Мостовые сооружения коломны. Мостовые сооружения коломны Пешеходные мосты через Коломенку




Названный так, исходя из исторического названия района Петербурга – Коломне, Коломенский мост расположен через канал Грибоедова, в створе улицы Володи Ермака. Интересно, что понятие «коломна» уходит своими корнями в глубокую старину, когда этот термин применялся для наименования селений. Некоторые из них, сохранились и до наших дней, как, например,город Коломна, Московской области.

В середине 18 века, когда в Петербурге появилось такое название района, это понятие было уже устаревшим и не применялось для названия новых поселений. Некоторые историки Петербурга объясняют происхождение такого названия от неточности произношения иностранных слов. В частности известно, что в 1730-х годах архитектор Д.Трезини называл"колоннами" прямые просеки, проводимые им через болотистый лес. Считается, что именно от этих «колонн» и произошло видоизменившееся название местности – Коломна. Название это еще связывается с термином «колония», так как в этом районе проживало довольно много иностранцев.

Так, или иначе, но в былые времена близлежащие от Коломенского моста кварталы города, были очень плотно заселены, отчего жизнь в районе площадей Ломоносова и Репина буквально била ключом. С постепенным расселением коммуналок, жизненный темп здесь стих, и стал почти сонным, отчего Коломенский мост утратил свое особое значение.



Деревянный Коломенский мост появился на канале Грибоедова в 1906 году, имел свайные опоры и в ширину занимал 2,4 метра. В 1968-1969 годах на месте старого моста было возведено современное сооружение, ставшее в то время одним из самых интересных пешеходных мостов Петербурга. Авторы его проекта – инженеры И. Н. Артемьева, В. И. Крыжановский, Б. Э. Дворкин и Н. Г. Бонч-Осмоловский, решили впервые в СССР, сделать мост из алюминиевого сплава, несущими элементами в котором стали алюминиевые трубы диаметром 270 мм, изогнутые в виде 2-шарнирной арки панельно-каркасной системы. Покрытие моста было произведено из асфальтобетона, который уложили по гофрированной плите. Опоры сооружения на свайных основаниях, выполненные из монолитного бетона, были облицованы гранитом. Входы на Коломенский мост украсили раскрытые гранитные пятиступенчатые лесенки, имеющие перила «барочного типа». В массивы перил причудливо вплетены торшеры на гранитных пьедесталах, сделанные из металлических труб, и имеющие разные диаметры. Ограждения моста явили собой секции, из часто расставленных стержней, квадратного сечения. Длина выстроенной переправы, отличавшейся лаконичностью конструктивного решения, составила 37 метров, ширина – 2,8 метра.

Коломенский мост в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга – однопролетный арочный пешеходный мост для перехода через канал Грибоедова. Этот первый и пока единственный в городе алюминиевый мост служит для соединения Коломенского и Покровского островов, и располагается напротив улицы Володи Ермака (ранее – Упраздненного переулка).

Название моста происходит от старинного названия района Санкт-Петербурга – Коломны, занимавшего в свое время территории нынешних Коломенского и Петровского островов.

Исторические факты

Впервые Коломенский мост был возведен в 1906 году и представлял собой скромную пешеходную переправу без архитектурных изысков. Он был перекинут через канал Грибоедова (ранее – Екатерининский) и связывал два острова – Коломенский и Покровский. Трехпролетный балочный мост имел длину 34,3 метра и ширину 2,3 метра. К 60-м годам прошлого столетия конструкции деревянного моста обветшали, поэтому встал вопрос о возведении нового сооружения.

В 1967 году кафедрой металлических конструкций ЛИСИ под руководством профессора В. И. Крыжановского был создан проект сварной конструкции из ферм пространственной системы. Строительство первого в СССР алюминиевого моста проводилось в 1968-1969 годах, а уже в конце сентября 1969 года новая переправа была открыта для движения.

Конструкция моста

Структура пролетной металлоконструкции выполнена в виде оригинальной двухшарнирной арки панельно-каркасной системы. Она состоит из двух алюминиевых труб и соединительных элементов, чем обеспечивает необходимую прочность и жесткость. Перильное ограждение оформлено в виде металлических решеток с простым рисунком. Пятиступенчатые лесенки из гранита украшены парапетами. Четыре одиночных торшера укреплены на металлических, трубчатых столбах ограждения.

Алюминиевый мост имеет асфальтобетонное покрытие по гофрированной плите. Это первая и единственная в своем роде цельносварная алюминиевая конструкция, оформленная в виде моста. Сварочные работы по производству пролетных элементов проводились на судостроительном заводе им. А.А. Жданова. Они были изготовлены и перевезены цельными металлоконструкциями, после чего их установили на место.

Современный Коломенский мост

Однопролетный алюминиевый мост сохранился практически в первоначальном виде – поменялась исключительно форма светильников. Гранитные лесенки в стиле «барокко» и легкая, кажущаяся воздушной, конструкция органично вписались в архитектурную композицию. Несмотря на довольно юный возраст (менее чем полувековой), мост выглядит неотъемлемым элементом ландшафтного дизайна Адмиралтейского района.

