Роковой спецрейс "победы". Гражданские суда германии, полученные ссср по репарации Пароход победа




Услышав замечательное название этого корабля, многие тут же вспоминают сцену из кинофильма режиссера Л. Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968 г.). По сюжету главный герой ленты, простой советский труженик Семен Семенович Горбунков (артист Ю. Никулин), отбывает в заграничное путешествие на судне, корму и борт которого украшает поэтическая надпись «Михаил Светлов». Теплоход с таким названием - четырехпалубный круизный красавец, популярный среди поклонников водных путешествий, спущен на воду весной 1986 года. Как же так? В этом стоит разобраться.

Крестины от Кристины

Вернемся в восьмидесятые годы двадцатого века. Теплоход «Михаил Светлов» (фото его можно увидеть в статье) создан по проекту Q-065. Это средние пассажирские суда для речных круизов. Сошел он со стапелей судоверфи в Корнойбурге (Австрия) в 1985 году.

В свой долгий трудовой путь отправился в 86-м (был пущен в эксплуатацию в апреле). Есть сведения, что в «большую жизнь» судно напутствовала жена Франца Враницкого (австрийский государственный политический деятель, федеральный канцлер Австрии с 1986 по 1997 гг.).

Теплоход назвали именем русского и советского поэта и драматурга Михаила Светлова (если быть точным, то «Светлов» - это псевдоним Лауреата Ленинской премии, его настоящая фамилия Шейнкман). Речные лайнеры названного типа имеют 6 одноместных, 33 двухместных (плюс 8 первого класса) и 22 четырехместных каюты. Есть санузлы, комнаты оснащены холодильниками, кондиционерами. Кают люкс две. Временные пристанища речных путешественников размещены в основном на главной и шлюпочной палубах. На борту может находиться до 210 пассажиров.

Все для приятного отдыха

Любимые места многих путешественников - ресторан и бар. Здесь можно приятно посидеть за чашечкой кофе, глядя, как за бортом тихо проплывают вечные природные сюжеты, а также принять пищу, весело провести свободное время. Пара салонов, кинозал и сувенирный киоск, - для приятного отдыха предусмотрено все.

Известно, что в ходе эксплуатации внутреннее оборудование (этого и некоторых других типовых судов) модернизировалось, в соответствии с требованиями современных стандартов. В ходе преобразований трехпалубный «Михаил Светлов» (теплоход) стал четырехпалубным.

Что касается экипажа, то он состоит из семидесяти человек (включая работников ресторана, как сказали бы в советское время - представителей сферы общепита). Плавучий отель не несет в себе экологической угрозы. Никаких вредных выбросов в окружающую среду не производит - все отходы перерабатываются (утилизируются или проходят через фильтры очищения).

На главной палубе

Судя по отзывам туристов, мебель в апартаментах рациональная, уютная. А душевую установку невозможно переоценить: что может быть лучше водных процедур перед сном или ранним утречком? Радиоточка позволяет всегда быть в курсе событий. В люксах, кроме телевизора, имеется средство для просмотра видео, а также мини-бар и дополнительный кондиционер.

Как отмечают путешественники, «Михаил Светлов» - теплоход удобный. Выходя на главную палубу, пассажир оказывается в шаговой доступности сразу от нескольких «учреждений» бытового обслуживания и здравоохранения - парикмахерской, медицинского пункта. Довольно популярен среди путешествующего братства массажный кабинет. Многие обожают сауну. Одежду можно привести в божеский вид в гладильной. На этом же элементе корпуса корабля (главной палубе) есть буфет и ресторан на семьдесят мест.

На шлюпочной палубе не менее интересно. Здесь особенно нравится тем, кто не мыслит себя вне поднимающих настроение ноток, потому что это месторасположение музыкального салона-бара. Но не только. Панорамный салон - тоже отличное местечко! Он находится в носовой части. Убежденные книголюбы и шахматисты - вечные обитатели территории.

Разные маршруты

Есть еще и палуба, название которой говорит само за себя - солнечная. Здесь кинозал и место для проведения развлекательных программ и дискотек (если, конечно, позволяет погода). Достижение времени - спутниковая связь. Она на теплоходе поддерживается, что очень нравится туристам.

