 1959 году и выпущенное Зеленодольским судостроительным заводом им. А.М. Горького. Тип -двухвинтовой пассажирский теплоход на подводных крыльях. Длина корпуса - 34,6 метра, ширина (по размаху конструкции подводных крыльев) - 9,5 метра. Осадка на плаву - 2,35 метра, при ходе на крыльях - около 1,2 метра. Водоизмещение с полным грузом - 53,4 тонны. Эксплуатационная скорость - 65 км/ч (рекорд - 108 км/ч). Дальность плавания (без пополнения запасов топлива) - 600 км.

У «Метеора» - три пассажирских салона: в носовой, средней и кормовой частях судна. Общая пассажировместимость - 124 человека.

Носовой салон (фото Дмитрия Щукина):


Средний салон (фото Владимира Буракшаева):

Между средним и кормовым салоном есть небольшая полутокрытая (прогулочная) палуба.

Прогулочная палуба (фото Владимира Буракшаева):

Посты управления судном расположены в ходовой рубке, утопленной в полунадстройку в носовой части теплохода.

Ходовая рубка (фото Алексея Петрова):

В качестве главных двигателей установлены два V-образных 12-цилиндровых турбодизеля типа М-400 (версия авиационного дизеля М-40, конвертированная в судовой) мощностью по 1000 л.с. каждый. Они вращают два пятилопастных гребных винта диаметром 710 мм, которые и приводят теплоход в движение.

Машинное отделение (фото Алексея Петрова):

Под корпусом «Метеора» расположено крыльевое устройство - носовое и кормовое несущие крылья и два гидропланирующих подкрылка, закрепленных на стойках носового крыла. Подкрылки помогают судну при «выходе на крыло», а на ходу не дают ему вернуться в водоизмещающий режим, скользя по поверхности воды.

Принцип их действия крыльев «Метеора» - такой же, что и у крыла самолёта: подъемная сила возникает за счёт возникновения избыточного давления под профилем крыла и зоны разрежённости выше его. С ростом скорости разница давлений «выталкивает» судно вверх, корпус переходит из водоизмещающего положения в надводное, отчего существенно уменьшается площадь контакта с водой и её сопротивление, что позволяет развивать большую скорость.


В крыльевом устройстве «Метеора» используется эффект малопогруженного подводного крыла, известный также, как «эффект Алексеева». Алексеев в результате своих исследований получил такие гидродинамические характеристики подводного крыла, при которых оно, поднимаясь к поверхности воды, постепенно теряет подъемную силу из-за подтормаживания частиц жидкости в зоне, близкой к границе сред. Благодаря тому, что на определённой глубине подъёмная сила крыла приближается к нулю, оно не выскакивает из воды.

P.S. Если уважаемые участники обнаружат какие-то неточности, пожалуйста, сообщите об этом.

Метеор – серия речных пассажирских теплоходов на подводных крыльях. Это надежные, экономичные, высокоскоростные суда. По состоянию на 2017 г. Россия является единственной страной в мире, которая возобновила серийное судов на подводных крыльях, сохранив и усовершенствовав технологию проектирования и строительства судов.

Описание:

Метеор – серия речных пассажирских теплоходов на подводных крыльях, разработанных Ростиславом Алексеевым.

Первый экспериментальный «Метеор» был спущен на воду в 1959 г. Серийный выпуск «Метеоров» был налажен на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. С 1961 года по 1991 год было построено более 400 теплоходов этой серии.

История создания этих судов берёт своё начало в начале 1940-х, когда ещё студентом Алексеев заинтересовался темой и в 1941 г. защитил дипломный проект на тему «Глиссер на подводных крыльях».

В проекте Алексеева использовался эффект малопогруженного подводного крыла (эффект Алексеева). Подводное крыло Алексеева состоит из двух главных горизонтальных несущих плоскостей – одна спереди и одна сзади. Двугранный угол при схождении или мал, или отсутствует, распределение веса – примерно поровну между передней и задней плоскостями. Погруженное подводное крыло, поднимаясь к поверхности , постепенно теряет подъемную силу, а на глубине, примерно равной длине хорды крыла, подъемная сила приближается к нулю. Именно благодаря этому эффекту погруженное крыло не способно полностью выйти на поверхность. При этом относительно небольшой гидропланирующий (скользящий по поверхности воды ) подкрылок используется для помощи при «выходе на крыло», а также не позволяет судну вернуться в водоизмещающий режим . Эти подкрылки расположены в непосредственной близости к передним стойкам и установлены так, что на ходу касаются поверхности воды, в то время как несущие крылья погружены примерно на глубину, равную длине их хорды.

Из-за разных скоростей обтекания в соответствии с уравнением Бернулли на верхней поверхности подводного крыла создается разрежение, а на нижней повышенное давление – это приводит к образованию подъемной силы. При уменьшении глубины давление на верхней поверхности крыла растет, т.к. в пограничной зоне происходит подтормаживание частиц жидкости, в результате подъемная сила уменьшается и судно стабилизируется.

Преимущества:

– надежные, экономичные, высокоскоростные суда,

по состоянию на 2017 г. Россия является единственной страной в мире, которая возобновила серийное производство судов на подводных крыльях, сохранив и усовершенствовав технологию проектирования и строительства судов .

Технические характеристики судна на подводных крыльях «Комета 120М» проекта 23160:

Морское пассажирское судно на подводных крыльях нового поколения «Комета 120М» проекта 23160 предназначено для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток в салонах, оборудованных креслами авиационного типа.

Характеристики: Значение:
Класс судна КМ СПК – A
Район эксплуатации моря с морским тропическим климатом R3-RSN (h в 3% 2,0 м)
Длина габаритная, м 35,2
Ширина габаритная, м 10,3
Водоизмещение, т 73,0
Осадка габаритная на плаву, м 3,5
Скорость, узлов не менее 35
Экипаж, человек 5
Пассажировместимость, человек: 120
салон бизнес класса 22
салон экономического класса 98
Мощность двигателей, кВт 2 х 820
Часовой расход топлива, кг/час 320
Дальность хода в полном водоизмещении, миль 200
Автономность плавания, часов 8
Удаление от порта-убежища в открытых морях, миль 50
Мореходность (высота волны h3%), м <2,0 (крыльевой режим) /2,0-2,5 (водоизмещающий)
Расход топлива, кг/ час 320

Примечание: описание технологии на примере судна на подводных крыльях «Комета 120М» проекта 23160.

речное комета и метеор судно разница
купить якорь судно метеор проект 342 э
ракета метеор комета судно суда на подводных крыльях
рулевое устройство судна метеор проекта 342э
суда на подводных крыльях типа метеор википедия фото характеристики
суда на подводных крыльях ракеты метеоры
метеор – серия речных пассажирских теплоходов на подводных крыльях ракета катер корабль теплоход суда быстроходное морское судно скорость новый википедия видео фото купить цена комета 120 м алексеева ссср проекты цкб валдай 45р восход

Коэффициент востребованности 568

Опросы

Нужна ли нашей стране индустриализация?

  • Да, нужна (90%, 2 486 голос(ов))
  • Нет, не нужна (6%, 178 голос(ов))
  • Не знаю (4%, 77 голос(ов))

Поиск технологий

Найдено технологий 1

Может быть интересно:

  • 3s сепаратор для высокоэффективного разделения газа на сверхзвуковых скоростях дает …

  • Установка выращивания зелени и зеленого гидропонного корма позволяют выращивать зеленые …