Дорога в териберку зимой. Териберка. Зимнее путешествие. Урбанисты в Териберке




В это путешествие я обязательно хотел доехать до поселка Териберка, который находится в 130 км от Мурманска. Это единственная дорога на Северный Ледовитый океан на территории России, куда можно добраться без всяких КПП на автомобиле либо общественном транспорте. Сначала эти фотографии делал чисто для себя, но в процессе поездки получил несколько вопросов от читателей о качестве покрытия и решил посвятить этой дороге отдельный пост. А оно того реально стоит, в общем, смотрите.

Дорога на Териберку тянется на восток от Мурманска мимо поворота в сторону Североморска - закрытого военного города, который является местом базирования Северного флота ВМФ, в том числе и атомных подводных лодок. 90 км идет асфальтовая дорога до следующей развилки на поселок Туманный.

Стоит сразу предупредить, что на всем протяжении пути от Мурманска до Териберки отсутствуют магазины и заправки, поэтому выезжая из города-героя, заправьте полный бак

Постепенно дорога начинает ухудшаться и местами проваливаться, а наша скорость передвижения снижаться. На некоторых местах наш Прадик подпрыгивал как на трамплине, боюсь представить, как тут можно подлететь на легковом автомобиле. На встречу постоянно проезжали военные Камазы, которые, по всей видимости, ехали с учений.

Постепенно пропали и кустарники, а нашим взорам открывались необъятные просторы каменистой тундры. В осенних красках это выглядит просто потрясающе!

Эта причудливые деревянные конструкции - снегозадержатели, которые устанавливались в местах, где чаще всего случались снежные заметы. На заднем фоне мачта ЛЭП конструкции, которую я увидел впервые. Места тут болотистые, поэтому их устанавливают на сваи и утягивают тросами.

За 42 километра до Териберки, асфальт заканчивается, и начинается зубодробительная гравийка. Грейдер даже за такое небольшое расстояние может вытрясти из вас душу. Средняя скорость даже на Прадике была около 30-40 км в час.

По краям дороги установлены светоотражающие пластиковые столбики, которые облегчают опознавание дороги ночью или зимой во время метели.

Грех не сфотографироваться команде с автомобилем на фоне такой природы и непривычных мест..

Воздух тут девственно чист, а бескрайняя волнистая поверхность покрытая мхами двух цветов и сотнями озёр, которые располагаются на разных высотах.

За каждым поворотом открывается вид лучше прежнего.

На одном из сопок сотни пирамидок из камней. Такое мы уже встречали около границы Полярного круга . Скорее всего, очередное место силы.

Не ремонтируемые уже много лет, снегозадержатели уже почти не помогают и зимой во время сильных снегопадов и ветров дорогу заносит, а Териберка становится отрезана от цивилизации. Пока дорогу снова не откопают, в поселок привозят еду на вертолетах.

Впереди появилось огромное озеро, тянущееся на десяток километров, по началу возникло ощущение, что это Териберкская губа Баренцева моря, но оказалось, что просто водохранилище. На реке Териберке действует каскад из трёх ГЭС, которые мы тоже проехали.

Последние 5 км дорога просто фантастическая и самая живописная. А вот еще пара холмов...

И курорты Баренцева моря ждут вас:)

В следующем посте покажу саму Териберку и подробно расскажу о ней.

Завершением моего двухнедельного путешествия стала ночь на Баренцевом море, в небольшом рыбацком посёлке Териберка. (ударение на второй слог!). Почему ночь? Потому что автобус туда ходит вечером, а назад утром - но ведь здесь в это время не заходит Солнце. Почему именно Териберка? Потому что это единственное место на российском Баренцевом море, куда можно доехать общественным транспортом и без специального пропуска. Ещё без пропуска можно добраться на полуостров Рыбачий ближе к Печенге, но там нет транспорта. А несколько городов на побережье - все сплошь ЗАТО.

Мой рассказ о Териберке будет состоять из трёх частей. В первой - о дороге туда из Мурманска по настоящей безлесной тундре.