Интересующимся маршрутами, которые проходит «Михаил Светлов» (теплоход) необходимо знать, что они ежегодно меняются. Воспользовавшись бортом, есть возможность побывать в Заполярье, полюбоваться своеобразными красотами Якутии. Комфорт, сервис на высоком уровне придают суровому, но прекрасному маршруту особый шарм.

Но не только в Заполярье известен теплоход «Михаил Светлов». Феодосия (Крым) тоже запомнила его в своих водах. Так к маршрутам по специальным программам отнесена морская экскурсия к подножию потухшего вулкана Кара-Даг (2016 год).

Два теплохода - один образ

Ну, а как же кино и его «Михаил Светлов» (теплоход)? «Бриллиантовая рука» без этого корабля была бы совсем другой. Но в картине никак не мог фигурировать корабль, построенный едва ли ни на двадцать лет позже съемок! Оказывается, светлое имя «киношному» лайнеру на время «присвоил» режиссер кинофильма большой поклонник творчества поэта.

На самом деле роль важного «неодушевленного персонажа» исполняли два теплохода - «Россия» (советский морской круизный дизель-электроход, построенный в 1938 году в Германии, изначально Patria) и «Победа» (пассажирский теплоход со сложной судьбой, построен в 1928 году в немецком Данцинге, изначально «Магдалена», с 1935 года - «Иберия»).

На причале, где семья провожает Горбункова в круиз, красуется «Россия». А вот про вечные понедельники на Острове невезения Козодоев (артист Андрей Миронов) поет уже на палубе «Победы». Примечательно, что до Гайдая у этого судна с кинолентами, мягко говоря, «не сложилось».

Грустное кино со счастливым концом

Известно, что в сентябре 1948 года, когда «Победа» прошла Новороссийск, матрос Скрипников по просьбе судового киномеханика Коваленко (основная должность - радиотехник) стал упаковывать просмотренные киноленты в коробки (готовил к сдаче на культбазу). Перемотка осуществлялась на ручном станке. Лента наэлектризовалась, заискрилась. Маленькая кладовая, где осуществлялся процесс, в мгновение ока была охвачена огнем.

Пламя быстро распространилось по теплоходу (сгорела даже запасная рация, по которой можно было дать сигнал SOS). Тушением пожара занимались сначала самостоятельно. Когда прибыли спасатели, огонь был почти побежден. Судно даже смогло своим ходом добраться до Одессы (спасенных пассажиров транспортировали отдельно). Позже оно было отремонтировано и работало до 1970-х годов, затем его утилизировали.

Но это все из судьбы прототипа гайдаевского «короля морей». Что касается биографии настоящего судна, то она продолжается. Сколько туристов уже успели оценить теплоход «Михаил Светлов»! Отзывы, а их в судовой книге немало, свидетельствуют о том, что пребывать и путешествовать на корабле людям очень нравится!


В фильме "Бриллиантовая рука" Андрей Миронов поёт свою знаменитую песню "Остров невезения" на палубе круизного судна. Декорацией служит теплоход "Победа", бывшая немецкая "Иберия".
В судьбе этого судна, как в зеркале, отразились многие важные политические события середины 20-ого века.

НЕМЕЦКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Судно было построено по заказу немецкой судоходной компании на верфи «Schichau Werft» в городе Данциг (польск. Гданьск) в 1928 году для эксплуатации на линии Европа - Центральная Америка - Вест-Индия. В первый рейс вышло 29 декабря 1928 года.
После полугодичного ремонта и переоборудования в Гамбурге на верфи «Blohm & Voss» лайнер «Магдалена» вышел с завода однотрубным теплоходом с новым названием «Иберия» (нем. «Iberia»).
После Второй мировой войныВ военное время «Иберия» служила плавбазой ВМФ Германии в Киле. Первоначально после войны 9 июня 1945 года её получил британский флот. 18 февраля 1946 г. не пострадавшая в военных действиях «Иберия» по репарации была передана СССР в Черноморское морское пароходство. Здесь лайнер получил новое наименование - «Победа».

