Цыганская деревня пхукет. Плавучая деревня морских цыган ко панье. История деревни морских цыган




Морские Цыгане Пхукет.

1 (20%) 1 голосов

Морские цыгане – Пхукет.

Мы живем в огромном и удивительном мире. Ни для кого, ни секрет, что объемы воды на нашей планете во много раз превышают объемы суши. Но ведь большинство людей живет именно на суше. Хотя люди живут в разных местах, и по разному. Одни народы приспособились жить высоко в заснеженных горах. Другие построили свои города в пустынях. А третьи издавна живут в тропических джунглях. А еще существуют морские кочевые народы, которые приспособились к жизни в море. Морские народы есть во многих уголках нашей планеты. Они проживают в районе Гаваев, Филиппинских островов, Малайзии, Таиланда и других стран ЮВА.

О народе, у которого нет письменности, кто постоянно кочует в море, мало контактирует с другими народами и у кого свой собственный язык почти не возможно что-то сказать. Откуда они пришли, их история, их предки. Большинство наших исторических методов исследования опирается на письменные свидетельства и артефакты, найденные в земле. Получатся, что морские народы почти невидимы для истории. Ученые проводившие анализ ДНК многих островных и морских народов говорят, что ДНК морских кочевников удивительно похожи. Может они все являются предками одного когда-то давно существовавшего народа. Существование которого мы сейчас не можем подтвердить, ровно так же как и опровергнуть. И может эта человеческая расса была бы более успешной в будущем больше чем обитатели суши. Ведь большая часть нашей планеты это вода.

Самодельная сетка для ловли рыбы

Остров Пхукет в Андаманском море, одно из популярнейших туристических направлений. Остров ежегодно посещают миллионы туристов, но только некоторые из них знают о морском народе, который здесь проживает, и только единицы посещают их. Морской народ является одними из самых старых жителей острова.

В Таиланде их называют морские цыгане из-за их кочевого образа жизни или Чао Ле – в переводе с Тайского люди моря. Опять же трудно сказать о их появлении в Таиланде. Кто-то говорит, что они выходцы из старых Малазийских колоний, бежавших в Бирму от Мусульманского нашествия, другие говорят, что как и большинство цыганских народов они являются выходцами из Индии.

Представитель морских Цыган, остров Пхукет

По крайней мере, если рассматривать язык, то про морских цыган, которые обитают в районе острова Пхукет, можно сказать что они спустились сюда по рекам из Бирмы. Морских цыган здесь разделяют на три группы Мокены, Моклены, и Урак Лавой (по названию групп населения в Бирме). В то время как Мокены живут как кочевники, в основном на северных островах в районе Пхукета. Моклены и Урак Лавой основали поселение на Пхукете. Произошло это недавно, около десяти лет назад. В основном после событий связанных с Цунами. Сейчас существует три поселения Морских Цыган на Пхукете и одно рядом с островом. Самое старое поселение находится в Южной части острова на пляже Раваи. Другое в восьми километрах от Пхукет Тауна рядом с бухтой Сапам. И третье поселение на Пхукете находится на острове Сирей, до которого можно добраться по не большому мосту. Сирей и Пхукет соединены мостом. Все эти поселения больше похожи на поселения обычных жителей суши, несмотря на их удивительный образ жизни. А вот еще одно поселение, которое легко можно увидеть, проезжая по мосту Сарасин, соединяющему Пхукет с материком, отличается от трех предыдущих. Свои дома Чао Ле здесь построили прямо в море на больших деревянных сваях. Если вы хоть раз проезжали по мосту Сарасин, то обязательно видели их.

Дети Чао Ле играют в воде. Фото 2006г. Пхукет

Не смотря на то, что они осели на острове, как и раньше их жизнь неразрывно связана с морем. Большую часть времени они все равно проводят в море и лишь на короткий срок возвращаются на берег. Испокон веков морские цыгане высаживались на острова только лишь для то что бы пополнить запасы пресной воды и построить новые лодки, так происходит и сейчас, только цыгане проживающие на Пхукете больше не кочуют от острова к острову, и постоянно возвращаются в одно и то же место. Море их кормит и море их дом. Жители поселений, проживающие якобы на острове на самом деле большую часть времени проводят в море и занимаются выловом рыбы. Некоторые занимаются добычей жемчуга и морских ракушек. Кто-то из них собирает птичьи гнезда, которые являются деликатесом. Морские цыгане хорошие ныряльщики, они ныряют на большую глубину без специального современного оборудования. И тем самым подвергают свою жизнь опасности. Но так они могут поймать больше рыбы. На большой глубине они устанавливают свои самодельные ловушки для рыб, сделанные из прутьев и сетки. А потом ныряют за ними, что бы подцепить и затем вытащить на лодку. Из всего оборудования они используют только тонкий шланг с обычным воздухом, который зажимают между зубов. Этот шланг может порваться в любой момент. И тогда придется быстро всплывать, но при быстром всплытии существует большая вероятность получить травму легких. Они так же очень хорошо видят под водой. И это не удивительно. Основное развлечение для детей Чао Ле это море. С детства они вместо школы познают море его нравы и обитателей. Море для них и игровая площадка и школа в одно и то же время. Они учатся плавать, глубоко нырять и видеть под водой. Они знают море лучше, чем кто бы то ни был.