Расписание автобусов из Столица Заполярья в Териберку довольно мудрёное - ходят не более раза в день и не каждый день. К счастью, у Мурманского автовокзала есть официальный сайт, поэтому можно заранее спланировать, на одну или на две ночи туда ехать. Я решил - на одну. Териберский автобус - в общем-то, транспорт "для своих": все пассажиры и водитель как правило друг друга знают, и вечером едут домой.

Сначала дорога не впечатляет... ну, по крайней мере если вы не первый раз в Мурманской области. Обычные лапландские пейзажи с сопками, низкорослым лесом и бесчисленными озёрами, которые буквально развешаны по горам на разной высоте. В жаркий выходной день в этих озёрах купалась, наверное, половина населения Мурманска.

Через полчаса пути по правую руку хорошо виден город:

Это "тройка", или Североморск-3. А если кто не знает, Североморск - это ЗАТО, столица Северного флота. На въезде - КПП, обложенный мешками с песком, автоматчик. Документы при этом не проверяют, хотя, говорят, раньше в автобус садился пограничник и следил, чтобы не вышел кто попало. Автобус заезжает в центр посёлка, и здесь выходит 3/4 пассажиров:

Когда я спросил у попутчиков, что здесь, мне ответили - "база подводных лодок". Ага, в болоте, наверное... Как пишут в википедии, Североморск-3 - это военный аэродром. Большей части своих гарнизонов (в первую очередь ракетную часть) он лишился в 1993 году, но осталось, видимо, не так уж и мало.

За "тройкой" пейзаж постепенно меняется, горы делаются всё более лысыми, земля - всё более каменистой:

И где-то через час после Мурманска обнаруживаешь себя в голой тундре. Здесь деревья не сожжены промышленными выбросами, как на Печенге - здесь им просто не климат расти. Воздух девственно чист. Бескрайняя волнистая поверхность, покрытая мхами двух цветов - и тысячи и тысячи озёр, все на разных высотах.

В этой тундре - развилка, отмеченная крестом. Асфальтовая дорога уходит в посёлок Туманный:

А путь на Териберку выглядит так:

Автобус сбрасывает скорость до 20км/ч - позади 100 километров, впереди 40, но это ещё середина пути. И пока полюбуемся тундрой - я впервые вижу её не под снегом:

В жаркий день тундра живо напоминает степь, местами пейзаж почти оренбургский или казахстанский, и ягель как колючка. Если бы не деревянные снегозадержатели:

А заметает тут знатно - местами в середине июля попадаются пятна снега:

У крупных озёр снова появляются деревья - но ненадолго:

А териберчане, между тем, после "тройки" почувствовали себя свободнее, и в автобусе установилась какая-то совершенно особая атмосфера - казалось, что все эти люди едут домой с какого-то одного общего дела. Я разговорился с мужиком, ехавшим рядом - он из Владимира, в Териберку переселился пару лет назад, работает там на рыбзаводе. Для вас странно, как можно променять Среднюю полосу на Край Света? А для него не странно: северяне живут в любой точке если не мира, то России, но могут даже не знать о том, что они северяне... а потом вдруг случайно приезжают на Север и остаются там навсегда.

На другом сидении ехала интеллигентная немолодая женщина совершенно московского вида - я бы принял её за преподавательницу в престижном вузе или директоршу небольшой фирмы. С ней - парень лет 18, тоже совершенный москвич с длинным белым хаером. Она в Териберке жила ещё при Советах, работала в ПИНРО (Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии), заселяла камчатского краба в Баренцево море, а в голодные годы уехала на материк - теперь Териберка для нее что-то вроде дачи, куда она и ехала с сыном. Мне прямым текстом сказала, что я не москвич - говор у меня не московский.

На очередном перевале она просто попросила водителя притормозить на 5 минут, и мы с ее сыном вышли на пустынную дорогу заснять открывшийся вид. Ни один из пассажиров не выразил возмущения. Все свои, да ещё и едут домой, спешить некуда...

Чувство опасности пропало очень быстро. Я без малейших опасений дал мужику из Владимира своей плеер, фотографировал в оба окна и даже спереди... Вот это и называется "Вороньё нам не выклюет глаз из глазниц, потому что не водится здесь воронья".