РОКОВОЙ РЕЙС
31 июля 1948 года теплоход «Победа» с 323 пассажирами и 277 тоннами груза на борту вышел из порта Нью-Йорка. В числе пассажиров были в основном работники министерств иностранных дел и внешней торговли с семьями, а также несколько представителей других ведомств, а также семья китайского маршала Фэн Юйсяна, следовавшая в Китай через Советский Союз.
На подходе к Гибралтару было получено указание: зайти в Александрию и принять на борт еще порядка 2 000 армян-репатриантов из Египта, возвращающихся в Армению. Тем не менее, все репатрианты были благополучно доставлены в конце августа в порт назначения - Батуми.
Вскоре после рокового рейса "Победы" армянская репатриация была прекращена.

1 сентября радиостанция Черноморского пароходства получила с теплохода донесение: «Победа» прошла Новороссийск и к 14 часам 2 сентября предполагает прибыть в Одессу. Больше судно на связь не вышло. Однако сначала это никого не насторожило. Лишь утром 2 сентября в Черноморском пароходстве запросили суда и порты на пути следования лайнера, но оказалось, что никто из них связи с «Победой» не имел и сигналов SOS в эфире не слышал. Командование Черноморским флотом выслало поисковые самолеты, и в 21 час один из летчиков сообщил, что обнаружил обгоревший теплоход в 70 милях к юго-востоку от Ялты; возле него находились пять шлюпок с людьми.

АРМЯНЕ

В июле 1945 года на Потсдамской конференции глава советского МИДа Вячеслав Молотов заявил Трумэну и Черчиллю, что "в 1921 году турки воспользовались слабостью Советского государства и отняли у него часть Советской Армении. Армяне в Советском Союзе чувствуют себя обиженными".
Союзники не собирались сдавать Турцию, но и Сталин не хотел отступать от своих требований. А поскольку грядущая аннексия провозглашалась восстановлением исторической справедливости в отношении армян, СССР должен был располагать должным количеством представителей этого народа, чтобы быстро заселить новые земли. 21 ноября 1946 года СНК СССР принял решение "О мероприятиях по вопросу возвращения зарубежных армян в Советскую Армению". Началась новая кампания по репатриации армян на историческую родину. В 12 государствах, включая США, Францию, Румынию, Египет, Болгарию, Ливан, Сирию, о желании выехать в СССР заявили около 360 тыс. человек.

О пребывании на "Победе" рассказывают очевидцы:
Тяжело приходилось морякам и на стоянках в портах. Забирать армян «Победа» начинала из Марселя. Потом шла в Египет, в Александрию. Потом в ливанский порт Бейрут. Потом в сирийский порт Латакию. Оттуда в Грецию, в Пирей. Привозил теплоход своих пассажиров в Батуми, откуда по железной дороге их доставляли в Ереван.
Каждая армянская семья везла много багажа. У многих были редкие для СССР в те времена легковые машины. И все это нужно было погрузить, разместить и закрепить на случай штормовых погод.
Принимая на борт пассажиров с их багажом, матросы сбивались с ног, старший помощник капитана ломал голову, куда поставить автомобили, а пассажирский помощник отбивался от армянских мам, упрашивавших дать их детям такую каюту, «чтобы не качало».
Репатрианты ехали в неизвестность. Одни с радостью от предстоящей встречи с исторической родиной Арменией, другие - в смятении. Был случай, когда муж молодой армянки, француз, при прохождении Босфора прыгнул за борт и поплыл к берегу.

ПОЖАР
В это время исполняющий обязанности судового киномеханика радиотехник Коваленко решил подготовить к сдаче на культбазу партию кинофильмов, взятых в рейс, и попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке лента заискрила и вспыхнула. От неё загорелись рядом лежащие мотки. Через несколько секунд пламя охватило кладовую, вспыхнула одежда на матросе. Скрипников выскочил из кладовой, захлопнул дверь и с криками о помощи кинулся бежать по коридору. Раскалённым воздухом в кладовой выбило дверь, и вырвавшийся огненный смерч охватил ковровые дорожки и фанерные переборки кают. Пламя, вытягиваемое по коридору мощной струёй воздуха, дошло до трапа, ведущего в вестибюль вышележащей палубы, и оттуда по двум вертикальным шахтам лестницы достигло верхнего мостика, воспламеняя всё на своем пути. В считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению. Вахтенный радист Веденеев, застигнутый огнём, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать ни сигнал бедствия, ни сообщение о том, что вынужден покинуть вахту. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом.

Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна. В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасённые пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».