Во время установки нового Коломенского моста прилегающие к нему кварталы, а именно, площадь Репина и площадь Ломоносова, были плотно заселены, поэтому жизнь этого района развивалась достаточно динамично. В настоящее время, вследствие расселения коммунальных квартир, активность, равно как и функциональность Коломенского моста снизилась, но он, как и прежде, остается исторически значимой достопримечательностью архитектуры Санкт-Петербурга.

Коломенский мост

Располагается против улицы Володи Ермака. Длина моста 27,93 м, ширина - 2,28 м. Назван по старому району Петербурга - Коломне, где этот мост расположен.

В 1906 г. здесь был построен деревянный мост на свайных опорах с металлическими пролетными строениями. Ширина его равнялась 2,4 м. Мост не отличался архитектурным обликом.

Конструкции его к 1960-м гг. обветшали, и встал вопрос о постройке нового моста.

В 1967 г. инженерами В. И. Крыжановским, И. Н. Артемьевой, Н. Г. Бонч-Осмоловским и Б. Э. Дворкиным был разработан проект сварного алюминиевого моста из ферм пространственной системы.

В 1969 г. здесь был построен один из интересных и редких пешеходных мостов. Он выполнен из алюминиевого сплава. Несущими элементами являются алюминиевые трубы диаметром 270 мм, изогнутые в виде двухшарнирной арки панельно-каркасной системы. Покрытие выполнено из асфальтобетона, уложенного по гофрированной плите. Опоры из монолитного бетона, облицованные гранитом, покоятся на свайном основании. Входы на мост оформлены в виде раскрытых гранитных пятиступенчатых лесенок с перилами «барочного типа». В их массивы вплетены торшеры из металлических труб разных диаметров на гранитных пьедесталах. Ограждения - секции из часто расставленных стержней квадратного сечения. Мост отличается красивым силуэтом.

Остается только надеяться, что его не разберут на части «охотники» за цветными металлами.

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

автора Антонов Борис Иванович

Балтийский мост Мост расположен напротив Балтийского вокзала. Длина моста 33 м, ширина - 4,5 м. Название моста происходит от Балтийского вокзала.Мост сооружен в 1957 г. по проекту инженера А. А. Куликова и архитектора П. А. Арешева.Являясь одновременно пешеходным, он имеет

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Таракановский мост Пешеходный мост расположен в створе улицы Циолковского.Название мост получил по речке Таракановке, соединявшей реки Фонтанку и Екатерингофку. В 1907–1908 гг. ее частично засыпали, и между набережными Фонтанки и Обводного канала образовалась улица,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Борисов мост Объединяет промышленные зоны левого и правого берегов Обводного канала. Металлический мост построен в 1989 г. по проекту инженера А. И. Фельдмана и архитектора В. М. Иванова. Длина моста 33,1 м, ширина -

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Матвеев мост Мост расположен на левом берегу Мойки. Длина моста 27,1 м, ширина - 9,78 м. Он назван в память о комиссаре С. М. Матвееве, убитом в 1918 г. на Восточном фронте.Мост построен в 1782–1787 гг. при сооружении гранитных набережных Крюкова канала. Он был деревянным,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Мост Декабристов Мост расположен в створе улицы Декабристов. Длина моста - 29 м, ширина - 23,3 м. Название мост получил в память о восстании декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Впервые в 1784–1786 гг. здесь был построен трехпролетный мост с опорами из бутовой

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Торговый мост Торговый мостМост соединяет Театральную площадь с улицей Союза Печатников (бывшая Торговая улица). Длина моста 26,7 м, ширина - 10,5 м. Название моста происходит от Торгового (Литовского) рынка, находившегося неподалеку с 1789 до середины 1920-х гг.Впервые мост

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Кашин мост Мост находится в створе проспекта Римского-Корсакова. Длина моста 23,85 м, ширина - 16 м.Первый постоянный мост с деревянным пролетным строением построен здесь в 1805–1810 гг. В 1839–1840 гг. Кашин мост вновь перестроили, и он стал трехпролетным, на каменных,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Смежный мост Мост расположен на набережной реки Фонтанки. Длина моста 25,9 м, ширина - 15 м. Название моста связано с его местоположением.В 1800–1810 гг. деревянный мост заменили постоянным, трехпролетным, на каменных, облицованных гранитом опорах с деревянным балочным

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Матисов мост Мост соединяет левый берег реки Мойки с Матисовым островом. Длина моста 39,7 м, ширина - 10,5 м. Назван по имени мельника Матиса, имевшего на острове свою слободку, построенную на участке, подаренном ему Петром I за произведенную разведку действий шведских войск

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Банный мост Мост расположен против улицы Декабристов. Длина моста 35 м, ширина - 15 м. Название мост получил по располагавшемуся на Матисовом острове зданию бань.С 1821 г. здесь находился деревянный мост.Современный мост - однопролетный, консольный, из предварительно