А местность становится всё более суровой и гористой:

Впереди возникает огромное озеро, тянущееся на десяток километров - я успеваю подумать, что это уже Териберская губа Баренцева моря:

Но это оказывается водохранилище - на реке Териберке действует каскад из трёх ГЭС:

Перепад высоты - метров 20-30:

Но как они работают - непонятно, рядом ни малейших признаков жилья. Иногда по дороге мимо пылили машины, но от поворота до самой Териберки я не увидел ни единого населённого пункта. Даже заброшенных домов по дороге попалось всего два:

Хотя какая-то жизнь здесь идёт - вот, например, метеостанция (?) на сопке:

Не покидает чувство приближения к Краю Земли:

Гладь реки Териберки - это ещё одно водохранилище, и ГЭС всего в 7 километрах от посёлка:

Последние километров 5 - фантастическое ущелье:

Над головой - отвесные скалы, похожие на обветренные лица:

Потом долина расширяется, по краям замечаешь пешеходов и велосипедистов:

И за поворотом дороги возникает сама Териберка:

Продолжение следует...

ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.

Думаю все слышали про это село? После фильма Левиафан в Териберку хлынули толпы туристов и местные жители уже не довольны засильем приезжих. Териберка - богом забытое место на Кольском полуострове в 130 км от Мурманска. Население села около 900 человек. Жители бегут из этого места, а туристов наоборот тянет.
И это прекрасное место! Даже не представляете, на сколько здесь красиво и атмосферно. Старые домики, невероятные пейзажи, разбитые лодки, северное сияние.
Самое сложное - добраться до неё. С цивилизацией она соединяется грунтовой дорогой, которую сложно проехать летом, а зимой постоянно заметает снегом.
Мне очень повезло с погодой, т.к. не было осадков уже несколько дней, но даже в таких тепличных условиях я еле выбрался из Териберки. Знаете, каково это буксовать на льду на подъеме в гору? :(
Скучно не будет - усаживайтесь поудобнее и ай да смотреть.
И ещё - я буду кататься на каракатице!!!

2. Начну с утра. В хостеле (!!!) Маргарита приготовила мне на завтрак картошку с треской. Нереально вкусное блюдо. Я не знаю, почему она не работает поваром, но это невероятно. Да, я нормально питаюсь!)

3. В трех словах о хостеле. Всё в морской тематике.

4. Кухня прямо в номере. Хостел сверх маленький - всего одна комната и 4 кровати. Зато всё есть и стоит 500р./ночь.

5. Вид на Мурманск.

6. Платная парковка.

7. Хостел находится в бывшей общаге и общая атмосфера достаточно...ммм...колоритная)

8. Выйдя на улицу, по дороге на парковку, идешь вдоль гигантских сугробов.

9. По дороге в Териберку мне нужно было заправить канистру 92-м бензиом для каракатицы, заправить пежона дизелем и себя печеньками.

10. Начинается дорога на Териберку с асфальтового покрытия. Я ехал до 100 км/ч, хотя потом пожалел - дорога покрыта льдом и улететь было очень просто. Как оказалось, играл с огнем. После одного поворота был припаркован внедорожник и пришлось экстренно его объезжать и машину стало заносить. Хорошо, что есть хороший опыт езды и смог выправить машину. Пронесло.

11. Свет нереально красивый. И да, началась тундра.

12. В хорошую погоду дорога выглядит красиво и ехать можно легко, а чуть портятся погодные условия - всё, проехать невозможно. Легковушки застревают сразу, внедорожники могут ехать, но не всегда. Пока не доедет грейдер - все ждут. В последнее время техника лучше и чистит дорогу чаще, а раньше по несколько дней закопанные в снегу ждали.
Вообще рекомендуют ехать в сопровождении автобуса, который идет в Териберку вечером, а возвращается в Мурманск утром.

13. Я ехал 8 марта и вдоль дорог было припарковано очень много автомобилей. Кто чем только не занимался - кто-то шашлыки жарил, кто-то на снегоходах катался, кто-то на лыжах ходил.