При пожаре погибли два члена экипажа - буфетчица Г. Гуньян и матрос В. Скрипников и 40 пассажиров, включая 19 женщин и 15 детей, среди них были китайский маршал Фэн Юйсян и его дочь.

Октябрь Бар-Бирюков пишет: "Следствие предполагало, что в Александрии при посадке столь большого числа пассажиров на судно проникли диверсанты, которые организовали пожар. Тем более, что в Батуми на теплоходе в разных местах были обнаружены кусочки какого-то вещества, похожего на руду. По свидетельству очевидцев, при пробном поджоге они горели голубым пламенем с высокой температурой.
Автор этих строк, завершавший учебу в Каспийском высшем военно-морском училище, летом 1948 года проходил практику на кораблях в Одессе и Севастополе. Через несколько месяцев, получив звание флотского мичмана, я опять был направлен на Черноморский флот. Там я попал в Севастополь, и мне довелось увидеть «Победу». Она стояла на внешнем рейде и дожидалась освобождения места у причальной стенки судоремонтного завода.
На заводе у меня было немало знакомых, общавшихся с экипажем судна. Из разговоров с ними мне удалось выяснить кое-какие подробности ЧП. Пожар, по словам моих собеседников, возник после прохода Ялты. В средней части судна под капитанским мостиком загорелись ящики груза, взятого на борт. Во время рейса их не раз переставляли с места на место. Некоторые свидетели впоследствии утверждали, что ящики с неизвестным грузом горели, как бенгальские огни.
Перед выходом из Нью-Йорка жена одного из советских дипломатов, уезжавших из США, не захотела возвращаться на родину, и американцы взяли ее под свою опеку. Однако ее багаж был погружен на «Победу» и находился в средней части судна, где начался пожар. Кроме того, перед выходом из Нью-Йорка местные власти затеяли дезинфекцию судна. Экипаж двое суток проживал в гостиницах, пока американцы наводили на «Победе» порядок, несмотря на протесты капитана. В результате, по разным показаниям, многие предметы – мебель, ковры, шторы и даже поверхности палуб, переборок кают и других помещений, пропитанные «дезинфицирующим» составом, – горели особенно активно. Все это в итоге осталось без внимания следствия."

КИТАЙСКИЙ МАРШАЛ

Но самое интригующее обстоятельство связано с китайским маршалом. Он ехал в СССР с важной миссией. Считалось, что он может занять один из ключевых постов в правительстве нового Китая.
Это был человек с большой биографией. Фэн Юйсян начал военную службу во время Синьхайской революции 1911-1913 годов и вскоре выдвинулся на командные должности. В октябре 1924 года, уже будучи генералом, Фэн со своими войсками захватил Пекин, произведя государственный переворот, а в 1926 году вступил в партию Гоминьдан. Летом 1927 года он поддержал лидера Гоминьдана Чан Кайши, разорвавшего отношения с китайской компартией. Однако в годы войны с Японией (1937-1945) Фэн был сторонником сотрудничества с коммунистами.
В 1948 году завершался разгром армии Гоминьдана войсками коммунистической Народно-освободительной армии Китая. На повестке дня стоял вопрос о создании общенационального правительства. Некогда всесильный Фэн уже миновал зенит политической славы. Но он только что совершил очередной политический поворот, полностью перейдя на сторону компартии. Кроме того, Фэн Юйсян до конца жизни сохранял христианское вероисповедание, относительно нетипичное для китайской глубинки начала XX века, за что и получил прозвище «генерал-христианин». Несмотря на противодействие своего окружения, он крестил не только своего сына, но даже часть своих солдат.

Известно, что Сталин не очень доверял Мао, называя его «редиской»: снаружи красным, а внутри белым. Известно также, что, оказывая определенную военно-техническую помощь китайским коммунистам, Москва отдавала приоритет легитимному на тот момент гоминьдановскому правительству Чан Кайши. Возможно, размышляя над судьбами Китая, Сталин разрабатывал несколько вариантов с привлечением «запасных» фигур. Одной из них мог быть маршал Фэн Юйсян. Его возвращение в Китай было, скорее всего, невыгодно Мао. Таинственная гибель Фэна на советском теплоходе, возможно, нарушила стратегические планы Сталина. И, что совершенно очевидно, расчистила путь Мао к верховной единоличной власти.