Конечно, с развитием туризма на острове у них появились и новые возможности прокормить себя. Сейчас можно увидеть, как они продают морские ракушки, жемчуг и различные поделки. Многие стали зарабатывать тем, что возят на своих лодках туристов. Хотя деньги для них не так важны как для нас. Они все еще умеют менять товар на товар, не вычисляя предварительно его денежный эквивалент. Но если у них есть деньги, то в первую очередь они купят сигареты, курят и мужчины и женщины. Следующе после сигарет по важности будет топливо для лодок. И потом уже овощи яйца и рис, это что бы повкуснее приготовить рыбу.

25 летний Супават Хантале рассказывает о визите Королевы на остров ко Лепе, который расположен в национальном парке Таиланда Туратао. Было это еще тогда, когда его мама была маленькой девочкой. Предпринимая усилия, помочь Чао ле ассимилироваться в Таиланде Королева предложила им использовать фамилии на островах где они осели. И кажется теперь, что каждый Чао ле, которого можно встретить носит фамилию Хантале, что обозначает “Тот, кто не боится моря”…. (Тале с Тайского переводится как море).

Они сохранили свой собственный язык и верования. Легенды рассказывают, что они отправляют своих умерших на так называемые ертвые острова, где их души живут вечно. Два раза в году они проводят самый важный для них ритуал – фестиваль “Лой Руея” (LoyRuea) или фестиваль уплывающих лодок. Все действие происходит ночью. Деревянные лодочки с рукодельными фонариками наполняются дарами для духов и маленькими деревянными куклами. После чего навсегда отправляются в вечное плавание. Деревянные куклы символизируют души умерших, которые отправляются далеко, далеко в свое последнее плавание, что бы не тревожить живых. После того как становится невидно света последнего фонарика на уплывающей лодочке, начинаются их традиционные танцы вокруг их знаменитых лодок Рам Ронг Нгенг.

Девушки морских Цыган, фото 2006г. Пхукет.

Мы живем в прогрессивном мире, где люди используют высокие технологии, живут в больших городах. Мировые цивилизации предпринимают шаги к покорению космоса. Наши ученые пытаются раскрыть секреты природы. Но мы очень сильно отдалились от самой природы. Мы забыли как жить на едине с природой и радоваться жизни не используя при этом благ, которые дают нам наши современные технологии. Сможет ли наше прогрессивное и высоко обученное сообщество хотя бы просто выжить, оставшись без всех наших технологий, машин, компьютеров, телефонов и одежды? Умеем ли мы это? Все современные цивилизации до сих пор упрямо пытаются изменить природу и подстроить ее под себя, но природа всегда настойчиво берет свое, преподнося людям один урок за одним. А ведь среди всех нас есть такие народы, поселения, племена. Которые научившись еще давным-давно жить в гармонии с природой и морем, сохранили свои традиции, свой образ жизни и самих себя. Они не изменяют природу, не используют высокие технологии и не создают экологических проблем. И при этом они могут радоваться той жизни, которая у них есть. Возможно сейчас их меньше чем всех так называемых прогрессивных людей, но возможно у этого человеческого рода на самом деле больше шансов на существование в будущем чем у нас.

January 15th, 2013

На юго-востоке острова Пхукет есть интересное место - деревня Раваи с одноименным пляжем. Эта деревушка была одним из первых мест Пхукета, на котором стали строиться дорогие отели и стала создаваться туристическая инфраструктура. Но все это было очень давно, 20-30 лет назад. С тех пор туристический бизнес нашел себе достаточно много гораздо более привлекательных для своего развития мест на острове, а деревня Раваи осталась просто деревней, но с некоторыми особенностями.

В этой деревне прямо рядом с главным причалом живут морские цыгане - особый Тайский люд, про который достаточно много рассказывают местные гиды. Рассказывают они приблизительно следующее...