14.

15. Много странных палок по маршруту. Забор?

16. У кайтеров Териберка считается очень крутым спотом и катаются здесь до мая. Приезжают со всей России.

17. Меня прям тянуло покататься. Но беда со временем не позволила, да и стоят занятия не очень гуманно.

18. Ни одного нарекания - тащит, рабочий львенок!

19. Снежная пустыня.

20. А вот и Териберка!
Луна днем.

21. Странно видеть открытую воду в тех краях...привык уже ко льду)

22. Выглядит интригующе. Поехал поближе.

23.А вот и автобус.

23. Ощущение нереальности не покидает ни на секунду.

24. В Териберке есть вообще всё! Деревянные дома, старые и новые дома. Магазин, школа, гостиница. Даже кайт школа есть!

25. Разбросаны деревянные лодки. Это нормально вообще?

27. Посмотрел старую Териберку, отправляюсь в новую.

28. Дома красивые, но жить в них, наверное, невозможно.

29. Кстати, дома на выселение, поэтому не пугайтесь плохих условий. Людей переселяют либо в более новые 5 этажки, либо в Колу.

30. Выглядят жутко. Но для фотографий - идеально.

31. Попробуй найди машину после снегопада.

32. Очень много вещей (и людей) перевозят на санках. Цепляют к снегоходу и катаются между старой и новой частями поселка.

33. Собака.

34. Очень хочется показывать больше фотографий, но увы, жалуются, что итак слишком много(

35. Саша.

36. А теперь гвоздь программы - каракатица! Устройство построенное на основе мороцикла ИЖ. Можно ездить по любому снегу. Грузим доски и поехали смотреть Баренцево море.

37. Еще автобусы. Кстати, школа отштукатурена и выглядит гораздо приличнее обычных домов.
Галя, бывшая жительница поселка, рассказывала как учась в школе заходила за более маленькими школятами, привязывала их к себе веревкой и гуськом шли в школу. Ветер очень сильный и детвору сносило.

38. Каракатимся к побережью Баренцева моря.

39. Сфотографировал горы.

40. Потрогал воду.

42. "Управление слишком трудное, не дам порулить. Иди сфоткаю" - сказал Павлик.

43. Павлик - 14 летний парень, живужий в Териберке один. Сам добывает себе еду и умеет ремонтировать каракатицу.

44. Так перевозили доски.

45. Красотища!

46. Возвращаемся обратно в Териберку.

47. Павлик показал свою бывшую комнату в уже расселеном доме.

48. Вывеска в подъезде.

49. Сфотографировал Павлика.

50. Мужскую обувь не нашел(

52. Достаточно жутко.

53. Самый кайф - в Териберке отличный 3G у МегаФона. Смог поболтать по FaceTime, устроил онлайн трансляцию. Хорошо когда много интернета и есть связь.
У МегаФона лучшее покрытие в Мурманской области и я рад, что есть возможность пользоваться современными возможностями даже в таких удалённых местах.

54. У меня была мысль - остаться, но показывать северное сияние небо не планировало и решил поехать домой, чтобы не тратить время.
Дорога тяжелая, скользская. Очень скользская! На подъеме в гору машина буксовала и приходилось спускаться вниз, чтобы набрать скорость и форсировать гору.
В некоторых местах начало заметать дорогу и ориентировался по столбикам вдоль дороги.
Обратите внимание на ручки снега - осадков нет, но ручейки заметают дорогу на глазах.

55. Боялся, что пойдет более сильный снег - тогда мог бы остаться в машине на долго. Но медленно и верно, полз в сторону дома. Часть пути ехал со скоростью 30-40 км/ч. Медленнее - буксуют колеса, быстрее - заносит машину.
Териберка чудесное место, её обязательно надо увидеть.

Расходы:
Магазин - 129 р.
Еще магазин 135 р.
Заправка - 1511 р.
Завтрак - 200 р.
Хостел - 500 р.
Сегодня - 2475 р.
Всего - 19488 р.

Интернета потрачено:
сегодня - с завтра верну ведение статистики.
Всего - 3.14 гб.