СУД
В начале 1949 года состоялся закрытый суд над виновниками случившегося. Ими были признаны нештатный киномеханик Коваленко, помогавший ему матрос Скрипников, капитан теплохода Пахолок и два его помощника, а также радист, не передавший сигнал SOS, и диспетчер пароходства. Капитан судна Николай Пахолок и киномеханик Коваленко были приговорены к 15 годам лишения свободы, помполит Першуков - к десяти, радист Веденеев - к восьми. Работники береговых служб, косвенно виновные в трагедии, получили более мягкие приговоры. А строже всех был наказан старпом Александр Набокин, отвечавший за пожарную безопасность: он был приговорён к 25 годам лишения свободы - тогдашней высшей мере.

Фото Vladimir Mandel с сайта http://www.shipspotting.com/

«Победа» продолжала работать в составе Черноморского пароходства на внутренних и зарубежных линиях. В середине 1950-х годов она числилась среди лучших судов пароходства. В 1962 г., во время карибского кризиса, судно использовали для перевозки советских войск на Кубу, в конце 1970-х годов оно было списано из состава флота и утилизировано на берегу Гадани-бич в городе Читтагонг (Бангладеш).

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 10 августа 2016; проверки требуют.

Победа - пассажирский теплоход, использовался для пассажирских перевозок на линии Одесса - Нью-Йорк - Одесса, принадлежал Черноморскому морскому пароходству . Первоначально судно имело название «Магдалена» (нем. «Magdalena» ).

Судно было построено по заказу немецкой судоходной компании HAPAG на верфи «Schichau Werft» в городе Данциге (польск. Гданьск) в 1928 году для эксплуатации на линии Европа - Центральная Америка - Вест-Индия. В первый рейс вышло 29 декабря 1928 года.

Двухвальная энергоустановка из двух 8-цилиндровых дизельных двигателей «Зульцер» марки 8SМ68 мощностью по 3 500 л. с. каждый при 105 об./мин. позволяла теплоходу развивать скорость порядка 15,5 узла, работая на два 4-лопастных гребных винта.

31 августа судно взяло курс на Одессу. На борту осталось 310 пассажиров и члены экипажа. 1 сентября в час дня радиостанция Черноморского пароходства в Одессе получила плановое донесение с теплохода о том, что прошли Новороссийск и к двум часам 2 сентября предполагается прибытие в Одессу. После этого радиосвязь с судном прекратилась.

Утром, 2 сентября в Черноморском пароходстве начали предпринимать меры к выяснению причин молчания теплохода, запросив суда в море и порты на пути следования лайнера: никто связи с «Победой» не имел и сигналов SOS не слышал. Руководство обратилось за помощью к командованию Черноморским флотом, и в море были посланы поисковые самолёты морской авиации. В 21.00 один из лётчиков сообщил, что обнаружил обгоревший теплоход «Победа» в 70 милях к юго-востоку от Ялты, возле него находились пять шлюпок с людьми. К аварийному судну из Феодосии, Севастополя, других мест была направлена помощь. Из Одессы на помощь были направлены курсанты и преподаватели Одесского высшего мореходного училища .

По данным следствия, 1 сентября 1948 года, около 13 часов лайнер миновал Новороссийский порт. В это время исполняющий обязанности судового киномеханика радиотехник Коваленко решил подготовить к сдаче на культбазу партию кинофильмов, взятых в рейс, и попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке киноплёнка заискрила и вспыхнула. От неё загорелись рядом лежащие мотки. Через несколько секунд пламя охватило кладовую, вспыхнула одежда на матросе. Скрипников выскочил из кладовой, захлопнул дверь и с криками о помощи кинулся бежать по коридору. Раскалённым воздухом в кладовой выбило дверь, и вырвавшийся огненный смерч охватил ковровые дорожки и фанерные переборки кают. Пламя, вытягиваемое по коридору мощной струёй воздуха, дошло до трапа, ведущего в вестибюль вышележащей палубы, и оттуда по двум вертикальным шахтам лестницы достигло верхнего мостика, воспламеняя всё на своем пути. В считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению. Вахтенный радист Веденеев, застигнутый огнём, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать ни сигнал бедствия, ни сообщение о том, что вынужден покинуть вахту. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом.

Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна. В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасённые пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».