Морские цыгане жили в Тае сотни лет, никогда не имели своей земли, обитая исключительно в лодках и на плавучих домах, промышляя рыбалкой, добычей ракушек и жемчуга. Потом правительство (читай - "король") Таиланда великодушно подарило им несколько островов, а также гражданство. После этого у новых граждан Таиланда наступило великое счастье.

Я пошел в их дворы поглазеть, насколько они счастливы, а также оценить их быт и нравы.


3. Почти сразу наткнулся на цыгана-забулдыгу, который радостно махал мне рукой. Это показывало на то, что нравы у них добродушные.

6. Еще неподалеку цыган-рыборуб разделывал свой улов.

8. Бабуля-цыганка сидела и отдыхала.

9. Цыганский быт выглядел простым и незамысловатым.

Но некоторые признаки счастливой, сытой и беззаботной жизни морских цыган заметить мне все-таки удалось.

Вокруг бегали многочисленные мини-цыгане.

15. Некоторые из них клянчили денег.

Как я уже сказал ранее, цыгане в основном живут промыслом морепродуктов и прочей ерунды, добытой или выращенной под водой, такой как ракушки и низкого качества искусственный жемчуг. Рядом с их домами находится рынок, где они продают все, что добыли. Это и есть причина большой популярности этого места у туристов и местных тайцев, проживающих неподалеку.

На прилавках продуктовой части этого рынка продается только все самое свежее. Цены на морских гадов достаточно низкие.

23. Живые лобстеры.

24. Свежайшие устрицы.

25. Рыбацкие лодки пришвартовываются к берегу прямо рядом с рынком, разгружая морепродукты практически на прилавки.

Бэкстейдж рынка выглядит так...

31. Этот пляж считается одним из самых грязных на Пхукете. Тут давным давно никто не купается,...

32. кроме детей, которых не останавливают такие мелочи, как грязная вода и горы мусора.

37. Прямо на этом рынке находится большое количество ресторанов, которые за какие-то копейки приготовят любым возможным способом купленных посетителями рынка морских гадов.

38. Кукинг-сервис. Удобно и вкусно, а главное, все максимально свежее и все посетители это точно знают.

Многочисленные местные таечки привозят сюда своих европейских друзей на подкорм. Это значит что тут все действительно не дорого и качественно. Это местечко отлично подходит для обедов и ужинов любителей свежайших морепродуктов.

Другие посты этой поездки на Пхукет.

Находится в заливе Пханг Нга , неподалеку от Пхукета. Она построена у подножья гигантской известняковой скалы, прямо на воде.


Мы посетили эту деревню группой, в рамках одной из экскурсий в 2013 г. Практически вся деревня расположена на сваях.



Когда мы приближались к ней (по воде), гид сообщил, что жители этой деревни - мусульмане , и поэтому нельзя ее посещать в сильно открытой одежде (например, купальнике и парео), необходимо надеть хотя бы шорты и майку. В тот день была пасмурная погода, поэтому фотографии получились не очень яркие и сочные.



Целью нашего визита было посмотреть, как живут морские цыгане, а также пообедать



В этой деревне проживает около 1600-1800 человек. Морских цыган по-другому называют народность Чао Ле. С детства они находят общий язык с морем - учатся надолго задерживать дыхание, очень глубоко нырять и хорошо видеть в морской воде (а она там ооочень соленая) - они становятся отличными пловцами. Основной вид деятельности морских цыган - это, конечно же, рыбалка, сбор моллюсков и раков. В последнее время их посещает довольно много туристов. Также Чао Ле изготавливают различные украшения и сувениры из жемчуга и ракушек , которые можно приобрести во время посещения плавучей деревни. Товарами первой необходимости деревня снабжается с материка.

При посещении этой деревни на сваях, мы заметили, что там много кошек и котов (как и везде в Таиланде), прогулялись по улочкам, пообедали и познакомились с бытом морских цыган. Это была необычная и познавательная экскурсия.

Таким образом, посещение деревни морских цыган - интересная возможность познакомиться с национальным колоритом этого народа , однако не стоит забывать, что мы всего лишь гости, и следует вести себя подобающим образом.

Предлагаю вашему внимание

Если вам наскучили (хотя, как такое может случиться?) лазурное море, пальмы и мягкий песок, если вам хочется посмотреть настоящий Таиланд, стоит отправиться в секретные нетуристические места. Именно там вы сможете проникнуться колоритом обычной жизни местных, посмотреть на ежедневный хардкор. Рядом с Пхукетом есть несколько таких интересных мест. Вы можете отправиться на экскурсию по и посетить , стоящую прямо на воде. Или самостоятельно поехать на остров Сирэ, где раскинулось поселение морских цыган.