Шагов:
сегодня - 7764
всего - 90625.

Пробег:
Сегодня - 297 км, 5.4 расход, 37 ср. скорость.
Всего - 3190 км, 4.6 расход, 49 ср. скорость.

___________________________________
На связи с вами благодаря компании "

Так получилось, что в поселке Териберка мы оказались ещё до выхода фильма Звягинцева на большой экран. Тем лучше - впечатления, привезённые из поездки вышли непредвзятыми и объективными.

Здесь спит Левиафан.


Где-то здесь, за 18 километров до посёлка, недавно завяз в снегах Сергей Доля . Нам повезло больше и мы проскочили этот участок на крейсерской скорости, на пределе сцепления шин с укатанным снегом.

Правда, про города Кировск и Мончегорск, где так же снимался именитый фильм, Сережа всё же успел сделать отличный пост , так что здесь - только одна фотография из города у горы:

Чекин на пристани.

Рыбзавод - единственное действующее предприятие в Териберке. В общежитии при нём мы и поселились.

Пожалуй, это самое приятное и аккуратное место, где можно переночевать в поселке.

Не судите по многочисленным депрессивным статьям про Териберку: и здесь есть цивилизация.

Весёлые контрастные детали в интерьере призваны скрасить соседство со старым морским портом.

Даже из простеньких бумажных жалюзи здесь, как из салфеток в провинциальных ресторанах, пытаются выжать позитив.

Открытые люки никого не смущают, здесь почти никто не ходит.

На секунду окажемся в кадре из фильма и оглядимся по сторонам.

Номера лодочных парковок - как памятные таблички.

На самом деле, частные шлюпки просто запрятаны на зиму по деревянным стойлам, или, в большинстве, зимуют за берегу пузом кверху.

У проходной на рыбное предприятие - продуктовый магазин. Здесь тоже позитивные креатив.

На контрасте - кадр из фильма, наполненный пронзительной безысходностью, снятый в этом же месте.

Бывший дом культуры.

Основная проблема старой застройки перекликается с сюжетом фильма: у каждого такого здания есть частный владелец, и снос портящей пейзаж рухляди может повлечь судебные разбирательства.

Многие жители некогда крупного рыбацкого поселка в поисках лучшей жизни побросали своё имущество, зияющее выбитыми глазницами окон и дырками в правом боку.

Теперь никому не нужное частное имущество разгрызается пронизывающими ветрами с Ледовитого океана.

И снова кадр из фильма:

Подьезжаем к поселку Лодейное, которое здесь называют "Новой Териберкой".

Часть поселка, разрушающаяся - послевоенной постройки.

Остальная часть - панельные пятиэтажки семидесятых годов, построенные на смену уже тогда разваливающимся деревянным двухэтажкам.

С распадом Союза строительство прекратилось.

Местные жители рассказывают, что построенная в восьмидесятых котельная ломается раз в год и весь поселок остается без отопления, спасаясь буржуйками. Вода в водопроводе - тоже подарок, поскольку обветшавшие трубы лопаются.

Из свежих построек здесь - только школа. Напротив неё - местный бутик.

А вот это - здание старой школы уже в другой части поселка - "Старой Териберке".

Несколько лет назад выкуплено предпринимателем, которого здесь ни разу не видели, под гостиницу.

И всё же, здесь есть жизнь.

Не смотря ни на что.

За "старой Териберкой" начинается широкая, по местным меркам - космическая дорога, прорубленная прямо через двадцатиметровые гранитные скалы.

Судя по табличке, в 2009 году Газпром решил построить здесь, на побережье, нефтеперегонный завод, получающий сырьё со Штокмановского месторождения, но вскоре проект признали невыгодным и в 2011-м строительство заморозили. Теперь широкая магистраль, разве что не закатанная асфальтом, ведёт за 10 километров и там обрывается, упираясь в скалу.

Кольский полуостров - мекка поклонников суровой заполярной природы. Здесь начинается настоящая, непередаваемая, красота.

Виды - бешеные.

Конечно, ночёвка в палатке зимой не входила в наши планы. Это декорации для заключительной серии " ". Хотя, именно в такой картинке - весь кайф и романтика поездки за полярный круг.