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Головинский мост Мост соединяет набережные Адмирала Ушакова и Выборгскую. Длина моста 28,1 м, ширина - 27 м. Мост назван по располагавшемуся неподалеку имению графа Ф. А. Головина.Мост построен в 1875 г. на месте существовавшего здесь с 1817 г. деревянного моста. Он имел на

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Екатерингофский мост Мост соединяет Гутуевский остров в створе Рижского проспекта. Длина моста 66,8 м, ширина - 21,3 м. Масса металлических пролетных строений 1257 тонн; масса противовесов 1800 тонн.Название мосту дал существовавший неподалеку в 1711–1924 гг. Екатерингофский

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Коломенский прудок В городе Коломне есть прудок, оставшийся так же, как в других местах, на провале церкви. Старожилы коломенские уверены, что и в этом пруде, на известные праздничные дни, слышен звон колокольный. От нечистоты, выбрасываемой с боен, пруд к одной стороне его

Из книги Московские дуры и дураки автора Прыжов Иван Гаврилович

Данилушка Коломенский Он из крестьян. История жизни его печальна и трогательна - это история того, как у нас падают и замирают сильные натуры.Данила Иванович, или, попросту, Данилушка, уроженец Московской Губернии, Коломенского Уезда, села Лыкова, принадлежавшего Б. Он

Санкт-Петербург не зря называют городом мостов. Большей частью, он построен на островах. Через реки, озера и пруды, их соединяющие, перекинуто большое количество мостов. Всего их в черте города 342.

Грибоедовский канал также, как и другие водные артерии города, богат мостами. Его берега соединяет 21 мост. Одним из них является Коломенский, расположенный в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.

На первый взгляд, он не так интересен туристам, как Мало-Конюшенный и Театральный мосты, составляющие единое архитектурное сооружение. Или, к примеру, эффектный Львиный мост, также находящийся на канале Грибоедова. Но и у этого моста есть своя интересная история.

Слово «первый» к нему можно применить дважды.

Коломенский мост был первым деревянным мостом, перекинутым через Грибоедовский канал. Построен он был в 1906 году. Это была скромная пешеходная переправа, не имеющая никакого архитектурного оформления, но необходимая для соединения Коломенского и Покровского островов. Название мост перенял от Коломны - старинного наименования района Санкт-Петербурга, и сохранившего до наших дней большую часть рядовой застройки XIX века.

Версий происхождения названия «Коломна» в Санкт-Петербурге существует несколько, и каждая из них имеет право на существование. Самой достоверной считается версия, опубликованная в 1834 году в газете «Северная пчела». Газета писала, что название «Коломна» было принесено из села Коломенского мастеровыми, переселённым в Петербург в XVIII веке. Одно можно сказать точно, что в древней Руси этим словом обозначались новые поселения. На старых картах название это встречается довольно часто. Самая известная Коломна в наше время – это город в Московской области.

Но, вернемся к нашему мосту. Через шестьдесят лет своего существования деревянная Коломенская переправа пришла в негодность. Разработать проект нового моста было поручено светиле минералогии Владимиру Ильичу Крыжановскому, художнику-технологу Николаю Георгиевичу Бонч-Осмоловскому, инженерам Артемьевой и Дворкину. И вот здесь Коломенский мост вновь завоевала пальму первенства - он стал первым в СССР алюминиевым мостом.

В середине XX века уникальный пешеходный мост был введен в эксплуатацию. К тому времени в мире существовал только один алюминиевый мост. Он был автомобильным, и построен в Канаде в 1949-1950 годах. Для Советского Союза, и в целом для континентальной Европы, это было новое слово в науке и архитектуре.

Конструкция моста уникальна. Несущими элементами являются алюминиевые трубы диаметром 270 мм, изогнутые в виде двухшарнирной арки. Весь мост - цельносварной. Общий вес пролётного строения составляет 8,108 т.

Покрыт мост асфальтобетоном по гофрированной плите. Перильные ограждения металлические, выполнены в виде вертикальных прутьев, соединённых верхним поручнем. Вход на мост оформлен фонарями, которые поддерживают вертикальные штанги без украшений. Пятиступенчатые лестницы и парапеты сделаны из гранита.

Все сварные работы выполнялись в Санкт-Петербурге (в то время, Ленинграде) мастерами судостроительного завода «Северная верфь». В 1969 году, после испытаний на прочность, мост на грузовом автомобиле привезли на место установки, и тех пор он гордо стоит на гранитных береговых опорах Грибоедовского канала.

В годы, когда был установлен новый мост, кварталы, в районе которых он расположен (площадь Репина и площадь Ломоносова), были очень плотно заселены, и жизнь этого района была достаточно динамичной.

Сейчас, вследствие расселения коммуналок, активность снизилась, и функциональность Коломенского моста также, но он, как и раньше, остается исторической и архитектурной достопримечательностью Санкт-Петербурга.