Представителей этой народности можно встретить на . Там расположена совсем маленькая деревня, которая уже давно стала туристической достопримечательностью. На острове Сирэ находится более аутентичное поселение морских цыган, где туристов почти не бывает.

Кто такие морские цыгане?

Кочевники из Малайзии и Полинезии были первыми жителями Пхукета и близлежащих островов Андаманского побережья. Они приплыли на берега Малакского полуострова ещё несколько тысяч лет назад. Издревле морские цыгане селились в бухтах и использовали её ресурсы, пока они не заканчивались, затем отправлялись в другое место. Тайцы называют их чао-ле (Chao Ley) или чао-нам (Chao Nam), что буквально означает "люди моря". Десятки лет назад правительство Таиланда разрешило кочевникам строить поселения на тайской земле.

Среди чао-ле выделяют три народа: урак лавой, моклены и мокены. Их языки, хоть и относятся к австронезийской семье, очень различаются и совершенно непохожи на тайский. Самая аутентичная деревня мокенов расположена на Суринских островах. Они до сих пор живут в деревянных домах на сваях, покрытых крышей из пальмовых листьев, и практически не ассимилировались. Отличные знания моря помогли жителям деревни во время цунами 2004 года. Хотя дома были полностью снесены, сами мокены успели укрыться от стихии.

Языки мокенов и мокленов чем-то похожи, они могут понимать друг друга. Моклены больше подвержены тайскому влиянию, их деревни расположены по всему южному побережью от Мьянмы до Пхукета. Они занимаются земледелием, сбором каучука, кокосов и уже давно забыли кочевую морскую жизнь. Язык урак лавой совершенно отличается от наречий двух предыдущих групп морских цыган. Народность проживает на пляже Раваи, на островах Сирэ, Ланта, Джум, Аданг, Липе и других. По легенде все три этнические группы изначально были связаны друг с другом. Некоторые семьи до сих пор мигрируют, двигаясь от бухты к бухте, от деревни к деревне.

У старшего поколения морских цыган зачастую нет подданства Таиланда и паспортов. Исключение составляют некоторые урак лавой и моклены, которые поселились в Таиланде на постоянной основе и уже называются "новыми таиландцами".

Морские цыгане на Пхукете

Урак лавой на Пхукете занимаются рыболовством, сбором даров моря, ласточкиных гнёзд и раковин. Ещё несколько десятков лет назад кочевники не использовали в быту деньги. У них был натуральный обмен. Всеобщая глобализация и развитие туризма изменили привычный ход жизни. В деревеньке острова Сирэ можно за деньги купить некоторые сувениры ручной работы и бижутерию из . Морские цыгане Пхукета довольно цивилизованные. В деревнях есть телевизоры, холодильники, машины, мотобайки, чего не скажешь про мокенов на Суринских островах.

Прогуливаясь по улочке поселения, вы можете увидеть быт местных жителей. Одни дома построены из дерева и жести, другие - из кирпичей и черепицы. Как правило, в каждом жилище есть большая веранда для отдыха. Мужчины из деревни рано утром уходят на рыбалку, а женщины занимаются домашним хозяйством: готовят, стирают, убирают. Как правило, среди местных днём вы встретите только детей, женщин и стариков. Пойманные дары моря либо продают, либо используют для своей семьи. Вторая половина дня - это сиеста. Мужчины чистят рыболовные инструменты, женщины отдыхают, болтают с подругами или смотрят телевизор.

Родители разговаривают с детьми на двух языках: по-тайски и на урак лавой. У морских цыган отсутствовала письменность, некоторые до сих пор знают только разговорный язык. Дети чао-ле ходят в школы и учат тайскую письменность. У меня есть англоязычные друзья-учителями, работающие в школе на острове Сирэ, которую посещают дети из деревни чео-ле.

Верования чао-ле включают почитание предков, анимизм, спиритизм и поклонение . В наше время одни пользуются благами цивилизации и обращаются в больницы, другие до сих пор прибегают к помощи деревенского шамана, который уверен, что все беды насылают духи. Для лечения нетрадиционными способами используются заклинания и снадобья.