При пожаре погибли 42 человека: два члена экипажа - буфетчица Г. Гуньян и матрос В. Скрипников и 40 пассажиров, включая 19 женщин и 15 детей, среди них были участник эры милитаристов китайский маршал Фэн Юйсян с дочерью и вдова писателя А. Н. Афиногенова Евгения Бернардовна (Дженни Шварц) .

О пожаре на теплоходе «Победа» и гибели китайского маршала сразу же было доложено Сталину . Существует мнение, что первоначально в происшествии была заподозрена диверсия. Постановлением Совета министров СССР от 14 сентября полностью и немедленно отменена репатриация в СССР зарубежных армян и воспрещён приём армянских переселенцев в Армению .

В начале 1949 года состоялся закрытый суд над виновниками случившегося. Ими были признаны нештатный киномеханик Коваленко, помогавший ему матрос Скрипников, капитан теплохода Пахолок и два его помощника, а также радист, не передавший сигнал SOS, и диспетчер пароходства. Капитан судна Николай Пахолок и киномеханик Коваленко были приговорены к 15 годам лишения свободы, помполит Першуков - к десяти, радист Веденеев - к восьми. Работники береговых служб, косвенно виновные в трагедии, получили более мягкие приговоры. А строже всех был наказан старпом Александр Набокин, отвечавший за пожарную безопасность: он был приговорён к 25 годам лишения свободы - существующей тогда высшей мере.

Страница 6 из 7

Замечательным пополнением пассажирского Черноморского пароходства стали четыре немецких лайнера, которые достались СССР тоже по репарациям из фашистской Германии. Первым на Черное море прибыл лайнер "Победа" , который уже 15 апреля 1947 года вышел из Одессы в свой первый рейс на линию Крым - Кавказ.

История этого лайнера началась в далеком 1928 году на верфи в Данциге. Судно получило свое первое имя - "Rio Magdalena". Вступление лайнера в строй состоялось 14 декабря 1928 года, а уже 29 декабря "Магдалена" отправилась в свой первый рейс из Гамбурга в Вест-Индию. Судно было окрашено в традиционные для компании Нараg цвета - черный корпус и белые надстройки. Для солидности лайнер имел два дымаря, но во время капитального ремонта в Гамбурге их заменили на одну широкую трубу. Полная (валовая) вместимость судна составляла 9779 брт, Длина корпуса достигала 148,1 м, ширина - 18,5 м, осадка - 10,5 м. Два восьмицилиндровых дизеля фирмы Шихау имели общую мощность 6800 л.с. и обеспечивали скорость полного хода 15 узлов, работая на два четырехлопастных винта. Капитальный ремонт и переоборудование длились с 28 мая 1934 года по февраля 1935 года, и лайнер после выхода из ремонта получил название "Iberia". Теплоход мог взять на борт 123 пассажира 1-го класса, 102 - 2-го класса, 106 - 3-го класса. Экипаж судна составлял 177 человек.

Вторую мировую войну лайнер провел в Готенхафени (Киль), использовался Кригсмарине как судно-база для немецких подводных лодок. СССР лайнер был передан по репарации 18 февраля 1946 года и на Черное море перешел своим ходом. Теплоход получил новое имя - "Победа". В сентябре 1948 года, после выхода из Батуми, на судне возник пожар с многочисленными человеческими жертвами, погибли и китайский маршал Фэн Юй Сян с семьей. Все сорок погибших пассажиров и два члена экипажа были захоронены на мемориале 2-го Одесского христианского кладбища. Гроб же с телом маршала Фэн Юй Сян самолетом был отправлен в Москву, где был кремирован. После аварии судно до 1950 года ремонтировалось в Висмаре (Германия), после чего обновленная "Победа" вернулась на Черное море, на родную Крымско-Кавказскую линию. Разжалованные и лишенные виз моряки называли линию Крымско-Калымской. А простые пассажиры путешествие от Одессы до Батуми и обратно, просто обожали. За какие-то небольшие деньги они погружались в другой мир – путешествий и авантюр, южных ночей и любовных приключений. Даже, если ты был совсем на мели, мог купить палубный билет, одна ночь на шезлонге на палубе, если не хватило шарма устроиться получше, и ты уже в Ялте или еще одна ночь - и ты в Сочи... На «Победе» был самый красивый, среди пассажирских судов, двухъярусный, отделанный красным деревом ресторан .