В начеле декабря световой день за полярным кругом очень короткий, где-то с 11 до 14, а солнце даже не показывается из-за горизонта. Вот, например - "рассвет", дальше начинает снова темнеть (включайте HD).

Режиссер Илья Поволоцкий проникся утренним пейзажем и медитирует. Не скрою, снимая таймлапс я, без сомнения, присоединился.

Маленькие ручьи, собираясь в водопады, вымывают железо из гранитой породы, из-за этого ледяные столоктиты переливаются совершенно неожиданными цветами - от изумрудно-зеленого до рыже-фиолетового.

Суровые гранитные скалы здесь везде, вдоль всего побережья, а снег выпадает здесь даже в июне. Ни о каком сельском хозяйстве в таком климате не может быть и речи.

Корабль спасателей - единственный флажок, напоминающий о цивилизации вокруг. Да, бросаться со скалы у нас в планах не было.

Не прошло и пары часов, как начинает темнеть. Стоит отдохнуть в гостинице и накопить сил к вечеру, ведь ночью будет на что посмотреть.

Около часа ночи один из операторов съёмочной группы залетел в гостиницу со словами "Началось!", схватил фотоаппарат и убежал. Все устремились на улицу.

И вместе "залипли" на самый, пожалуй, красивый природный спец-эффект.

Для контраста - картинка всего в 140 километрах от Териберки, из Мурманска, в который мы заехали на обратном пути. О нём - в следующем посте, подписывайтесь !

А вот и карта. Она поможет сориентироваться на местности тем, кто соберётся по нашем следам, на берег Баренцева моря. Не столько в поисках разрухи и запустения, сколько в предвкушении встречи с великолепной и могущественной первозданной природой.

Да, не прощаюсь!

Кстати, летом здесь по-особенному красиво:
Кольский полуостров. Териберка от cr2
Заброшенная школа в Териберке от cr2
Кладбище кораблей в Териберке от

Дороги севера зимой: Терский берег, Териберка, Туманный, Кировск, к норвежской границе. 24 апреля, 2017

В Подмосковье хоть и временами дождливая, но уже давно весна, а на Кольском еще вовсю снег и сугробы. Наша пробная февральская поездка вышла очень удачной, поэтому могу смело рекомендовать всем и каждому следовать нашему примеру. В этой заметке постараюсь ответить на самый популярный вопрос о Кольском полуострове: "Ну, что там с дорогами?"


Начну с главного: основные дороги зимой есть и их регулярно чистят. Техника ездит систематически и если погодные условия терпимые, то доехать до Варзуги, Териберки, Туманного или вернуться из Никеля через Приречный не составит труда.

Стоит обратить внимание на то, что в подавляющем большинстве случаев дорожное покрытие представляет собой чистый лед или плотно укатанный снег. Не ждите асфальта. Учитывая, что из-за особенностей рельефа многие дороги извилистые и с перепадами высоты, я крайне не рекомендую ехать на всесезонной или просто плохой зимней резине. Крайне. Также напоминаю вам, что какой бы хорошей зимняя резина ни была, законов физики никто не отменял, поэтому носиться по ледяным дорогам на высокой скорости не стоит.

Теперь более подробно о том, чего ждать от каждого направления.

Терский берег


Грейдер до Варзуги (47К-011)

До Варзуги дорога хорошая. На асфальтовой части больше льда, на грейдерной — укатанного снега. Самого снега вокруг, кстати, до задницы, что в прямом, что в переносном смыслах — почти везде лежат огроменные сугробы.


Асфальт от Кандалакши в Умбу (47К-010)

Отвороток, кроме как к крупным населенным пунктам, коих там совсем немного, нет. К Аметистовому берегу не проехать.



Кашкаранцы

В Кашкаранцах можно спокойно доехать до маяка и полюбоваться на Белое море.