Морские цыгане заботятся о своих предках. По легенде они увозили умерших в особое место, где души могут жить вечно. Главный ритуал у Чао Ле - это фестиваль "Лой Рыа", что переводится "плывущая лодка". Чтобы отпугнуть неудачи, получить поддержку духов и почтить память предков, морские цыгане спускают на воду лодку, положив в них разные фигурки представителей клана, их ногти, волосы и миниатюрное оружие. Этот фестиваль проходит дважды в год - полнолуние шестого и одиннадцатого месяцев по лунному календарю. В деревнях устраивают настоящие торжества с и танцами.

Как добраться до деревни морских цыган?

Что посетить по пути?

Мост, соединяющий Пхукет и остров Сирэ, сам по себе является достопримечательностью. Здесь расположена площадка для наблюдения за обезьянами. Как только вы въезжаете на мост, увидите дорожные знаки, призывающие быть осторожными с перебегающими трассу животными. На острове Сирэ находится , копией Пагоды Чайттийо (Kyaiktiyo Pagoda) в Мьянме.

Если соберётесь в деревню морских цыган на острове Сирэ, то сможете узнать одну из граней нетуристического Пхукета. Приятного путешествия!

Помимо тайцев на Пхукете живет загадочный народ Чао Ле, что значит Люди моря. До разрушительного цунами в 2004 году, о Чао Ле практически ничего не знали. После того, как морской кочевой народ без письменности, исповедующий анимизм, и практически не использующий цифры, за несколько часов до цунами оставил свои дома и ушел в горы, к ним стали проявлять интерес.

Морские цыгане на Ко Сирей

Ко Сирей - остров, где расположились морские цыгане, отделен от Пхукета небольшой речкой. Несмотря на крупные дорожные указатели для туристов, ведущие в Sea Gypsy Village, там царит заброшенность, грязь и бедность.

Улица вдоль моря, обнажающая беспорядок шатких домишек, дневной сон обитетелей и перебирание ракушек. Местный магазин, в котором практически ничего не продается. И только приветливые смешливые дети, которым все нипочем, бегают разноцветными стайками по пыльной деревне.

За самобытными и аутентичными фотографиями быта и ремесел морских цыган лучше отправиться в более дикие и привольные для них места. Единственной оправданной целью посещения деревни цыган на Ко Сирей может быть материальная помощь или подарки детям.

Удивительные способности

Обычный мужчина из Чао Ле может нырять на глубину около 23 метров без какого-либо снаряжения и оставаться под водой более 3 минут.

У них уникальное острое подводное зрение. Способность видеть мелкие и отдаленные объекты в жгуче-соленой воде прививается с раннего детства. Только иногда они используют самодельные плавательные очки из битого стекла и сподручных растительных материалов.

Чем Чао Ле занимаются всю свою жизнь? - Ловят рыбу и строят лодки, чтобы ловить рыбу. Впрочем, для них не проблема поймать рыбу руками, если придется.



Лодка "кабанг"

Большую часть жизни проводят в лодке “кабанг”. Традиционно ее строят вручную, из цельного ствола дерева и выжигают изнутри углями для растяжки. Снаружи оплетают бамбуком и веревками из растений. “Рецепт” кабанга не менялся последние 4000 лет.

Для многих из них кабанг является местом рождения и местом смерти. Прежде, чем срубить дерево для кабанга, к его духу обращаются с молитвой. Антропологи заметили, что кабанг - это подобие тела человека. Недаром, части лодки на языке Чао Ле называются также, как и части тела человека. Соответственно, и отношение к лодке очень трепетное.




Праздник и маленькие лодки

Чао ле верят в то, что у всех существ и предметов в мире есть душа. Главный праздник людей моря, называется Лой Рыа. Два раза в год они выпускают в море миниатюрные лодки-кабанги, куда кладут рис, орехи, перец, кукол, волосы, ногти и оружие, чтобы задобрить морских духов и отогнать неприятности.

Куклы символизируют души умерших, которые должны спокойно уплыть навсегда, волосы и ногти кладут, чтобы отогнать болезни, еда и оружие - подарки духам.



Чао Ле сегодня

Жизнь в современном мире вынуждает Чао Ле находиться на краю бедности. Например, на Пхукете часто случается так, что земля, на которой стоит их деревня, оказывается частной. Из-за развития туризма большая часть вод, где раньше рыбачили цыгане, стала заповедной. Теперь промысел, обеспечивающий их пропитание, называется браконьерством.

Между собой Чао Ле не используют денег и просто обмениваются жемчугом, рыбой и кораллами. Но в таких развитых районах, как Пхукет, вынуждены участвовать в торговле. Сделки получаются для них крайне невыгодными. За перламутр, жемчуг, редких игрокожих, крупных морских огурцов и другие деликатесы, они получают гроши, инструменты, алкоголь и сигареты.