А ещё «Победа» снималась в художественном фильме. Вместе с теплоходом «Россия» она снимались в комедии Леонида Гайдая - «Бриллиантовая рука» как пассажирский теплоход «Михаил Светлов», направляющийся в круиз по маршруту Ленинград - Одесса - Ленинград, с остановкой в Стамбуле. Именно на палубе «Победы» Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения. Лайнер эксплуатировался до 1977 года, а затем был продан за границу на металлолом.

Теплоход "Россия" считали флагманом пассажирского флота Черноморского морского пароходства. Все одесситы старшего поколения помнят знаменитый лайнер . Дизель-электроход был построен в Гамбурге (Германия). Судно спустили на воду 15 января 1938 года и оно получило имя "Патрия". "Патрия" была крупнейшим на то время дизель-электрическим пассажирским судном в мире.

27 августа 1938 г. лайнер вышел в свой первый регулярный рейс из Гамбурга через Панамский канал к западному побережью Южной Америки.С началом второй мировой войны "Патрия" перешла в Штеттин, где и находилась до 1942 года, как плавказарма. Потом судно перевели на стоянку в порт Фленсбург, где оно продолжало использоваться, как плавбаза ВМФ. После смерти Гитлера, в первых числах мая 1945 года на лайнере размещалось немецкое имперское правительство во главе с грос-адмиралом Карлом Деницем. Потом лайнер приглянулся британцам, прошел ремонт на белфастский верфи и под наименованием "Empire Welland" использовался для военных перевозок. В феврале 1946 года лайнер был передан по репарации Советскому Союзу и в том же году под новым именем "Россия" осуществил рейс из Ливерпуля в Нью-Йорк.

С 1948 года "Россия" стала на Крымско-Кавказскую линию. Лайнер имел полную вместимость 16 595 брт.

Длина корпуса - 182,2 м, ширина - 22,5 м, осадка, - 11,1 м. Двигательную установку теплохода составляли: шесть дизелей фирмы МАN (пять 8-цилиндровых и один 6-цилиндровый), шесть дизель-генераторов и два электромотора. Общая мощность силовой установки достигала 15 000 л.с. и скорость полного хода - 17 узлов.

Лайнер брал на борт до 730 пассажиров (с 1969 г. - 792), в т.ч. 185 первого класса и класса "люкс". Численность экипажа и обслуживающего персонала достигала 240-260 человек.

Дизель-электроход "Россия" пользовался огромной популярностью у отдыхающих и часто брал на борт ещё дополнительно до 200 – 250 (а при необходимости до 500) "палубных" пассажиров, которые ночевали в шезлонгах на прогулочных палубах, не имея собственных каютных мест. Вещи такие пассажиры сдавали в камеры хранения.

Кроме круизных и линейных рейсов одесситам, и не только, очень полюбились 2-х – 3-х дневные прогулки Одесса – Ялта, Одесса – Севастополь. Со временем, почтенный лайнер выглядел уже старомодно, на фоне более молодых судов постройки 1960-х – 1980-х годов, но всё равно как-то необычно, грандиозно и очень величественно. "Россия" безаварийно проплавала вплоть до конца 1984 года, была выведена из эксплуатации, в 1985 году продана на металлолом в Японию.

«Magdalena» ).
«Победа»
в 1934-1946 годах - «Iberia»
до 1934 года - «Magdalena»
Флаг
СССР СССР
Класс и тип судна Пассажирское судно
Порт приписки Бремен , Одесса
Номер ИМО
Изготовитель Schichau Werft, Вольный город Данциг
Спущен на воду 23 августа 1928
Выведен из состава флота 1977
Статус Утилизирован
Основные характеристики
Водоизмещение 14 039
Длина 153 м
Ширина 18,5 м
Высота 9,0 м
Осадка 7,49
Двигатели Дизельная ГЭУ
Мощность 2 x 2650
Движитель ВФШ
Скорость хода 15,5 узлов (28,7 км.ч)
Экипаж 164 чел.
Пассажировместимость 432 чел.
Регистровый тоннаж 4 000 т
Изображения на Викискладе

История постройки

Судно было построено по заказу немецкой судоходной компании HAPAG на верфи «Schichau Werft» в городе Данциге (польск. Гданьск) в 1928 году для эксплуатации на линии Европа - Центральная Америка - Вест-Индия. В первый рейс вышло 29 декабря 1928 года.