Дорога в Кузомень

С Кузоменью как-то не совсем однозначно. После поворота расчищен участок грейдера и небольшая стоянка. На стоянке автомобили, а дальше по дороге только следы снегоходов. Но с другой стороны видно, что лесная дорога однозначно была расчищена, причем ни в одном другом месте на снегоходных трассах такого не было. Рыболовные форумы утверждают, что до самой деревни все-таки только на снегоходах.

В сторону Хибин

Разумеется, без проблем проехать можно до Апатитов и Кировска , а в самом Кировске до ботанического сада и санатория Тирвас. В горы дороги нет, даже до ближайшего карьера добраться можно только на снегоходе.
Дороги до поселка Октябрьский и в Коашву расчищены, покрытие — укатанный снег.

В сторону норвежской границы


Дорога расчищена, но гонять со всей дури по ней не стоит: на этой дороге водители, бывает, не справляются с управлением и летом, а уж по зимнему льду рисковать точно смысла нет. То, что на фото выглядит как темный асфальт на самом деле является прозрачным льдом.


Автодорога Мурманск — норвежская граница (Р-21)

Пункты пограничного контроля в Титовке и на развилке Приречный — Мурманск — Лотта работают.


КПП Мурманск — Приречный — Лотта (47К-092 — 47А-059)

Дорога на Рыбачий и Средний от самого съезда с асфальта только снегоходная, не проехать даже к ближайшему водопаду.


Поворот на Средний и Рыбачий

Попасть на автомобиле к Кольской сверхглубокой скважине шансов нет, только до карьера.

Дорога из Никеля в Мурманск через Приречный (включая заезд в сам поселок) расчищена, проблем нет. На этой дороге мы попали в довольно сильный туман. Насколько это типичное явление именно в той местности, я не в курсе. Вообще, путешествуя по северу, к сильным туманам стоит быть готовым в любое время года.


Автодорога Никель — Мурманск через Приречный (47К-092)

В сторону Териберки и Дальних Зеленцов


Грейдер в направлении Туманного и Дальних Зеленцов (47К-050)

Общая асфальтовая часть дороги в том направлении расчищена и, как водится, покрыта льдом и снегом.
Грейдеры до Териберки , Туманного и ГЭС-16 регулярно чистятся, но есть одно "но" :) Замести расчищенную дорогу в тех местах может очень быстро и основная проблема здесь ветер. Снежные переметы порой образуются к тому моменту, когда спецтехника еще даже не успела пройти всю дорогу и повернуть в обратном направлении. И это при ветре всего 8-10 м/с! Что там творится при штормовых ветрах и буранах, думаю, догадаться не сложно. На фото ниже видно, как снег начинает заносить дорогу, которая уже была почищена ранее в этот день.


Асфальтовая часть дороги в Териберку и Дальние Зеленцы (47К-050).

После ГЭС-16, где начинается грунтовка в Дальние Зеленцы , проехать можно только не снегоходе. На автомобиле, как подсказывает опыт, попасть туда получится приблизительно после 10 июня и то в том случае если будут пробивать снежники спецтехникой.


Поворот у ГЭС на Дальние Зеленцы

В Териберку добраться никаких проблем не составляет. Однако "Газпромовская" дорога и дорога к водопаду, разумеется, не чистятся, если захочется посетить эти места, то идти придется пешком.


На фото выше обратите внимание, как через дорогу ветер гонит снег. Не устану повторять, что на севере вопрос: "Можно ли добраться и насколько комфортно?" довольно сильно зависит от погоды. Утром можно, к вечеру нельзя. Или наоборот. Или еще какие варианты — предсказать это не всегда представляется возможным.


Грейдер в Териберку (47К-051)

Касательно грейдеров хотела бы отметить еще такой момент. Зимой качество покрытия на них из-за уплотнившегося снега кажется лучшим, чем летом. Если в теплый сезон едешь километров 60 в час, то зимой на прямых участках можно хоть сто — трясти не будет. Можно, но, все таки, не стоит: неожиданные снежные перемёты, скользко, а лететь, например, с Териберского грейдера местами будет высоко и неприятно.

Вывод из всего вышесказанного довольно прост: имея приличную зимнюю резину и голову на плечах, путешествовать зимой по Кольскому не сложнее, чем летом! :)