Двухвальная энергоустановка из двух 8-цилиндровых дизельных двигателей «Зульцер» марки 8SМ68 мощностью по 3 500 л. с. каждый при 105 об./мин. позволяла теплоходу развивать скорость порядка 15,5 узла, работая на два 4-лопастных гребных винта.

31 августа судно взяло курс на Одессу. На борту осталось 310 пассажиров и члены экипажа. 1 сентября в час дня радиостанция Черноморского пароходства в Одессе получила плановое донесение с теплохода о том, что прошли Новороссийск и к двум часам 2 сентября предполагается прибытие в Одессу. После этого радиосвязь с судном прекратилась.

Утром, 2 сентября в Черноморском пароходстве начали предпринимать меры к выяснению причин молчания теплохода, запросив суда в море и порты на пути следования лайнера: никто связи с «Победой» не имел и сигналов SOS не слышал. Руководство обратилось за помощью к командованию Черноморским флотом, и в море были посланы поисковые самолёты морской авиации. В 21.00 один из лётчиков сообщил, что обнаружил обгоревший теплоход «Победа» в 70 милях к юго-востоку от Ялты, возле него находились пять шлюпок с людьми. К аварийному судну из Феодосии, Севастополя, других мест была направлена помощь. Из Одессы на помощь были направлены курсанты и преподаватели Одесского высшего мореходного училища .

Расследование

По данным следствия, 1 сентября 1948 года, около 13 часов лайнер миновал Новороссийский порт. В это время исполняющий обязанности судового киномеханика радиотехник Коваленко решил подготовить к сдаче на культбазу партию кинофильмов, взятых в рейс, и попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке киноплёнка заискрила и вспыхнула. От неё загорелись рядом лежащие мотки. Через несколько секунд пламя охватило кладовую, вспыхнула одежда на матросе. Скрипников выскочил из кладовой, захлопнул дверь и с криками о помощи кинулся бежать по коридору. Раскалённым воздухом в кладовой выбило дверь, и вырвавшийся огненный смерч охватил ковровые дорожки и фанерные переборки кают. Пламя, вытягиваемое по коридору мощной струёй воздуха, дошло до трапа, ведущего в вестибюль вышележащей палубы, и оттуда по двум вертикальным шахтам лестницы достигло верхнего мостика, воспламеняя всё на своем пути. В считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению. Вахтенный радист Веденеев, застигнутый огнём, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать ни сигнал бедствия, ни сообщение о том, что вынужден покинуть вахту. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом.

Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна. В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасённые пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».

При пожаре погибли 42 человека: два члена экипажа - буфетчица Г. Гуньян и матрос В. Скрипников и 40 пассажиров, включая 19 женщин и 15 детей, среди них были участник эры милитаристов китайский маршал Фэн Юйсян с дочерью и вдова писателя А. Н. Афиногенова Евгения Бернардовна (Дженни Шварц) .

О пожаре на теплоходе «Победа» и гибели китайского маршала сразу же было доложено Сталину . Существует мнение, что первоначально в происшествии была заподозрена диверсия. Постановлением Совета министров СССР от 14 сентября полностью и немедленно отменена репатриация в СССР зарубежных армян и воспрещён приём армянских переселенцев в Армению .

Последствия

В начале 1949 года состоялся закрытый суд над виновниками случившегося. Ими были признаны нештатный киномеханик Коваленко, помогавший ему матрос Скрипников, капитан теплохода Пахолок и два его помощника, а также радист, не передавший сигнал SOS, и диспетчер пароходства. Капитан судна Николай Пахолок и киномеханик Коваленко были приговорены к 15 годам лишения свободы, помполит Першуков - к десяти, радист Веденеев - к восьми. Работники береговых служб, косвенно виновные в трагедии, получили более мягкие приговоры. А строже всех был наказан старпом Александр Набокин, отвечавший за пожарную безопасность: он был приговорён к 25 годам лишения свободы - существующей тогда высшей мере.

Дальнейшая судьба

«Победа» продолжала работать в составе Черноморского пароходства на внутренних и зарубежных линиях. В середине 1950-х годов она числилась среди лучших судов пароходства.